Ваш малыш может не болеть
Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соответствующими экологическими условиями.
На основе огромного материала возникла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу поверхности) получила название ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВИЛА СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ, или - еще правильнее - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целого организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном ИЗБЫТОЧНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций и выполняемой работы.
Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуществляемой двигательной активности человек (начиная с периода еще до рождения) как бы сам "заводит часы своей жизни", обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пойдет речь ниже.
ЧТО ТАКОЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Классификация новорожденных детей на доношенных и недоношенных по показателям веса и длины тела неверна и препятствует правильной оценке истинного физиологического состояния рождающихся. В зависимости от условий внутриутробного развития, определяемых состоянием беременности у матери, организм новорожденного характеризуется широко варьируемыми особенностями - не только (и не столько) морфологии, сколько физиологии. (И связано это с особенностями осуществления двигательной активности развивающегося эмбриона и плода еще до рождения.
Был предложен физиологический принцип классификации рождающихся детей не по весу и длине тела, а по признакам их физиологической зрелости или незрелости. Дело в том, что в педиатрии принято характеризовать организмы ранних возрастных периодов, начиная с рождения, как незрелые и несовершенные - по сравнению со зрелостью и совершенством взрослых. Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к цели, идеал которой - зрелость и совершенство взрослого организма. Наши же исследования позволили установить, что во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым , если его физиологические функции адаптивно соответствуют его календарному возрасту и тем специфическим условиям среды, с которыми он должен взаимодействовать.
От физиологически зрелых новорожденных незрелые отличаются не степенью доношенности или недоношенности и не весом тела при рождении, а особенностями своей физиологии, измененной альтерирующими (вредящими) влияниями со стороны организма матери в условиях нарушенного течения беременности.
Недоношенные в истинном смысле этого термина, как и физиологически зрелые, характеризуются соответствием своих физиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение (во время нормально протекающей беременности они не подвергались альтерирующим воздействиям со стороны матери). Вес их может быть ниже 2000 гр. (и даже составлять 1000 и 800 гр.). Между тем прогноз в таких случаях часто гораздо более благоприятный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. Более того, такие истинно недоношенные дети с малым весом, при условии создания для них соответствующей гигиены, могут за период от полугода до полутора лет сравняться (и по особенностям физиологии и по весу) с физиологически зрелыми детьми.
МИР ВХОДЯЩЕМУ !
В соответствии с положениями, принятыми Всемирной организацией здравоохранения, периодом новорожденности (или неонатальным периодом) считаются первые 28 дней жизни после рождения. Согласно данным мировой статистики, именно на этот период приходится самый высокий процент общей смертности среди детей в возрасте до года. Первые 7 дней жизни принято обозначать как перинатальный период. Развивающийся плод до рождения находится в условиях среды с температурой 37 градусов. Сразу же после рождения он попадает в среду с гораздо более низкой температурой. Температурный перепад при этом поистине огромен: 17-18 градусов! Именно поэтому родившийся организм (физиологически зрелый) уже в пределах первых двух минут благодаря повышению мышечного тонуса (рефлекторно стимулируемого с рецепторов кожи и дыхательных путей сниженной температурой среды) устанавливает температуру тела, на 1-1.5 С превышающую даже температуру тела взрослого.
Температура в родильном зале должна быть не выше 18-20 С и не ниже 15-16 С. Чем ниже температура среды в этих пределах, тем выше степень выраженности мышечного тонуса. От последнего зависит и степень полноценности первых внеутробных дыханий - вдоха, объем которого у физиологически зрелого равен 30-35 мл, и последующего выдоха, как правило сопровождающегося криком. И чем громче крик, тем полноценнее первые внеутробные дыхания, а значит, тем сильнее выражен рефлекторно возникающий мышечный тонус. Перевязка пуповины должна производиться не раньше, чем прекратится ее пульсация, дабы новорожденный мог получить из плаценты максимум содержащейся в ней крови.
Итак, сразу же после рождения плод подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. В отличие от взрослого, у новорожденных теплоотдача не только не снижается, но, напротив, существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодилятацией) и тем самым увеличением кровотока в ней. И еще дополняется такой, казалось бы совершенно парадоксальной реакцией на сниженную температуру среды, как потоотделение.
