Тема: PRETICH.ru :: Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис

Прислано Pretich 13-10-2016 06:34
#1

Договоры об ограничении стратегических вооружений и Иранский кризис

Вьетнамо-китайская война разразилась как раз в то время, когда США и СССР находились в преддверии подписания договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). Обеим сторонам пришлось приложить огромные усилия, чтобы преодолеть два камня преткновения: новые американские КР и ракеты Pershing 2; и советские бомбардировщики Ту-26 Backfire (так в тексте, имеется в виду бомбардировщик Ту-22М. Прим. переводчика). Неприятие русскими американских КР, которые были оснащены революционной по тем временам системой наведения TERCOM , состоящей из компьютера и радиовысотомера и обладающей, таким образом, возможностью полета с высокой точностью на очень малых высотах, объяснялась тем, что русским еще не удалось найти ей какого-то противодействия, ни электронного, ни какого-то другого. Система наведения TERCOM (Сравнение контура местности) крылатых ракет (КР) воздух-поверхность базируется на коррелировании данных картографирования ландшафта местности находящихся в памяти с ландшафтом местности, над которым пролетает КР для нахождения контрольных точек вдоль маршрута полета к цели. Другими словами, ракета следует к цели в соответствии с запрограммированным маршрутом. Исключительная функция TERCOM заключается в компенсации погрешностей курса методом сравнения характеристик контура местности, хранящихся в виде цифровых данных в компьютерной "библиотеке" системы наведения с фактическими характеристиками ландшафта измеряемыми радиовысотомером в ходе полета. Маршрут полета программируется с помощью данных собранных разведывательными самолетами и спутниками.

Неприятие ракет Pershing 2, которые планировалось развернуть в Западной Европе, также вытекало главным образом из соображений РЭБ. Хотя эти ракеты и имели меньшую дальность, чем подобные советские ракеты, русские их боялись по причине трудности нахождения соответствующего РЭП для противодействия их особо совершенным системам наведения, которые, будучи инерциальными и объединенными с РЛС, были почти невосприимчивы к подавлению или введению в заблуждение. Большую часть полета ракета летит под управлением ИНС, но затем, для самонаведения на цель, переходит на RADAG (РЛС-наведения на район цели. Сразу же после начала пикирования вниз, ее "коррелятор радиолокационной площади" начинает сравнивать фактический ландшафт с хранящейся в небольшом компьютере "картой", и приводит в действие внешние аэродинамические поверхности управления для точного попадания боеголовки в цель.
В свою очередь, американцы выразили обеспокоенность наличием у русских бомбардировщиков Ту-22М. Официальной причиной этой обеспокоенности было то, что их было больше, чем эквивалентных им и выпущенных в ограниченном количестве американских F-111. Его модификация РЭБ - EF-111 была обязательной при прорыве в воздушное пространство противника.

В США, подписание в конце июня 1979 года, в Вене, договора ОСВ-2, стало источником серьезных споров главным образом потому, что США боялись, что теперь Америка больше не сможет проверять, соблюдают ли в реальности Советы подписанные соглашения. Многие помнили полеты самолетов ЦРУ из Ирана, где, после Исламской революции и смещения Шаха, США потеряли все, годами работавшие на ирано-советской границе, свои бесценные посты прослушивания. ЦРУ подчеркивало, что теперь, без постов прослушивания в Иране, оно больше не сможет проверять, придерживаются ли русские согласованных ограничений по развертыванию новых баллистических ракет.

Каждая новая русская ракета перед принятием на вооружение должна была, в течение около одного года, пройти серию летных испытаний - в среднем более двадцати. За этот период было необходимо использовать радиолокационное наведение и радиокомандную систему управления. Это требование позволяло американцам отслеживать электронные характеристики их ракет и, следовательно, оценивать их боевые ТТХ. Такие сведения о русских ракетах ЦРУ всегда получало с помощью своих постов прослушивания ELINT в Иране.

Многие американские сенаторы выразили серьезную обеспокоенность относительно этого "вакуума разведки" и потребовали воздержаться от ратификации ОСВ-2, пока не будет найден и разработан проект компенсации потери постов прослушивания в Иране и восстановления адекватных электронных возможностей наблюдения с помощью других систем.

***

Прислано Pretich 13-10-2016 06:35
#2

Вторжение в Афганистан

Затем, подписание договора ОСВ-2 было отложено советским вторжением в Афганистан. Также как и перед Исламской революцией в Иране, вторжение в Афганистан вскрыло очевидные недостатки системы американской разведки. По этому поводу было проведено специальное расследование, чтобы попытаться понять, как такая широкомасштабная переброска русских войск осталась не замеченной различными подразделениями ЦРУ.

Аналитики ЦРУ сообщали, что вблизи афганской границы развернута всего 15 000 группировка. В действительности же, численность войск, сконцентрированных в Южной России, была намного выше, и фактически, во вторжении принимала участие по меньшей мере 85 000 группировка. Большая ее часть была переброшена по воздуху 350 большими военно-транспортными самолетами в период между 24 и 27 декабря 1979 года и высадилась в аэропортах Кабула и Баграма, а в это время четыре танковых и одна моторизированная дивизия пересекали границу. Кроме того, за несколько дней до этого, многие из этих частей были переброшены на базы в Центральной Азии с Балтики, и эти переброски также ускользнули от внимания американских спутников сбора разведывательной информации и других датчиков, поскольку Советы использовали тактику введения в заблуждение.

Кроме того, американские станции прослушивания перехватывали какие-то заранее записанные радиообращения к афганскому народу; эти радиопередачи предназначались для последующего вещания из Кабула при начале оккупации. Это продемонстрировало, что лучшей из всех действовавших в тех условиях частей разведывательного сообщества США, была служба перехвата сообщений средств связи (COMINT). Далее это было подтверждено тем, что в момент, когда оккупированный Кабул был изолирован от всего мира, только службе перехвата связных средств удавалось получать информацию о том, что происходит в Центральной Азии. Поэтому, в заключение, необходимо сказать, что недостатки находились в области анализа и оценки полученной информации - работе, которая обычно ведется на самом высоком уровне страны.

***