November 24 2017 16:28:33
Навигация
Последние статьи
· Джинсы, всякое такое...
· Товарный паровоз сер...
· Мастер и Маргарита -...
· Становление русского...
· Поэзия Довженко - о ...
· Готика - архитектура
· 1944 - Ганс Фриснер,...
· Н. К. Крупская - Что...
· 1924 - Акт комиссии ...
· 1921 - Ходоки у Ленина
· 1924 - Сообщение Ком...
· 1924 - Уфимские деле...
· 1924 - Протокол осви...
· Н.К. Крупская - Прие...
· 1924 - Официальная и...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Ил-2 советский штурмовик
Ил-2 советский штурмовик

Ил-2 советский штурмовик, IL-2 soviet shturmovik

 

Цикл статей посвященных самолету Ил-2, СССР

 

1

 

ИЛ-2, ИЛ-10

 

советский штурмовик Ил-2

 

 

САМОЛЕТЫ ДЛЯ ПЕХОТЫ


Центральный музей Вооруженных Сил СССР

 

Однажды летчик-штурмовик А. Недбайло решил подвести итог своей боевой работы за год. С 1943 по 1944-й он сто раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снаря­дов, около 40 тыс. пушечных снарядов, 150 тыс. пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции более 50 т бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 нацистских самолетов в воздухе и 17 на земле, сжег 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов. При захо­дах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более трехсот оккупантов было уничтожено огнем краснозвездного штурмовика... К 9 мая 1945 года Недбайло удвоил число боевых вылетов и закончил Великую Отечественную войну дважды Героем Советского Союза.

 

Надо сказать, что среди летчиков — Героев Советского Союза каждый третий сражался на самолетах-штурмови­ках, тех самых, о которых Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин сказал: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб...»

 

...Работы по созданию самолета для непосредственной поддержки пехоты на поле боя велись во многих странах еще со времен первой мировой войны. Но все попытки сделать его неуязвимым от огня с земли оказались неудачными: машины, сочетающей мощное вооружение, высокую скорость, маневренность и надежную защиту, изготовить так и не удалось. Дело в том, что броня, просто «надетая» на конструкцию, утяжеляла самолет. Кроме того, листы брони, скрепленные под прямым углом, ухудшали аэродинамику боевых машин.

 

Сергей Ильюшин, 1945 годРеальная возможность создать бронированный штурмовик появилась у наших авиаконструкторов после того, как инженеры С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров разработали авиационную броню АБ-1, пригодную для изготовления сложноштампованных изделий. Эту возможность первым оценил С. В. Ильюшин. «Сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части забронированы»,— писал он в правительство 28 января 1938 года. Получив одобрение, С. В. Ильюшин оставил пост начальника Главного управления авиационной промышленности и полностью переключился на конструкторскую деятельность. Проектирование и постройка опытного экземпляра шли ударными темпами, и 2 октября 1938 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял двухместный ЦКБ-55 № 1 в воздух. Особенностью новой машины был обтекаемый бронекорпус, который не только надежно защищал экипаж, мотор, бензо- и маслосистемы от пуль, осколков и даже малокалиберных снарядов (они нередко рикошетировали от него), но и «работал» в силовой схеме планера машины. Так броня перестала быть «мертвым грузом» и стала воспринимать усилия, которые приходятся на фюзеляж, крыло и оперение. В ходе испытаний конструкторы усилили наступательное вооружение штурмовика, оснастили его более мощным двигателем, но... лишили оборонительной огневой точки: кое-кому показалось, что стрелок, прикрывавший самолет с хвоста, не нужен.

 

К 20 мая 1941 года Ил-2 запустили в серийное производство. Они заметно отличались от прототипа. Если у последнего фонарь кабины плавно переходил в гаргрот, то у серийных возвышался над фюзеляжем. За это фронтовики и прозвали Ил-2 «горбатым». В первой половине 1941 года промышленность выпустила 249 штурмовиков, что позволило переучить на них ряд авиационных частей. Одним из первых получил Ил-2 4-й легкобомбардировочный полк, переименованный в 4-й штурмовой. В самом начале войны его летчики уничтожили на Березине девять вражеских переправ, на трое суток задержав наступление подразделений вермахта.

 

Эффективному боевому применению «летающих танков» во многом способствовала уверенность летчиков в живучести их машин. Один из первых Героев Советского Союза, Н. П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме».