Благодаря возникновению указанных реакций сразу после рождения (но после перевязки пуповины) новорожденный, положенный на специальный стол в родильной комнате, приобретает специфическую позу, названную нами сгибательной мышечной гипертонией. Это следствие более высокого тонуса мышц-сгибателей, чем разгибателей. Выражается она согнутым положением головки по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками (большой палец - внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Сгибательная гипертония способствует и повышению уровня теплопродукции, и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.
Исследования показали, что у физиологически зрелого новорожденного сразу же устанавливаются полноценные реакции физической терморегуляции. Реакции как химической терморегуляции (обеспечиваемые рефлекторной стимуляцией скелетных мышц сниженной температурой среды), так и физической терморегуляции у новорожденного столь же совершенны, как и у взрослых, но со своими особенностями.
Надо отметить, однако, что голым на столе фиэиологически зрелый ребенок может находиться 20-30 минут, в течение которых он способен сохранить постоянную температуру тела. Затем, если своевременно не одеть ребенка, его адаптивные терморегуляционные реакции начинают истощаться: мышечный тонус и температура тела снижаются. Таким образом, в пределах получаса должен быть осуществлен соответствующий туалет, диагностическая оценка степени физиологической зрелости и облачение новорожденного. Одежда должна соответствовать специфическим особенностям физиологии новорожденного, обеспечивая возможность свободного осуществления свойственной ему мышечной активности, которая является основным и обязательным фактором, обуславливающим и после рождения возможность дальнейшего физиологически полноценного роста и развития. Соответствующая одежда должна сохранить естественную и физиологически необходимую для новорожденного позу сгибательной гипертонии. Тугое пеленание, когда руки и ноги новорожденного насильственно вытягиваются вдоль тела, не только нарушает возможность полноценного осуществления теплопродукции скелетными мышцами, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. (К тому же тугое пеленание неблагополучно влияет на нормальное кровообращение. Противоестественное раздражение скелетной мускулатуры, вызванное тугим пеленанием, может отрицательно сказаться на дальнейшем нормальном развитии нервно-мышечной системы ребенка).
Физиологически обоснованной следует считать такую одежду новорожденного ребенка, которая не стесняет и не нарушает его естественной позы и не препятствует осуществлению необходимых двигательных актов. В качестве такой одежды нами была рекомендована соответствующего покроя кофточка (распашонка) из бумазеи или фланели с пришитыми спереди тесемками и открытыми или зашитыми рукавами. Ножки должны сохранять естественное согнутое положение.
Необходимо отметить и другое отрицательное влияние пеленания. Через механизм импринтинга (запечатлевания) оно сразу же после рождения заглушает в ребенке естественный "инстинкт свободы", или как называл его И.П. Павлов, "рефлекс свободы". Есть основания полагать, что подобное пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения и имеет ряд других негативных в психологическом отношении последствий.
Не позднее чем через 20, и лишь в крайнем случае через 30, минут новорожденный должен быть передан матери для первого кормления грудью, так как при позднем прикладывании существенно нарушается естественная физиология организма как матери, так и новорожденного.
Период молозивного молока длится 7-8 дней. Между тем в нем, помимо белка (казеина), углевода (лактозы) и жира (липидов), содержатся необходимые как иммунобиологический фактор естественные антитела, которые специфически связывают чужеродные вещества (антигены). Наконец, в молозийном молоке содержится такой важный иммунобиологический компонент, как лизоцим - фермент, обладающий бактерицидными свойствами. Его можно назвать естественным физиологическим антибиотиком. Иными словами, через пассивную иммунизацию за счет состава молозийного молока новорожденному обеспечивается высокая иммунобиологическая устойчивость к разнообразным инфекционным заболеваниям, таким как сепсис, пневмония, кишечные заболевания.
А у матери, при раннем прикладывании, благодаря рефлекторной стимуляции функции передней доли гипофиза, образуется гормон пролактин, а стимуляция задней доли гипофиза приводит к созданию гормона окситоцина. Они обуславливают дальнейшее развитие функции клеток молочной железы (лактогенез) и полноценную отдачу молока. Позднее же начало кормления грудью матери приводит к возникновению у нее гиполактии. (Добавим, что окситоцин способствует бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения).
