Мимикрия
Взглянув на заголовок, читатель наверняка подумал, что наш журнал решил предоставить свои страницы популярной телепередаче «В мире животных». Она на протяжении вот уже многих лет не только разъясняет смысл этого слова, но для пущей убедительности иллюстрирует его различными примерами из жизни.
И верно, лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Скажут, к примеру, что мимикрия — это свойство некоторых животных принимать форму и окраску предметов окружающей среды, опять же возникают новые вопросы: а зачем, а для чего. Но лишь увидишь по телевизору, как какой-нибудь длинноногий паук, скрываясь от врагов, засохшим сучком прикинулся или легкокрылая бабочка под лепесток цветка замаскировалась, сразу поймешь, как и для чего все это делается.
Природа нас всякий раз поучает брать из ее тысячелетнего опыта все самое лучшее. И человек постоянно отвечает на ее зов. Так произошло и с таким чудом природы, как мимикрия. Послушайте, какую историю рассказал нам читатель из Литвы.
Пригласил его к себе знакомый и предложил попробовать благородного шипучего напитка. Сели они за стол, накрытый белоснежной скатертью, разлили по хрустальным бокалам золотистой жидкости под названием «Ранет» и... выпили. Шипучка отдавала привкусом зелья, широко известного в народе под названием «бормотуха».
Будучи человеком дотошным, наш читатель полюбопытствовал, что это за деликатес, на который заманил его приятель. На этикетке значилось: «Шипучий напиток «Ранет». Сахар — 7 %, крепость — 12 . Цена — 1 руб. 50 коп. Срок хранения 15 дней».
— И где ты приобрел эту, как бы ее помягче назвать, горючую смесь? — спросил он своего друга. — Благородным напиток никак не назовешь. По вкусу и запаху вроде вино...
Приятель подсказал:
— Помнишь, до постановления о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма продавали вино «Вайсью»? Поллитра стоило около рубля. Так вот, это то же самое «Вайсью», только под другим названием. А чтобы никто не догадался, ему дали новое имя и облагородили словами «шипучий напиток». Ловко?
— Мимикрия, да и только, — развел руками наш читатель.
Кто же воспользовался советом природы и замаскировал «бормотуху» под «шипучий напиток»? Умельцы своего имени не скрывали, оно стояло на этикетке бутылки — «Варенский комбинат пищевой промышленности «Литпотребсоюза».
Услышав эту историю, мы поняли, что руководители предприятия внимательно смотрят популярную телепередачу. Видите, как ловко им удалось упрятать за безобидной шипучкой свою алкогольную продукцию. Сразу и не распознаешь.
Волнует их, наверное, и другая загадка природы — исчезновение редких видов. И они, чувствуется, вносят в ее решение свой посильный вклад: сохраняют то, что навсегда должно исчезнуть из нашей жизни. Спасают, несмотря на принятое в нашей стране постановление, которое вынесло приговор хищникам из породы алкоголь.
У наших читателей наверняка имеются и другие примеры подобной мимикрии. Напишите нам о них. Просьба одна: передачу «В мире животных» не дублировать.
А. Васильев 1987 год |