Две жизни – фильм о В.И. Ленине
Шел 1917 год. Густые сумерки нависли над Невой. В окнах домов горели огни. Улицы Петербурга заполнили колонны матросов, солдат и рабочих: все они торопились к Финскому вокзалу.
— Ленин! Ленин! Ленин! — вдруг закричала вся площадь.
...Ослепительный свет выхватывает из темноты броневик и фигуру Владимира Ильича Ленина, поднявшегося на его броню. Ильич начал речь.
— Тише. Говорит... Ленин говорит, — пронеслось по рядам.
Люди поднимаются на цыпочки, смотрят в сторону вождя, одобрительно кивают головой.
— Что, что он сказал? — спрашивает матрос. — Он сказал, что Февральская революция еще не полная победа. — Друг, а друг, что сказал Ленин? — переспрашивает солдат. — Он сказал: «Да здравствует социалистическая революция!».
В воздух летят шапки, женские платки, солдатские папахи, бескозырки. Люди восторженно поют. Окруженный народом, движется броневик. Ленин смотрит вперед. словно видит звезды коммунизма...
Это эпизод из нового художественного фильма «Две жизни», который ставит творческий коллектив Московской киностудии имени Горького. Картина рассказывает о том. как подготавливалась и расчищала себе путь под руководством В. И. Ленина Великая Октябрьская социалистическая революция.
Зрители увидят на экране жизнь двух людей: солдата-крестьянина Вострикова и белогвардейского офицера Нащекина. В условиях социалистического строя бывший солдат вырос до генерала Советской Армии, А белогвардеец, эмигрировавший во Францию, устраивается кельнером в приморский ресторан.
Содержание фильма раскрывается в форме воспоминаний советского генерала...
Мы находимся в павильоне студии, изображающем маленькую комнату питерского рабочего... Тихо тикают часы. Молчат Николай и Анна Игнатьевы.
— Приготовились... Мотор! — командует режиссер, и оператор прильнул к глазку кинокамеры. Снимается очередной эпизод.
...Кто-то осторожно стучит в дверь. Игнатьев, открыв ее, прислушивается к знакомому голосу:
— Получено известие. Сегодня из-за границы приезжает товарищ Ленин. Нужно срочно оповестить народ... Вот твой район. — Ясно!
Николай быстро одевается. Анна удивленно смотрит на мужа и спрашивает:
— Коля, а кто это Ленин? — Запомни. Ленин — это самое дорогое, что есть у нас на свете. Запомни. Если нужно будет сто раз отдать за него жизнь — сто раз отдам! — говорит Николай Игнатьев и, увлекая за собой жену, уходит на улицу.
О том, как сложится дальнейшая судьба Игнатьевых, вы, читатели-моряки, узнаете из фильма.
Картину поставил народный артист РСФСР Леонид Луков — режиссер таких фильмов, как «Большая жизнь», «Об этом забывать нельзя», «К новому берегу», «Разные судьбы». «Олеко Дундич». Автор сценария — Алексей Каплер, перу которого принадлежат сценарии для фильмов «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году». Оператор — Михаил Кириллов.
Главные роли исполняют популярные артисты кино Л. Свердлин, Н. Рыбников, В. Дружников, С. Лукьянов. В роли Ленина — народный артист республики В. Честноков.
В массовых сценах снимались матросы, солдаты и офицеры Армии и Флота. Костюмеры и гримеры искусно «преобразили» их в участников борьбы за власть Советов. Творческой группе активно помогало командование Балтийского флота.
* * *
Великому вождю мирового пролетариата В. И. Ленину посвятил свое произведение и кинодраматург Сергей Ермолинский. Его сценарий «Начало века» рассказывает о жизни и деятельности Владимира Ильича в 1898—1901 гг. В этот период, как известно, Ильич пребывает в ссылке, живет за границей, устанавливает связи с рабочими кружками, налаживает распространение газеты революционных марксистов, борется за создание партии — авангарда рабочего класса России.
Съемка картины будет проводиться в различных городах и странах: в Москве, в Ленинграде, в Красноярском крае, в Чехословакии и Германской Демократической Республике.
* * *
Вторично обращается к историко-революционной теме режиссер Валентин Невзоров — постановщик фильма «Семья Ульяновых». Сейчас он ставит картину «Ленин в Поронино». В съемках участвуют творческие коллективы Московской и Варшавской киностудий. Авторы сценария — советский кинодраматург Евгений Габрилович и польский писатель Игорь Неверли.
Фильм повествует о том, как в июне 1912 года В. И. Ленин переехал из Парижа в Краков, чтобы быть ближе к России, для более тесной связи с русским революционным движением. Одна из сюжетных линий картины посвящается семейной жизни Ильича, его горячей любви к Надежде Константиновне Крупской. Вот один из эпизодов.
...Владимир Ильич тихо входит в спальню, чиркает спичкой.
— Ты разве не спишь? — спрашивает он Надежду Константиновну и зажигает свечу. — Проснулась... — Ты помнишь, что сегодня за день? — спрашивает Владимир Ильич, поправляя подушки. — Помню, помню! — проговорила она. — Утром, правда, забыла.
Ленин садится у ее изголовья.
— Десять лет! — говорит он. — А будто — век. Лондон. Женева, Париж. Россия... — А помнишь, как мы в последний раз были в России? В пятом году? Помнишь тот первый митинг...
Каждое новое произведение о Ленине все ярче и глубже раскрывает образ любимого вождя, призывает по-ленински жить и трудиться!
Ю. Степанов, 1960 г.
*** |