June 20 2018 10:21:19
Навигация
Последние статьи
· APSTX V1.03 - плата ...
· 1944 - Дальний истре...
· Мне подачки фашистов...
· Цифрал КЛ-2 абонентс...
· CASIO SPORT NO:621G ...
· Geneva Platinum JD-3...
· KM-2626 сгорел еще о...
· О поездке Боннэр в И...
· Рабиндранат Тагор "И...
· Микола Садкович "Пов...
· Филателия - кляссеры...
· Senit VC890D+ цифров...
· ALDO S-1613-FX китай...
· Panasoanic KX-TS100 ...
· Panasonic KX-T7730 р...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Ан-74ТК-300 пополнение в семействе
Ан-74ТК-300 пополнение в семействе

Ан-74ТК-300 пополнение в семействе

 

 

Ан-74ТК-300 самолет "Антонова"

Ан-74ТК-300 самолет "Антонова"

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

 

Эффект Коанда

 

Очень часто люди, недостаточно глубоко посвященные в вопросы аэродинамики, недоумевают по поводу расположения двигателей на самолетах Ан-72 и Ан-74. А ведь именно такое расположение их обеспечивает, при определенных условиях, выигрыш в подъемной силе крыла за счет увеличения скорости воздушного потока на его верхней поверхности, а также за счет отклонения реактивной струи вниз при ее «прилипании» к этой поверхности при отклоненных закрылках. Этот эффект аэродинамики называют эффектом Коанда. Использовать его авиаконструкторы ряда стран пытались еще до появления Ан-72. Американцы, например, создали экспериментальный четырехдвигательный транспортный самолет YC-14, а японцы - близкий к нему по схеме СХ-1, тоже экспериментальный. По различным причинам эти аппараты не пошли в серию, а вот Ан-72 и Ан-74 в общей сложности было построено около 170 экземпляров. Это достаточно большое количество для самолета столь нетрадиционной схемы.

 

Но что реально дало такое расположение двигателей? По современной терминологии, Ан-72 и Ан-74 относятся к самолетам класса STOL (short take off and landing - короткого взлета и посадки). И действительно, в ходе испытаний (1977-80 гг.) на первом варианте Ан-72 удавалось выполнить посадки с длиной пробега всего 120 м, а взлеты - с разбегом около 400 м. Правда, как и за все в жизни, за выигрыш во взлетно-посадочных характеристиках (ВПХ) пришлось заплатить повышенным расходом топлива в крейсерском полете: реактивная струя омывала большие участки крыла и фюзеляжа, в результате росло сопротивление трения. Однако на это закрыли глаза, так как при разработке Ан-72 ставка делалась на достижение качеств, необходимых ему в первую очередь как оперативному военно-транспортному самолету, среди которых хорошие ВПХ считались чуть ли не самыми главными.

 

Позже, при создании на базе Ан-72 специализированного самолета для работы в Арктике и Антарктике -Ан-74, перед конструкторами встала задача повышения его дальности полета, а значит, уменьшения расхода топлива. Тогда-то впервые и возникла идея переноса двигателей под крыло, позволявшая исключить контакт высокоскоростной реактивной струи с поверхностью самолета и снизить сопротивление трения. Но, с другой стороны, в полярных условиях самолету ничуть не менее, чем экономичность, нужны были и хорошие ВПХ. Этого требовали постоянные посадки на ледовые и заснеженные аэродромы, а часто и на дрейфующие льдины весьма ограниченных размеров. Противоречие это разрешилось довольно оригинальным образом. Дело в том, что создание Ан-74 совпало по времени с запуском в серийное производство Ан-72, и ради снижения производственных затрат было принято решение в значительной степени унифицировать оба самолета. На них эффект Коанда и, соответственно, хорошие ВПХ были сохранены, а приемлемой дальности полета достигли путем увеличения размаха крыла. Не последним доводом в пользу сохранения двигателей на прежнем месте стал успех испытаний YC-14, который как раз в то время имел шансы поступить на вооружение ВВС США.

 

Предполагаемый характер применения Ан-74 определял и другие его черты: количество членов экипажа и компоновку, характерной особенностью которой является расположение части оборудования по бортам фюзеляжа, что позволило увеличить полезный объем грузовой кабины, хотя и привело практически к полному отсутствию иллюминаторов.

