Конец лайнеров агрессора
Прислано Pretich February 15 2016 02:22:01

Конец лайнеров агрессора

 

об участи пассажирских судов фашистской Германии

 

 

К 1939 г. фашистская Германия располагала крупным торговым флотом. Ему отводилась немаловажная. роль в планируемой главарями «третьего рейха» агрессивной войне. Суда предполагалось использовать в качестве вспомогательных крейсеров — рейдеров, войсковых десантных транспортов, плавучих баз подводных лодок, госпиталей.

 

Быстрое возрождение флота Германии, разгромленной в первой мировой войне, стало возможным при попустительстве держав Антанты и США, которые в соответствии с антисоветскими планами всемерно укрепляли позиции германского милитаризма. Империалистические круги, прежде всего американские, добились пересмотра порядка взимания репараций с Германии, предоставили ей крупные займы, сделали большие инвестиции в ее промышленность. Позднее даже премьер-министр У. Черчилль вынужден был признать, что «Англия взяла у Германии несколько старых океанских пароходов, а на те деньги, которые Германия получила от Англии, она построила себе новый флот». Основное пополнение германский флот получил в 30-е годы.

 

Вступили в строй четыре крупных пассажирских лайнера «Альберт Баллин», «Дейч-ланд», «Гамбург», «Нью-Йорк» (каждый вместимостью 20 800 per. т), пять судов типа «Монте Сармиенто» (по 13 600 per. т), три судна типа «Сьерра Вентана» (по 11 400 per. т) и др. В 1929—1930 гг. начали рейсы крупнейшие лайнеры под германским флагом «Бремен» и «Европа» (по 50 000 per. т). Они побили рекорд скорости и завоевали почетный приз «Голубая лента Атлантики». С 1933 г., после прихода к власти в Германии фашистской диктатуры, милитаризация страны усилилась. Многие суда прошли специальную модернизацию в военных целях. Так, на всех четырех лайнерах типа «Альберт Баллин» мощность энергетических установок была увеличена вдвое — с 14 до 28 тыс. л. с. Затем удлинили их корпуса. Были удлинены также «Магдалена», «Ватусси», «Убена», «Мадрид». Это значительно увеличило число мест на судах. Были построены пассажирские лайнеры «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Потсдам» (по 18 000 per. т). Эти «гражданские» суда имели двигатели мощностью 32,5 тыс. л. с, скорость 23 уз. Новым лайнерам придавалось особое значение — на спуске головного судна присутствовал фюрер.

 

Последними лайнерами, построенными перед войной, были «Вильгельм Густлов» и «Роберт Лей» (по 25 500 per. т).Первый выход в море «Вильгельм Густлов» совершил в апреле 1938 г. Следующий рейс нацистские лидеры превратили в политический фарс. Лайнер зашел в порт Тилбери близ Лондона, принял на борт фашиствующих немцев, проживающих в Англии, и удалился в открытое море за пределы территориальных вод. Здесь «пассажирам» была предоставлена возможность «участвовать в плебисците», одобрявшем захват Австрии, осуществленный германскими войсками месяц назад. Фашистская Германия уже встала на путь открытой агрессии. За «аншлюссом» Австрии последовало вторжение в Чехословакию. Получив это известие, президент Ф. Рузвельт пригрозил было в качестве респрессалий наложить арест на всю немецкую собственность в США. Его спросили, включаются ли сюда немецкие трансатлантические лайнеры (в это время «Европа» стояла в Нью-Йорке). Рузвельт ответил: — Включаются. А почему бы и нет? — и тут же обратился к адмиралу Леги: — Что бы вы стали делать, если бы я отдал приказ захватить лайнер «Европа» при его выходе из нью-йоркской гавани? — Выполнил бы приказ, господин президент. — А если лайнер откажется подчиниться вашему приказу? — Я потопил бы его...

 

Но разговор последствий не имел — лайнер «Европа» беспрепятственно, строго по расписанию ушел из Нью-Йорка. Начало второй мировой войны, развязанной фашистской Германией, не было неожиданным для немецких судоходных монополий. Они заблаговременно задержали свой флот в отечественных гаванях, отозвали суда из иностранных портов, дали капитанам секретные инструкции на случай «чрезвычайных обстоятельств». Крупнейший германский трансатлантик «Европа» в конце лета 1939 г. возвращался из Нью-Йорка в Бремен. Вечером 24 августа капитан собрал пассажиров и, не объясняя причины,предупредил об отмене заходов в Саутгемптон и Шербур. Затем на глазах изумленных пассажиров судно изменило свой обычный вид: исчезли названия на бортах, корме и мостике, были перекрашены трубы, изменена конфигурация надстройки, закрыты глухими крышками иллюминаторы, зашторены все окна салонов. За три дня до начала войны «Европа» пришла в Бремен. В конце августа нью-йоркский порт спешно покинули, не взяв пассажиров, крупные немецкие лайнеры «Ст. Луис» (16,7 тыс. per. т) и «Нью-Йорк» (20,8 тыс. per. т). А 28 августа в соответствии с расписанием туда прибыл флагман германского флота «Бремен». Наскоро высадив пассажиров, капитан хотел тут же выйти в океан. Но портовые власти неожиданно начали строгий досмотр: пришло указание проверять все суда — не вывозят ли они вооружение. Затем от капитана потребовали объявить пожарную тревогу, спустить на воду спасательные вельботы и провести шлюпочное учение. Лишь вечером 30 августа «Бремен» смог покинуть Нью-Йорк. А через несколько часов, рано на рассвете 1 сентября по приказу фюрера фашистские войска вторглись в Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Началась вторая мировая война.