Еще один важный аспект. Наслаждение, испытываемое матерью при первом раннем кормлении ребенка не сопоставимо ни с какими иными положительными эмоциями. Доминанта, связанная с кормлением родившегося младенца, надежно тормозит отрицательные эмоции, которые могли омрачать жизнь женщины в предшествующий период. Все это - существенный залог того, что мать сохранит способность кормить ребенка до положенного срока, т.е. примерно, в течение года.
И, наконец, установлено: заболеваемость рано прикладываемых к груди матери новорожденных в 3-4 раза ниже заболеваемости поздно прикладываемых.
РЕБЕНОК РОДИЛСЯ - КАКОВ ОН ?
Поговорим о показателях, которые могут служить для оценки состояния новорожденных - их физиологической зрелости или незрелости.
Как было указано выше, физиологически зрелый новорожденный характеризуется высоко выраженными признаками СГИБАТЕЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, обеспечивающей необходимый уровень теплопродукции. Она сочетается с соответствующей величиной ТЕПЛООТДАЧИ (2) - за счет расширения сосудов кожи (вазодилятацией), что и сообщает коже новорожденного розовый или светло-розовый цвет. Уже через 1-1,5 часа после рождения у ребенка устанавливается ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА 36,6-36,8 С (3) (в прямой кишке).Это первые симптомы физиологической зрелости.
Далее надо упомянуть те двигательные (скелетно - мышечные) рефлексы, какие свойственны именно физиологически зрелым новорожденным детям. Это так называемые ВЫЗВАННЫЕ РЕФЛЕКСЫ, возникающие в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи новорожденного. Прежде всего назовем "ХВАТАТЕЛЬНЫЙ" (А) рефлекс. Обычно он трактуется как локальный. А между тем это лишь усиление и подкрепление уже упомянутого общего тонуса - не только мышц ладони, но и всей скелетной мускулатуры новорожденного. "Хватательный" рефлекс и связанное с ним повышение общего мышечного тонуса могут быть столь сильно выраженными, что новорожденного, "ухватившегося" за пальцы взрослого, можно поднять: его "хватка" способна выдержать вес тела.
Следующий - ПОДОШВЕННЫЙ РЕФЛЕКС (Б); вызывается он штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы и характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Следует отметить, что эта рефлекторная реакция, тоже обычно оцениваемая как локальная, одновременно сочетается со сгибанием нижних конечностей в коленном и тазобедренном суставах, а также с усилением сократительной активности остальных мышц тела новорожденного (еще одно подкрепление сгибательной мышечной гипертонии).
К числу рефлексов подкрепления следует отнести ТРУДНОЕ РАЗГИБАНИЕ НОГИ В КОЛЕНЕ, КОГДА ОНА СОГНУТА В ТАЗОБЕДРЕННОМ СОЧЛЕНЕНИИ (В). Феномен этот - выражение преобладания сгибателей над разгибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожденных. К рефлексам подкрепления следует также отнести и так называемый "ФЕНОМЕН ПОЛЗАНИЯ" (Г): в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается от приставленной к его подошвам ладони . Как выражение рефлекторного подкрепления сгибательной мышечной гипертонии может быть понята и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ОПОРЫ (Д) у детей в этом возрастном периоде: при попытке поставить ребенка на поверхность стола он подгибает ножки и подтягивает их к животу.
Для оценки степени физиологической зрелости используются и рефлексы обобщенной разгибательной двигательной активности, в частности - ПЯТОЧНЫЙ (Е) (в руководствах по педиатрии он упоминается как рефлекс Аршавского). Этот рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгибательной двигательной активности, сочетаемой с гримасой "плача" и криком. Рефлекс этот хорошо выражен у физиологичеки зрелых новорожденных детей. (Кстати, слово "плач" взято в кавычки не случайно: в периоде новорожденности истинный плач еще отсутствует.)
Здесь нужно сделать одну существенную оговорку. Во время кормления ребенка грудью рефлексы, вызываемые тактильными раздражениями поверхности кожи, тормозятся. Более того, при таком воздействии можно наблюдать усиление СОСАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА (Ж). Вот почему матери нередко для усиления сосательных движений поглаживают щечки младенца. Если же пытаться во время кормления вызвать пяточный рефлекс, то пищевая доминанта заметно тормозится. Одним словом, периоды кормления - неподходящее время для проверки рефлексов.
