Александр Николаевич Скрябин
Музыка Скрябина привлекает слушателей своей страстностью, героическим пафосом, огромным накалом чувств. Таковы его три симфонии, «Поэма экстаза» и «Прометей» («Поэма огня»), Прометей для Скрябина — это символ «вечной активности». С ним композитор связывал представление о борьбе за свободу и счастье всего человечества.
Композитор внес большой вклад в историю фортепьянной музыки: 10 сонат, циклы прелюдий, этюдов, концерт для фортепьяно с оркестром — это целая эпоха в жизни русского и мирового искусства.
Эстетические взгляды Скрябина носили противоречивый характер. Он преувеличивал силу воздействия искусства на общество, утверждая, что искусство «способно изменить лицо мира», но в то же время высказывал и прямо противоположные мысли о том, что искусство должно служить народу, участвовать в его жизненной борьбе.
Особенностью дарования Скрябина был его «цветной слух». Каждая тональность ассоциировалась у него с тем или иным цветом. Композитор стремился передать в музыке радужные краски природы, яркие картины пылающего пламени, пожара. Отсюда и другое название «Прометея» — «Поэма огня». В ней композитор пытался осуществить свой замысел «световой симфонии». В партитуре поэмы есть специальная строчка, на которой условно обозначены различные цвета. В этих экспериментах Скрябин предугадывал то, что стало реальной возможностью в эпоху развития радиоэлектроники.
Он не дожил до нашего времени. Смерть оборвала жизнь композитора накануне великого преобразования мира. Нам он оставил свою музыку — вдохновенное утверждение человеческой силы и красоты.
Москва, 1980 год
***
Colored hearing Alexander Nikolaevich Scriabin
Scriabin's music attracts listeners with its passion, heroic pathos, and enormous intensity of feelings. These are his three symphonies, "The Poem of Ecstasy" and "Prometheus" ("The Poem of Fire"). For Scriabin, Prometheus is a symbol of "eternal activity." The composer associated it with the idea of the struggle for freedom and happiness of all mankind.
The composer made a great contribution to the history of piano music: 10 sonatas, cycles of preludes, etudes, a concerto for piano and orchestra - this is an entire era in the life of Russian and world art.
Scriabin's aesthetic views were contradictory. He exaggerated the power of art's influence on society, claiming that art "can change the face of the world," but at the same time he expressed directly opposite thoughts that art should serve the people, participate in their life's struggle.
A special feature of Scriabin's talent was his "colored hearing." Each key was associated with a particular color. The composer sought to convey in music the rainbow colors of nature, bright pictures of blazing flames, fires. Hence the other name of "Prometheus" - "The Poem of Fire". In it, the composer tried to realize his idea of a "light symphony". In the score of the poem there is a special line on which various colors are conventionally designated. In these experiments, Scriabin foresaw what became a real possibility in the era of the development of radio electronics.
He did not live to see our time. Death cut short the life of the composer on the eve of the great transformation of the world. He left us his music - an inspired assertion of human strength and beauty.
Moscow, 1980
*** |