 

Подходы к германским портам оказались перекрытыми английским и французским военно-морским флотом.Лайнер «Колумбус» (32,3 тыс. per. т), совершавший круиз в Карибском бассейне, в самый канун войны высадил всех пассажиров в Гаване, а сам скрытно перешел в мексиканский порт Веракрус. Отстоявшись здесь более двух месяцев, он тайно выскользнул в океан. В Атлантике к нему пристроились два американских эсминца и крейсер «Тускалуза». Вроде бы это ничем не угрожало — Соединенные Штаты еще не вступали в войну. Но через некоторое время появился английский эсминец «Хайперион» и приказал «Колу мбусу» застопорить ход. Выполняя ранее полученные инструкции, капитан лайнера приказал открыть кингстоны. Чтобы англичане не смогли высадиться на лайнер на шлюпке и помешать затоплению, судно было подожжено во многих местах. Из Лиссабона ушел в океан лайнер «Кап Норте» (13,6 тыс. per. т). Следовал он без огней, вдали от обычных океанских путей, уклоняясь от встреч с другими судами. Английский крейсер «Белфаст», обнаруживший его у Фарерских островов, потребовал остановиться. Из-за штормовой погоды покинуть лайнер на шлюпках, чего требовала инструкция о затоплении, было невозможно, и капитан сдал судно. Позднее этот лайнер плавал под английским флагом, переименованный в «Импайр трупер». В одном из союзных конвоев он был сильно поврежден немецким крейсером «Адмирал Хиппер». Лайнер «Ватусси» (9,5 тыс. per. т) оказался к началу войны в Мозамбике. Простояв там два месяца, он тайно вышел в океан и направился в порт приписки. Но в районе Кейптауна его обнаружил английский крейсер «Ринаун». Чтобы не сдавать лайнер врагу, капитан, действуя по инструкции, затопил его. Лайнер «Виндхук» (16,6 тыс. per. т) находился в Лобито. Отстоявшись здесь до декабря, он направился в Бразилию, замаскированный под японское судно «Сантос мару». Однако обман не удался. В порту бразильские власти интернировали судно, а затем передали США. Лайнер получил название «Леджюн» и использовался как войсковой транспорт, принимая на борт до 4600 солдат и офицеров. В мексиканском порту Тампико был интернирован лайнер «Ориноко» (9,8 тыс. per. т). Он тоже стал военным транспортом США, переименованный в «Пуэбло». В Японии начало войны застало лайнер «Шарнхорст» (18,2 тыс. per. т). Его поставили было на прикол до лучших времен, но затем продали японскому военно-морскому флоту. Судно было переделано в авианосец, а позднее погибло от торпеды американской подлодки.

 

В Германию через морскую блокаду сумели прорваться из дальних портов крупные немецкие пассажирские лайнеры «Антонио Дельфино», «Штутгарт», «Монте Оливия» и «Монте Паскаль» (более 13 тыс. per. т каждый), «Убена» (9,5 тыс. per. т). К концу года, воспользовавшись штормами и туманами, вернулись «Кордильера», «Ст. Луис», однотипные гиганты «Дейчланд» и «Нью-Йорк», трансатлантик «Бремен». В период войны большинство германских пассажирских лайнеров входило в состав военно-морского флота. Однако командованию «Кригсмарине» не удалось, как в первый мировой войне, использовать лайнеры для разбойничьего рейдерства на океанских путях. Эту миссию выполняли грузовые суда. Пассажирские лайнеры были переоборудованы под базы подводных лодок, плавучие казармы и мастерские, рассредоточены по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенхафен, Штеттин, Брёмерхафен, Фленсбург. По существу все крупные пассажирские суда отстоялись в гаванях, не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Лишь несколько лайнеров использовались для переброски фашистских войск при оккупации Норвегии и Дании, но и эти десанты обеспечивали в основном грузовые суда. Крупнейшие лайнеры «Бремен» и «Европа» в 1940 г. были подготовлены к перевозке воинских частей в Англию, но вторжение не состоялось.