 

В 1942 году на основании боевого опыта штурмовик модернизировали. Он вновь стал двухместным, причем стрелка вооружили крупнокалиберным пулеметом. Изменился и прицел. Вместо коллиматорного ПБП-1Б, который нередко был причиной травм при вынужденных посадках, на лобовое стекло кабины стали наносить метки ВВ (визира Васильева). К боям на Курской дуге арсенал Ил-2 пополнился противотанковыми бомбами. В четырех крыльевых кассетах их размещалось по 78, каждая из которых поражала любой танк противника. Некоторое число штурмовиков оснащалось двумя 37-мм пушками в подкрыльевых гондолах.

 

Умело используя высокие летно-тактические данные и оружие самолетов, советские летчики не только успешно «обрабатывали» на них наземные цели, но и порой действовали как истребители. Так, 8 октября 1943 года восьмерка штурмовиков встретила в воздухе 30 «юнкерсов», готовившихся бомбардировать нашу переправу через Днепр, и сбила 8 из них. В Сталинградской битве «Ильюшины» нередко уничтожали транспортные самолеты люфтваффе, пытавшиеся прорваться к окруженной группировке врага.

 

Не прекращая совершенствовать серийный Ил-2, конструкторский коллектив разрабатывал и новые варианты бронированной крылатой машины. Так, в феврале 1944 года были построены три первых, пока опытных экземпляра штурмовика Ил-10. В его удлиненный бронекорпус включили кабину стрелка, часть верхней брони сделали тоньше — эта зона реже подвергалась обстрелу. Одним словом, за счет рационального распределения толщины брони удалось повысить живучесть самолета, не увеличивая его веса. Значительный прирост скорости на Ил-10 был достигнут за счет применения более мощного двигателя и улучшения аэродинамики.

 

В отчете о войсковых испытаниях но­вой машины было сказано: «Наличие большого диапазона скоростей и лучшая маневренность облегчают задачу истребителей сопровождения и позволяют самолету вступать в активный воздушный бой с противником; полное бронирование экипажа повышает живучесть самолета; простота в технике пилотирования и сравнительно легкий переход в эксплуатации как летным, так и техническим составом дают возможность перевооружать штурмовые части на этот самолет в кратчайшие сроки».

 

Действительно, наши летчики быстро освоили Ил-10 и успешно сражались на этих штурмовиках на завершающем этапе Великой Отечественной войны и боях на Дальнем Востоке против японских милитаристов. В частности, при налете на вражеский порт Расин группа Ил-10 потопила два вражеских транспорта.

 

Да и после войны Ил-10 долгое время оставались на вооружении, пока на смену им не пришли, новые, более совершенные машины.

 

Ильюшинские штурмовики строились самой массовой серией в истории авиации — за годы войны промышленность дала фронту 41 тыс.!

 

В наши дни заботливо восстановленные Ил-2 установлены на мемориальных площадках на местах былых сражений в Новороссийске, Сафонове, там, где рождались летающие танки, - в Воронеже, Куйбышеве, Москве. А оба штурмовика — Ил-2 и Ил-10 — можно увидеть в Музее авиации в подмосковном городе Монине.

 

Павел КОЛЕСНИКОВ, инженер

 


 Немецкий штурмовик Хеншель HS-129

Было бы несправедливо не упомянуть соответствующие усилия противника в создании аналогичной машины.

Это был Хеншель HS-129 - отчаянная и неудачная попытка немцев создать самолёт, подобный советскому штурмовику. Вооружённый 75-мм пушкой, этот самолёт развивал скорость 400 км/ч. Запущенный в производство накануне Курской битвы, этот самолёт не был доведён и не мог соперничать с нашими Илами.

Длинноствольная пушка, хорошо показавшая себя в наземным стрельбах, в воздухе оказалась довольно таки проблематичной. Стрельба из неё расшатывала сам самолёт, что потребовало усиления всей конструкции. При выстреле происходила чересчур большая вспышка, которая делала затруднительные последующие прицельные стрельбы. Бронировка Хеншеля оказалась слабой, и не столько из-за толщины брони, сколько из-за её качества.


 

проекции штурмовика Ил-2, СССР

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Ил-2

 

проекции штурмовика Ил-10, 1944 год

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Ил-10

кабина и приборы штурмовика Ил-2

+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

Кабина и приборы Ил-2

 

 

Ильюшин Сергей Владимирович

 

 

Ильюшин Сергей Владимирович триджы герой СССРИЛЬЮШИН Сергей Владимирович (18/30.03.1894-1977), выдающийся русский авиаконструктор. Родился в вологодской деревне. По окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского в 1926 работал в научно-техническом комитете военно-воздушных сил. В 1936 создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на котором было совершено несколько рекордов высоты и дальности полетов (перелеты В. К. Коккинаки Москва—Владивосток, Москва — США). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне в качестве дальнего бомбардировщика.