 

В ногу со временем

 

В таком виде Ан-74 поступил в эксплуатацию и, надо сказать, оказался вполне соответствующим своему назначению. Однако время шло, расширялся круг эксплуатантов самолета, и перечень требований к нему также расширялся и изменялся. Соответственно менялся и облик самолета. Сперва путем небольших доработок базовой машины был создан Ан-74Т-100 - транспортный самолет грузоподъемностью 7,5 т, затем Ан-74ТК-100/-200 - конвертируемые грузопассажирские самолеты на 10 т груза или 52 пассажира. Их характерной особенностью является возможность конвертации из грузового в пассажирский либо обратно всего за 1-2 часа. Несколько позже была создана и сертифицирована салонная модификация самолета - Ан-74Д, причем работы над административными вариантами «семьдесятчетверки» интенсивно продолжаются и в настоящее время - создаются модификации с уровнем комфорта в салоне, не уступающим зарубежным самолетам такого назначения. И заметьте, все эти варианты разработаны на базе оперативного военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки. Поэтому особенно важно отметить, что все они были сертифицированы, как и другие модификации, в том числе Ан-72-100, Ан-72-ЮОД (грузовая и салонная модификации Ан-72) и Ан-74-200. Получение сертификата летной годности каждого из вариантов становилось свидетельством высокого уровня его безопасности.

 

К середине 1990-х годов подавляющее большинство этих самолетов уже не летало ни с каких льдин и коротких необорудованных площадок, а эксплуатировалось с классных аэродромов с бетонными полосами длиной до 2000 м. Можно сказать, что сложилась устойчивая тенденция отказа от применения на Ан-72/74 режимов короткого взлета и посадки. Сформировался даже, в своем роде, соответствующий сектор рынка. Наиболее заметными эксплуатантами здесь являются авиакомпании «Газпромавиа» (Москва, 12 самолетов Ан-74), «ENI-МЕХ» (Таллинн, 5 Ан-72), «Ямал» (Салехард), «RAF-AVIA» (Рига), «CABI» (Донецк). К этому моменту на АНТК им. О.К.Антонова были проведены работы по увеличению максимальной взлетной массы Ан-74, и самолет стал летать дальше, а следовательно, дольше. Пришло время задуматься над увеличением скорости его полета.

 

Одним из существенных резервов для этого, как и для улучшения экономичности, оставалась ликвидация потерь, связанных с верхним размещением двигателя. По различным оценкам, перенос двигателей на пилоны под крыло давала возможность на 15 - 20 % снизить расход топлива.

 

Итак, Ан-74ТК-300

 

Первая масштабная модель уже существующего самолета Ан-74ТК-300 появилась в отделе перспективного проектирования АНТК в 1996 г. В то сложное время живая конструкторская мысль продолжала бороться за дальнейшее развитие семейства Ан-74 в стремительно меняющемся мире. Концепция нового варианта основывалась как раз на том, что сейчас потребителя гораздо больше интересует экономичность и скорость самолета, чем его способность выполнять взлеты и посадки на коротких площадках.

 

представитель семейства Ан-74 - конвертируемый Ан-74ТК-300

Новейший представитель семейства Ан-74 - конвертируемый Ан-74ТК-300

 

Идею создания этой модификации активно поддержали Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова П.В. Балабуев и Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия А.К. Мялица, Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» Ф.М. Муравченко и Генеральный директор ОАО «Мотор Сич» В.А. Богуслаев. Таким образом, все основные предприятия авиапрома Украины включились в создание самолета. На ХГАПП развернулись широкомасштабные работы по постройке первого Ан-74ТК-300 после того, как специалисты АНТК внесли ряд серьезных изменений в конструкцию самолета и его систем. В частности, за счет сокращения состава экипажа до 3 человек появилась возможность увеличить длину грузовой кабины путем переноса перегородки с 9 на 8 шпангоут. Была изменена компоновка оборудования, что позволило установить по 9 иллюминаторов на каждом борту. Кстати, само оборудование тоже усовершенствовано. На самолете применен пилотажно-навигационный комплекс, сертифицированный «до установки» и затем сертифицированный на новом региональном пассажирском самолете Ан-140. Особенностью комплекса является наличие системы спутниковой навигации производства «Аризон-Навигация» (г. Смела, Украина), что дает возможность самолету летать без ограничений по всем трассам ближнего и дальнего зарубежья. Выбор «Аризон-Навигации» стал отражением общей тенденции к расширению производственной кооперации при строительстве самолета и увеличению в ней доли украинских предприятий. А запорожские двигателестроители традиционно сыграли одну из главных ролей в создании Ан-74ТК-300, разработав двигатели Д-36 серии 4А вместо применявшейся ранее на самолетах этого семейства серии ЗА.

