Мимикрия
Взглянув на заголовок, читатель наверняка подумал, что наш журнал решил предоставить свои страницы популярной телепередаче «В мире животных». Она на протяжении вот уже многих лет не только разъясняет смысл этого слова, но для пущей убедительности иллюстрирует его различными примерами из жизни.
И верно, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Скажут, к примеру, что мимикрия — это свойство некоторых животных принимать форму и окраску предметов окружающей среды, опять же возникают новые вопросы: а зачем, а для чего. Но лишь увидишь по телевизору, как какой-нибудь длинноногий паук, скрываясь от врагов, засохшим сучком прикинулся или легкокрылая бабочка под лепесток цветка замаскировалась, сразу поймешь, как и для чего все это делается.
Природа нас всякий раз поучает брать из ее тысячелетнего опыта все самое лучшее. И человек постоянно отвечает на ее зов. Так произошло и с таким чудом природы, как мимикрия. Послушайте, какую историю рассказал нам читатель из Литвы.
Пригласил его к себе знакомый и предложил попробовать благородного шипучего напитка. Сели они за стол, накрытый белоснежной скатертью, разлили по хрустальным бокалам золотистой жидкости под названием «Ранет» и... выпили. Шипучка отдавала привкусом зелья, широко известного в народе под названием «бормотуха».
Будучи человеком дотошным, наш читатель полюбопытствовал, что это за деликатес, на который заманил его приятель. На этикетке значилось: «Шипучий напиток «Ранет». Сахар — 7 %, крепость — 12 . Цена — 1 руб. 50 коп. Срок хранения 15 дней».
— И где ты приобрел эту, как бы ее помягче назвать, горючую смесь? — спросил он своего друга. — Благородным напиток никак не назовешь. По вкусу и запаху вроде вино...
Приятель подсказал:
— Помнишь, до постановления о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма продавали вино «Вайсью»? Поллитра стоило около рубля. Так вот, это то же самое «Вайсью», только под другим названием. А чтобы никто не догадался, ему дали новое имя и облагородили словами «шипучий напиток». Ловко?
— Мимикрия, да и только, — развел руками наш читатель.
Кто же воспользовался советом природы и замаскировал «бормотуху» под «шипучий напиток»? Умельцы своего имени не скрывали, оно стояло на этикетке бутылки — «Варенский комбинат пищевой промышленности «Литпотребсоюза».
Услышав эту историю, мы поняли, что руководители предприятия внимательно смотрят популярную телепередачу. Видите, как ловко им удалось упрятать за безобидной шипучкой свою алкогольную продукцию. Сразу и не распознаешь.
Волнует их, наверное, и другая загадка природы — исчезновение редких видов. И они, чувствуется, вносят в ее решение свой посильный вклад: сохраняют то, что навсегда должно исчезнуть из нашей жизни. Спасают, несмотря на принятое в нашей стране постановление, которое вынесло приговор хищникам из породы алкоголь.
У наших читателей наверняка имеются и другие примеры подобной мимикрии. Напишите нам о них. Просьба одна: передачу «В мире животных» не дублировать.
А. Васильев 1987 год
Looking at the title, the reader probably thought that our magazine decided to provide its pages to the popular TV show “In the World of Animals”. For many years now, it has not only explained the meaning of this word, but also illustrated it with various examples from life for greater persuasiveness.
And indeed, it is better to see once than hear a hundred times. They will say, for example, that mimicry is the ability of some animals to take the shape and color of objects in the environment, again new questions arise: why, and for what. But as soon as you see on TV how some long-legged spider, hiding from enemies, pretended to be a dried twig or a light-winged butterfly disguised itself as a flower petal, you will immediately understand how and why all this is done.
Nature always teaches us to take the best from its thousand-year experience. And man constantly responds to its call. This is what happened with such a miracle of nature as mimicry. Listen to the story that a reader from Lithuania told us.
An acquaintance invited him to his place and offered to try a noble fizzy drink. They sat down at a table covered with a snow-white tablecloth, poured a golden liquid called "Ranet" into crystal glasses and... drank it. The fizzy drink had a taste of a potion widely known among the people as "bormotukha".
Being a meticulous person, our reader was curious about this delicacy that his friend had lured him to. The label read: "Fizzy drink "Ranet". Sugar - 7%, strength - 12 . Price - 1 ruble 50 kopecks. Shelf life 15 days."
"And where did you buy this, how can I put it more gently, flammable mixture?" he asked his friend. "You can't call it a noble drink at all. It tastes and smells like wine...
A friend suggested:
— Remember, before the decree on measures to combat drunkenness and alcoholism, they sold wine called "Vaisyu"? Half a liter cost about a ruble. Well, it's the same "Vaisyu", only under a different name. And so that no one would guess, they gave it a new name and ennobled it with the words "fizzy drink". Clever?
— Mimicry, and nothing more, — our reader threw up his hands.
Who took advantage of nature's advice and disguised "moody stuff" as a "fizzy drink"? The craftsmen did not hide their name, it was on the bottle's label — "Varensky Food Industry Plant of the Litpotrebsoyuz".
Having heard this story, we realized that the company's managers were watching the popular TV show attentively. See how cleverly they managed to hide their alcoholic products behind harmless fizzy drinks. You wouldn't recognize them right away.
They are probably also concerned about another mystery of nature - the disappearance of rare species. And they seem to be making their own contribution to its solution: they are preserving what should disappear from our lives forever. They are saving it, despite the decree adopted in our country, which sentenced predators of the alcohol breed.
Our readers probably have other examples of such mimicry. Write to us about them. One request: do not duplicate the program "In the World of Animals".
A. Vasiliev |