Наряду с перечисленными вызванными двигательными рефлексами следует обратить внимание на СПОНТАННУЮ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ВО ВРЕМЯ СНА (З) (возникающего уже у груди матери). Она связана с периодическим изменением состава крови и имеет характер либо локальных вздрагиваний ручек или ножек с разгибательной тенденцией, либо обобщенной разгибательной двигательной активности, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Уместно отметить, что, как обнаружили исследования, сам по себе прием пищи (у новорожденных - молока из груди матери) без осуществления двигательной активности не обеспечивает дальнейшего роста и развития. И это понятно: именно двигательная активность, будучи фактором избыточного восстановления, определяет после рождения процессы роста и развития младенца. Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму возможность осуществить самые разнообразные контакты со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы, и тем самым - и его информационной емкости. Добавим еще следующие показатели. ЧАСТОТА ДЫХАНИЙ (ЧД) (5) у физиологически зрелых новорожденных колеблется в пределах 35-42 в минуту (в зависимости от длительности периодически осуществляющихся дыхательных пауз). ЧАСТОТА СОКРАЩЕНИЙ СЕРДЦА (ЧСС) (6) у них колеблется в пределах 135-140 в минуту. (Столь высокая ЧСС у физиологически зрелых новорожденных обусловлена высоким постоянным тоническим возбуждением центров симпатической иннервации сердца).
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (7) у физиологически зрелых новорожденных в первые дни жизни равно 80-85 мм рт. ст. (максимальное); минимальное - 45 мм.
Надо сказать, что физиологическая зрелость новорожденного - не есть нечто данное раз и навсегда. Она может быть утрачена в результате неверных гигиенических условий и режимов, не соответствующих специфическим особенностям физиологии новорожденного.
Вот характерный пример. Можно с полной уверенностью утверждать: достаточно 4-, 3-, а то и 2-дневной задержки начала кормления грудью матери, чтобы даже физиологически зрелые новорожденные приобрели черты физиологической незрелости (выраженные, конечно, не так резко, как черты незрелости врожденной.
* * *
Необходимо, хотя бы коротко, сказать и признаках физиологической незрелости новорожденного, так как проблема физиологической незрелости по праву должна стоять первой среди сердечно сосудистых заболеваний, рака и СПИДа.
Основные признаки физиологической незрелости - МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или отсутствие сгибательной гипертонии, а значит, и многих перечисленных двигательных рефлексов. Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или отсутствие пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость - поставщик разнообразных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды. В том числе таких болезней, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнообразным вредящим воздействиям. Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности. Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа правонарушений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так возможна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Многолетние исследования нашей лаборатории позволяют со всей уверенностью положительно ответить на эти вопросы.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое". Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс ? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" - состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей - физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции - это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов - кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии - адаптивной реакции, или адаптации. В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие "болезнь адаптации". Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. его энергетические резервы, и тем самым - его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее - холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту). В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску. Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков - половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком - либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.
В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заявляют криком о том, что их желудок пуст. Это можно определить по изменению мимики, выражающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подготовку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану ХОЛОДНОЙ ВОДЫ - мы подчеркиваем: ОБЯЗАТЕЛЬНО ХОЛОДНОЙ ! - и не только подмыть, но и ОБЛИВАТЬ ею до тех пор, пока малыш отвечает повышением мышечного тонуса или, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца).
Процедуру следует ПОВТОРЯТЬ на протяжении дня НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ - ЧЕТЫРЕХ РАЗ. Мать должна знать, что согреть ребенка она может только таким образом (в это можно убедиться, измерив температуру тела до и после обливания).
