Тема: PRETICH.ru :: Кораблекрушения

Прислано Pretich 28-11-2015 04:12
#2

Фрегат «Ле Шамо»

В начале июля 1725 года французский фрегат «Ле Шамо» вышел в море из порта Рошфор и взял курс на Квебек. Новый начальник канадской провинции Труа‑Ривьер только что назначенных королем чиновников колониальной администрации отбыл к положению службы. Все было как всегда, за исключением того, что в трюме, кроме обычного груза — напитка, овощей, одежды, оружия, находилась весьма солидная сума — 116 тысяч ливров в звонкой монете.

Подбор экипажа был весьма тщательным. Людовик XV лично подобрал командира и штурмана, которые в свою очередь отыскали надежное судно, оснастили его по последнему слову техники того времени, хорошо вооружили и наняли не менее опытных, чем они сами, мореплавателей. Словом, неожиданностей не предвиделось.

Поначалу все действительно шло гладко. Впрочем, из‑за ветра путь через Атлантику продолжался значительно дольше, чем намечалось, и только к концу августа («Ле Шамо» покинул Францию в первые дни июля) моряки увидели землю. Это был берег острова Кап‑Бретон к северу от крепости Луибур.

25 августа начался невиданной силы шторм. Капитану Сен‑Жаме удалось увести судно из эпицентра урагана, и к утру следующего дня его отделяло всего десять миль от надежной бухты островка Порте‑Нова. Однако, меняя курс, «Ле Шамо» налетел на подводные скалы (которые по сей день называются рифами Шамо).

В десять утра жители прибрежных деревушек Бален и Птит‑Лорен нашли на бережку кусок мачты с обрывками королевского штандарта с золотыми лилиями. Это было все, что осталось от судна, колониального арсенала Франции.

Вечером того же дня начальник крепости Луибур, немедленно прибыл на место крушения, он и его спутники стали очевидцами последнего акта трагедии — в бухте Кельпи всплыли останки тел. Всего же на борту фрегата было более 360 человек.

А вот остатков груза, ради которого был, собственно, затеян весь этот поход, обнаружить не удалось, хотя корабль погиб в двух шагах от берега и затонул соответственно на небольшой глубине. Все были поэтому уверены, что обнаружить ящики для опытных ныряльщиков не составит особого труда.

Стихия, однако, внесла свои поправки. Штормовая погода надолго задержала розыски, а когда они возобновились, удалось обнаружить лишь несколько пушек и якоря. Золото Людовика XV исчезло бесследно.

Так закончилась первая и последняя попытка французских властей спасти сокровища «Ле Шамо», и почти 200 лет о них вообще не вспоминали.

В начале XX века были организованы новые экспедиции. Интенсивные розыски в течение почти двух месяцев велись в 1961 году. Ныряльщику — автомобилисту Алексу Сторму, голландцу по национальности и артисту по призванию, участнику этих розысков, повезло сразу в первый же день: он обнаружил несколько заржавевших ядер и несколько пушек. На одной из них ясно читалось заглавие «Ле Шамо». Этого оказалось достаточно, чтобы убедить командира поискового судна продолжить розыски. И судьба не обманула мечту Сторма. Уже в следующее погружение он нашел под горой пушечных ядер первую серебряную монету, которая неплохо сохранилась. Третья попытка увенчалась находкой датированного 1724 годом бюста Людовика XV.

Но на этом все и закончилось. Сколько ни ныряли Сторм и его товарищи, море не вознаградило их больше ничем. Капитан распорядился сосредоточить розыски старинных орудий, намереваясь украсить ими реставрируемую крепость Луибур. Сторм же вошел во вкус — найденная монета всерьез разбередила его воображение.

Разумеется, новость о находке разнеслась далеко за пределы бухты Кельпи. К месту кораблекрушения XVIII века устремились аквалангисты - искатели сокровищ.

Задача была не из легких. Но ни ледяная вода, ни частые туманы и ураганы, ни даже акулы не могли им помешать. И только к концу года экспедиция была прекращена, а поисковая группировка распалась.

Сторм вернулся в бухту через четыре года. На сей раз его сопровождали только два специалиста, которым он доверял полностью, — картограф Дэвид Макичерн и штурман Харви Маклеод. В их распоряжении был неведомо откуда взявшийся чертеж фрегата (французские архивы долго и безуспешно требовали его возвращения), специально оборудованная яхта «Мэрилин Б11» и прежний азарт. Бухта была разделена на квадраты, в каждом из которых велись активные розыски. К июню 1965 года в руках поисковой группы были уже новые обломки корпуса фрегата.

***