 

Построенный по оригинальному проекту Ильюшина в 1939 бронированный штурмовик Ил-2, предназначенный для действия по наземным целям с малых высот, также эффективно применялся на фронте. После войны Ильюшин возглавляет работы по проектированию и производству новейших типов пассажирских самолетов, превосходящих по своим летным качествам лучшие мировые образцы.

 

_________________________________________________

 

Ильюшин Сергей Владимирович [18(30).3. 1894, дер. Дилялево, ныне Вологодской обл.,— 9.2.1977, Москва], сов. авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1967), акад. АН СССР (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Чл. КПСС с 1918. В Сов. Армии с 1919. В 1926 окончил Военно-возд. инж. академию им. H. E. Жуковского. В 1914 был призван в армию. Участник Гражд. войны (авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальникк авиарем. поезда на Кавк. фронте). Будучи слушателем академии, входил в военно-науч. общество, занимался конструированием, постройкой и испытанием планеров. С 1926 возглавлял секцию научно-технического комитета ВВС, а в 1931 был назначен начальником Центр. конструкторского бюро (ЦКБ). Здесь же в 1933 по его инициативе и под его руководством было организовано опытное конструкторское бюро, создавшее целый ряд типов самолётов бомбардировочной, штурмовой и пассажирской авиации. В 1936 появился двухмоторный самолёт с большой дальностью полёта ЦКБ-26, затем ЦКБ-30. На самолётах, созданных И., были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а в 1938—39 совершены беспосадочные перелёты Москва — р-н Владивостока и Москва — о. Мискоу (Сев. Америка). Многоцелевой самолёт Ил-4 был осн. дальним бомбардировщиком и торпедоносцем во время Великой Отечеств, войны. В 1939 И. создал бронированный штурмовик Ил-2, положивший начало новому роду боевой авиации и породивший новую тактику её применения. Впервые в практике мирового самолётостроения в новом штурмовике удалось осуществить наи- более оптимальное для того времени сочетание скорости, манёвренности, огневой мощи и броневой защиты. Затем были созданы штурмовики Ил-10, Ил-16 и Ил-40 (реактивный). В области бомбард, авиации после Ил-4 был построен первый сов. реактивный бомбардировщик Ил-28 (1948), выпускавшийся серийно. Боевые самолёты конструкции И. сыграли большую роль в разгроме нем.-фаш. войск в годы Великой Отечеств, войны. В послевоен. годы И. создаёт пас. самолёты Ил-12 (1946) и Ил-14 (1951), обслуживавшие в то время большинство линий Аэрофлота. В 1957 появился многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, ставший одним из осн. пас. самолётов СССР, а в 1962 — трансконтинентальный лайнер Ил-62, занявший место флагмана Аэрофлота. Создав свою школу в самолётостроении, И. внёс достойный вклад в развитие сов. авиации. Деп. Верх. Совета СССР 1 — 7-го созывов. Лауреат Ленинской пр. (1960) и Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943. 1946. 1947, 1950, 1952). Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

 

_______________________________________________

 

Ильюшин Сергей Владимирович (18.3.1894, деревня Дягилеве Вологодской губернии - 1977), конструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник-инженер (1957), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), семикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952). Образование получил в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (1926). В 1918 вступил вРКП(б),в 1919 -в Красную армию. Во время Гражданской войны был авиамехаником, нач. авиаремонтного парка. С 1931 нач. Центрального конструкторского бюро. На разработанных И. первых советских боевых самолетах ЦКБ-26 (ЦКБ-30. ЦКБ-30Ф) установлено несколько мировых рекордов, совершены известнейшие беспосадочные перелеты конца 1930-х гг. С 1935 главный конструктор. В 1937-70 депутат Верховного Совета СССР. Под руководством И. создано несколько типов бомбардиров-шиков и торпедоносцев (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40 и др.), пассажирских самолетов (Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.). С 1956 генеральный конструктор. В 1960 получил Ленинскую, в 1971 - Государственную премию.

 

________________________________________________________________________________________________________________

 

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

 

Статьи Ильюшина:

 

Илы на службе Родины.— «Авиация и космонавтика», 1968, .№ 5, 10; 1969, № 5, 6.

 

 

 

* Скачать чертежи Ил-2 и специальный сдвоенный выпуск "Авиация и Космонавтика" посвященный этому штурмовику

 

***

Комментарии
191 #1 Alex-007
May 23 2015 04:43:46
Спасибо - основательный материал. Ил-2 был лучшим и непревзойденным штурмовиком. Мой дед во время войны на нем летал.

*
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал
waiting... info@pretich.ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

2,623,699 уникальных посетителей