Обтертый фланелевой пеленкой и одетый в свободную одежду ребенок должен войти в контакт с соском груди матери, после чего, как указывалось выше быть накормленным. Положенного в кроватку младенца надо дополнительно завернуть в легкое одеяло (так, чтобы не ограничивалась его двигательная активность). Пододеяльная температура не должна быть выше температуры тела младенца. Более того, когда температура его тела приблизится к 36 С, пододеяльная температура должна быть ниже его собственной на два и даже три градуса. Важно не забывать, что само по себе одеяло не является источником тепла. Оно лишь создает теплоизоляцию, которая ограничивает теплоотдачу тела. Чем теплее одеяло, тем лучше теплоизоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно ведет к определенной задержке развития. Благодаря холодовым воздействиям (в границах физиологического стресса) ребенок сам создает подкожный слой теплоизоляции. Этот физиологический слой будет тем более выражен, чем оптимальнее развивается скелетная мускулатура. Тогда ребенок уже к месячному возрасту способен находится при комнатной температуре 18-20 С в одной лишь распашенке (нашего покроя) до 15 -20 минут и более.
По возвращении домой мать должна продолжать все описанные процедуры. В домашних условиях, до начала холодовой процедуры (в ванне или под краном), ребенка следует перед очередным кормлением ПОГРУЖАТЬ В НАПОЛНЕННУЮ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ ВАННУ (или, в случае отсутствия последней, в бак) ПОЛНОСТЬЮ, ВМЕСТЕ С ГОЛОВКОЙ. Выполнять процедуру нужно дважды - трижды в день; погружение кратковременное, на 3-5 секунд. Ребенок не может при этом захлебнуться или тем более вдохнуть воду в легкие: полное погружение в воду вызывает рефлекторную остановку дыхания. Так как система ухо-горло-нос является единой, а ротовая полость оказывается замкнутой, давление в евстахиевых трубах, соединяющих носоглотку с барабанной полостью уха, повышается, вследствие чего происходит перекрытие ушей и воздушных ходов.
При первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания составляет 5-6 секунд, к шестимесячному возрасту систематические процедуры доведут ее до 25-30 секунд, а к годовалому - до 40 секунд. Пребывание под водой дольше указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия.
Мы подчеркиваем важность предварительного полного погружения в воду перед началом холодовых процедур на дому, так как это предупредит на будущее отрицательное отношение к холодной воде в ванне. Обращаем внимание: при первом погружении температура воды должна быть не ниже 28-26 С, но и ни в коем случае не выше.
Ребенок может быть положен на спинку и даже держаться на воде, так как удельный вес его тела (при полностью расправленных легких и пустом желудке) ниже удельного веса тела взрослых. Укрепилась мысль, что ребенок способен плавать якобы уже с первых недель жизни. Это положение требует уточнения. Истинно плавательных движений не только новорожденные, но и дети до года делать еще не могут. Что же имеет место в действительности? Положенный в воду указанной температуры ребенок в 2-2,5 раза увеличивает частоту осуществления той двигательной активности ручек и ножек, какая ему свойственна во время сна. Ничего общего с истинно плавательными движениями такая активность не имеет. Как только мышечный тонус начинает снижаться (и одновременно падает частота двигательной активности), ребенок должен быть вынут из воды. Таким образом, длительностью адаптивной мышечной реакции младенец как сам определяет тот оптимум водно-холодовой процедуры, который индуцирует не только избыточный анаболизм, но и сочетаемую с ним положительную эмоцию. Благодаря последней обливания под краном или купанье в ванне станут потребностью ребенка. Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребенок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18 С (это в пределах периода новорожденности); критерий оценки реакции на пребывание в воде тот же, что описан выше.
Смысл холодовых воздействий заключается прежде всего в рефлекторной стимуляции повышения мышечного тонуса и двигательной активности (т.е. статической и динамической нагрузок на скелетную мускулатуру). Это способствует росту, последующему повышению работоспособности и иммунитета. Необходимая длительность холодного воздействия не может быть достигнута однократным обливанием. Холодная же ванна (или, при ее отсутствии, струя воды из-под крана) позволяет этого достичь, дозируя процедуру по адаптивным возможностям ребенка (в границах физиологического стресса).
При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место значительно выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом кормления грудью. У такого ребенка к концу периода новорожденности хорошо выражены описанные выше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо поднимает головку и подолгу удерживает ее.
Подавляющее число детей начинает гулить. За возникновением же гуления кроется глубокий смысл, характеризующий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы создавать свой собственный "язык", создавать задолго до возникновения членораздельной речи. "Язык" этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и особенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надо удовлетворить. Одним словом, гуление - свидетельство развития младенца.