 

ТРДД Д-36 серии А4, который установлен в Ан-74ТК-300

Двигатель ТРДД Д-36 серии А4, который установлен в Ан-74ТК-300

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

Особо в новом «Ане» следует отметить состоявшийся «поворот лицом» к пассажиру, необходимость в котором ясно выявила многолетняя эксплуатация самолетов семейства Ан-74. Так, серьезным изменениям подверглась бортовая система кондиционирования воздуха: температурное поле в кабине стало более равномерным, а вентиляция - менее шумной благодаря тщательному подбору геометрии и материалов воздуховодных коробов. Улучшена и звукоизоляция кабины от окружающей среды. На ХГАПП могут рассказать о том, как приятно были удивлены первые потенциальные заказчики, сперва побывав в обычном Ан-74, а затем посетив Ан-74ТК-300. Специально для демонстрации им эффективности принятых мер включали двигатели, при этом уровень шума в салоне соответствовал, как было отмечено, «лучшим зарубежным аналогам». Принципиально изменен интерьер самолета. Для решения задачи его радикального обновления и улучшения под руководством А.К. Мялицы было создано и приступило к работе специализированное предприятие «Интерами».

 

Взлет самолета Ан-74ТК-300

Взлет самолета Ан-74ТК-300

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

Новый интерьер заметно лучше прежнего с точки зрения эргономики и эстетики, а кроме того, он удовлетворяет зарубежным нормам FAR 25.528, регламентирующим пожарную безопасность материалов и комплектующих. Требования этого раздела FAR предусматривают невозгораемость материалов при воздействии температуры до 800°С в течение 12 секунд, их самозатухаемость, отсутствие ядовитых выделений и целый ряд других условий. Необходимо отметить, что самолет в целом делался с учетом новых отечественных сертификационных норм АП-25. Эти нормы, как принято говорить, гомогенизированы с FAR-25 и JAR-25, действующими во всех развитых странах мира. Они максимально близки по структуре и уровню требований, а по жесткости некоторых требований АП-25 даже превосходят аналоги.

 

В 2001 г. работы по созданию новой машины были завершены, и 20 апреля Ан-74ТК-300, пилотируемый экипажем в составе: А.А. Круц - командир воздушного судна, В.П. Самодуров - второй пилот, В.И. Жуков - бортинженер, А.С. Макиян - ведущий инженер, совершил первый полет с аэродрома ХГАПП. Затем машина перелетела на летно-испытательную базу АНТК им. О.К.Антонова в Гостомеле, где прошла предварительный этап испытаний. В ходе его осуществлялась общая оценка устойчивости и управляемости самолета как наиболее влияющих на безопасность полета параметров. Эти испытания проводились с участием ведущих специалистов «Укравиатранса» в области сертификации, которые после 28 полетов одобрили дальнейшее продолжение испытаний и разрешили выполнение специальных показательных полетов на 44-м Парижском авиасалоне 16-22 июня 2001 г. На выставке было выполнено 5 демонстрационных полетов в «комбайне» с Ан-74ТК-200, что дало возможность посетителям оценить внешние отличия самолетов. Большой интерес вызвал также салон самолета повышенного комфорта. Кстати, Ан-74ТК-300 был чуть ли не единственным новым самолетом на салоне.

 

Ан-74ТК-300VIP - самолет Правительства Украины

Ан-74ТК-300VIP - самолет Правительства Украины

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

В ходе заводских испытаний самолет для более полной и объективной оценки его летных качеств пилотировали несколько летчиков-испытателей: А.А. Круц, В.Ю. Мосин, В.В. Гончаров, Е.А. Галуненко. По их отзывам, «самолет получился очень летучим», легко управляемым и экономичным. И хотя до настоящего времени полеты выполнялись с определенными ограничениями, специалисты прогнозируют увеличение крейсерской скорости Ан-74ТК-300 на 40-50 км/ч по сравнению с предыдущими версиями Ан-74 и улучшение топливной эффективности не менее, чем на 20%. Снижение часовых расходов топлива на уровне 13-15% уже получено в ходе испытаний. В совокупности это приводит к увеличению производительности самолета. Если Ан-74ТК-200 может перевозить 1,8 т груза на дальность 4350 км, то «трехсотка» перевозит 2,5 т груза на дальность 5200 км. На настоящий момент - середину июля - самолет выполнил уже около 50 полетов общей продолжительностью более 43 часов.

 

Главная особенность самолета - новое расположение двигателей

 

Ан-74ТК-300 кабина пилотов

Ан-74ТК-300 кабина пилотов

 