Некоторые дети к месячному возрасту начинают осуществлять первую антигравитационную реакцию, т.е. приобретают способность стойко удерживать головку в вертикальном положении. В обычных естественных условиях развития это происходит полуторамесячном возрасте.
Нужно ли форсировать возникновение тех или иных физиологических преобразований? Нет, не обязательно. Конечно, соответствующие физиологические преобразования должны возникать своевременно, в соответствии с календарным возрастом. Но при этом быть полноценным - это важная характеристика физиологической зрелости развивающегося ребенка.
Очень существенны изменения, возникающие в показателях естественной иммунобиологической устойчивости. Как уже говорилось, из-за позднего начала кормления грудью иммунитет ребенка неизбежно снижается. Месяца же проведения закаливающих холодовых процедур, как правило, достаточно, чтобы показатели иммунитета значительно повысились. Наблюдения за такими детьми (и в пределах первого месяца, и до года, и позднее) позволили обнаружить отсутствие каких-либо заболеваний у большинства из них. Немногие переболели острыми респираторными заболеваниями, но довольно легко и выздоровели без использования каких-либо лекарств. С понятием здоровья принято связывать такое "состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения". Можно видеть близость этого определения к общепринятому определению понятия нормы. Согласно определению, даваемому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье есть "степень физического, духовного и социального благополучия".
Использование предлагаемого нами метода закаливания сразу же после рождения позволяет охарактеризовать здоровье детей как ту степень нормы, которая характеризуется способностью реализовать иммунобиологическую устойчивость организма к заболеванию. Но, определяя понятие здоровья как сопротивление заболеваниям, следует сделать существенное добавление. Состояние физиологии здорового ребенка позволяет ему в процессе дальнейшего индивидуального развития, на соответствующих переломных этапах его, реализовать своевременное преобразование физиологических отправлений и полноценно осуществить переход в последующий возрастной период. Критерием здоровья при этом будет неосложненное расширение форм взаимодействия со средой, характеризующейся существенно новыми условиями. А значит, растущий член общества придет к трудоспособному возрасту с ощущением радости бытия и сознанием своей полезности.
Вообще наши многолетние наблюдения позволили убедиться, что температура воды в границах между 26-28 С и 20-18 С - наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию физиологической незрелости ребенка, но и значительно повышающий физические и интеллектуальные возможности и в особенности его иммунобиологическую устойчивость.
Некоторые молодые родители используют в качестве меры закаливания погружение голых ножек младенца в снег. Такая мера, если ребенок приобрел способность опираться ножками об опору, не может иметь каких-либо отрицательных последствий для последующего развития. Однако лишь в пределах времени, пока длиться ощущаемая руками матери реакция повышения общего мышечного тонуса. Так же можно растирать тело ребенка снегом, если пользоваться тем же критерием. Кожа новорожденного при растирании снегом должна не бледнеть, а, напротив, ярко розоветь - в соответствии с механизмом, описанным выше. Если же она при такой процедуре бледнеет, это свидетельствует, что реакция повышения мышечного тонуса либо уже вышла за пределы адаптивных возможностей ребенка, либо слишком слаба и кратковременна. К тому же при этой форме создается лишь статическая нагрузка на скелетную мускулатуру младенца. Да и реализовать контроль над адаптивной реакцией организма младенца достаточно трудно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здоровье родившегося ребенка. Одна опирается на традиционную для клинической педиатрии линию: обеспечение здоровья ребенка через использование мер интенсивной терапии, т.е. применение сильных лекарств. По нашему мнению, если учитывать специфические особенности физиологии новорожденных, она для них противопоказана, ибо может лишь углубить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тенденция предусматривает организацию таких гигиенических условий среды, которые должны соответствовать специфическим особенностям физиологии новорожденного и, более того, тем особенностям, что в пределах данного возрастного периода присущи именно данному конкретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста.
Описанные методы закаливания и организации гигиенических условий среды, опирающиеся на анализ специфических особенностей физиологии новорожденных, - это не только эффективная мера компенсации состояний физиологической незрелости. Они могут рассматриваться и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.
И.А. Аршавский |