В эти жаркие дни на ХГАПП в три смены идут работы по подготовке самолета к комплексу сертификационных испытаний. На нем устанавливается специальное испытательное контрольно-записывающее оборудование с датчиками и монтажами, проводится, так называемая, «препарировка». Это оборудование позволяет регистрировать и предварительно обрабатывать до 1000 параметров. Для управления этой аппаратурой оборудуется два рабочих места инженеров-испытателей. В настоящее время запланировано, что комплекс сертификационных испытаний займет около 200 полетов, в ходе которых будут проверены все эксплуатационные и «заэксплуатационные» режимы. Для самых опасных и ответственных испытаний - на достижение максимальных углов атаки - на самолете проводятся специальные доработки. Взамен существующей двери-трапа будет установлена специальная дверь с мощным гидроприводом, открывающаяся против потока, что «в случае чего» обеспечит безопасное аварийное покидание самолета. Эти испытания позволят, в конечном счете, определить реальные взлетно-посадочные характеристики самолета, ведь высказывается мнение, что они не так уж и сильно пострадали в результате перемещения двигателей. Завершение всего комплекса испытаний и получение сертификата летной годности типа ожидается в конце этого - начале следующего года, то есть в товар, который можно легально продавать на рынке, Ан-74ТК-300 может превратиться только через год. Однако уже сегодня соответствующие службы ХГАПП и АНТК ведут активную работу по поиску покупателей. Ведь он является в настоящее время единственным современным реактивным самолетом разработки СНГ, способным уже в ближайшее время, после завершения непродолжительной программы летных сертификационных испытаний, эффективно эксплуатироваться как на региональных маршрутах, так и на линиях средней дальности. В ряду потенциальных заказчиков самолета - несколько авиакомпаний, среди которых есть и иностранные.

 

Пассажирские и VIP-компоновки Ан-74ТК-300

Пассажирские и VIP-компоновки Ан-74ТК-300

 

Дальнейшее развитие семейства

 

Самолеты Ан-74, заслужив добрую славу своей работой на некоторых секторах рынка авиаперевозок, несомненно, будут совершенствоваться и в будущем. Причем, конкретные направления совершенствования будут определяться самими заказчиками. При этом уже сегодня на повестке дня стоит увеличение угла стреловидности крыла и доработка его профилировки, что позволит еще больше увеличить крейсерскую скорость самолета. Рассматриваются модификации с дополнительными вставками в фюзеляже, что увеличит объем грузовой кабины; с хвостовой частью фюзеляжа без рампы, благодаря чему можно значительно снизить массу конструкции, хотя такой самолет, наверняка, потеряет привлекательность как универсальная машина. По некоторым оценкам, дальнейшим модификациям Ан-74 для повышения транспортной эффективности необходим фюзеляж большего диаметра.

 

Ан-74ТК-300 проекционные чертежи

Ан-74ТК-300 проекционные чертежи

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

В общем, как будет выглядеть следующий представитель семейства Ан-74, сегодня достоверно предсказать почти невозможно. Ясно только, что он будет лишь весьма отдаленно напоминать своего прародителя - Ан-72 образца 1977 года. А скорее всего, это будет уже совсем другой самолет...

 

 

Н.И. Онопченко, А.С. Макиян, В.Н. Кошарный, Е.А. Головнев

АНТКим. О.К. Антонова

 


 

 

Ан-74ТК-300 - грузопассажирский самолет создан в 2001 году в АНТК "Антонов" на базе Ан-74. Всего произведено 3 единицы и еще три в производстве (длительном)... Один самолет Ан-74ТК-300VIP был создан для государственной авиакомпании "Украина" для первых лиц Украины. Один Ан-74ТК-300 был создан для ВВС Ливии и в феврале 2011 года был фактически уничтожен на земле авианалетом европейских якобы "миротворцев"...

 

ЛТХ Ан-74ТК-300:

 

• Экипаж 2 человека

60 человек пассажиров (максимально)

Грузоподъемность 10 т

Масса пустого самолета 19 т

Взлетная масса 37,5 т (максимальная)

Масса топлива 13210 кг

Длина 28,07 м

Размах крыльев 31,89 м

Высота 8,65 м

Площадь крыла 98,62 кв. м

Двигатели - два ТРДД Д-36 серии А4, с тягой 2 х 63,76 кН (максимальная)

Скорость полета 750 км/ч (максимальная)

Крейсерская скорость 600-740 км/ч

Дальность полета 5300 км (максимальная)

Практический потолок 10100 м

 

 

 

PRETICH.ru

 

 

****

Комментарии
191 #1 Alex-007
May 23 2015 04:46:59
Этот самолет мог бы быть... но с нынешней ситуацией на Украине - можно ставить жирный крест. ЕС он не нужен, значит все будет уничтожено, инженеры, работяги, конструкторы - все пойдут мести дворы, или отправятся мыть сортиры в Германии...

-
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Последние комментарии
Новости
Нет комментариев
доступные
Статьи
аккумулятор дохлый, ре...
Деньги надо из золота ...
Страшное и платье и ст...
Ну и как там с ремонто...
Кто знает... я ценой и...
Фотогалерея
Помню я такие марки, у...
Так авиапочта же. Там ...
При Пол Поте марки нав...
Ничего себе, а что она...
Это вино - шмурдяк, та...
Отдельные страницы
Нет комментариев
доступные
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал



Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

3,344,027 уникальных посетителей