 

Несмотря на малую активность пассажирский флот фашистской Германии понес большие потери. Главной причиной явились налеты авиации. От бомбовых ударов союзников в Киле погибли «Ст. Луис», «Монте Сармиенто», «Монте Оливия», «Нью-Йорк»; в Виль-гельмсхафене — «Монте Паскаль», «Танганьика»; в Готенхафене — «Штуттгарт»; в Гамбурге — «Генерал Артигас», «Роберт Лей»; близ Хельдера — «Сьерра Невада». В Любекской бухте от попадания бомб перевернулся и ратонул «Кап Аркона», погиб «Дейчланд», в Кильской — «Генерал Осорио». Нацисты подняли было судно и восстановили как плавучую казарму, но при очередном налете авиации оно вновь было разбито.Близ Гедзера погиб, подорвавшись на мине, «Гнейзенау». Дважды подрывалась на мине «Монте Роза» . В Гамбурге 16 марта 1941 г. загорелся и был уничтожен огнем трансатлантический рекордсмен «Бремен». Как полагают, это был акт саботажа докеров. В этом же порту 25 июля 1943 г. сгорел при бомбежке недостроенный гигант «Фатерланд», который начали было приспосабливать под авианосец. 22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила свои дивизии на СССР. В бои на морских коммуникациях вступили советские военно-морские силы и авиация. Они пустили на дно Балтики немало германских транспортов.

 

Особенно сильные удары по фашистскому фпоту были нанесены в начале 1945 г., когда под натиском советских войск, победоносно наступавших в Восточной Пруссии и Померании, фашистские армии начали отход и эвакуацию морем на запад. Десятки пассажирских лайнеров, простоявших всю войну в портах, были брошены на эту операцию. 30 января из Данцига под усиленным конвоем вышел в море лайнер «Вильгельм Густлов». На судне находилось более 6 тыс. гитлеровцев, около половины которых составляли асы-подводники. До места назначения лайнер не дошел, его пустила на дно советская подлодка С-13 под командой А. Маринеско. Не многие фашисты спаслись. Потеря была столь велика, что Гитлер объявил трехдневный траур по всей Германии. 9 февраля та же подлодка торпедировала и потопила лайнер «Штой-бен» (13,3 тыс. per. т), на борту которого было около 4 тыс. солдат и офицеров фашистской армии. На минных полях подорвались и затонули крупные пассажирские лайнеры «Кордильера» и «Берлин», однотипные «Ганза» и «Гамбург».

 

В конце апреля 1945 г., после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха», разваливающегося под мощными ударами Советской Армии и войск союзников, оказалось «правительство» гросс-адмирала Деница. Его прибежищем стало военно-мор-ское училище в пограничном (близ Дании) городе Фленсбург. Гросс-адмирал Дениц был одним из главных советников Гитлера, командовал фашистским подводным флотом. По его указаниям подводные пираты топили беззащитные торговые суда, расстреливали судовые команды из пулеметов. Это он цинично подчеркнул в своем приказе: «Не подбирайте спасшихся и не берите их с собой. Не заботьтесь о спасательных шлюпках торговых судов. Условия погоды и расстояние до земли не играют никакой роли. Мы должны быть жестокими...» В деятельности «правительства» Деница не было ничего нового: звериная ненависть к коммунизму, попытки любой ценой оттянуть окончательное крушение германского фронта на Востоке, установить контакты с англо-американским командованием для заключения сепаратного перемирия. 7 мая гросс-адмирал Дениц по радио приказал всем германским судам уходить из портов и баз, которым угрожали советские войска. Началось массовое бегство флота на запад.

 

Суда, которые не могли выйти в море, уничтожались. Отмечая этот факт, И. В. Сталин писал президенту США: «...Германия сдала на основе капитуляции весь свой военный и торговый флот англичанам и американцам. Должен сообщить, что советским вооруженным силам германцы отказались сдать хотя бы один военный или торговый корабль, направив весь свой флот на сдачу англоамериканским вооруженным силам». Лайнеры «Монте Роза», «Тюрингия», «Антонио Дельфино» в большой группе менее крупных немецких пассажирских судов пришли в Кильскую бухту, многие укрылись в Копенгагене, несколько лайнеров стало на рейде во Фленсбурге. Авиация союзников прекратила налеты на флот. В начале мая Советская Армия овладела Берлином, вышла на побережье Балтийского моря. Завершился окончательный разгром фашистской Германии.

 

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина представители германского верховного командования вынуждены были подписать акт о безоговорочной капитуляции. 12 мая во Фленсбург начали прибывать члены Союзной Контрольной Комиссии. Первыми появились американцы и англичане. Они избрали для своей работы и проживания пассажирское судно «Патрия», стоящее на якоре. Пока советские члены комиссии еще не прибыли, адмирал Дениц стремился провести сепаратные переговоры с англичанами и американцами. «Глава правительства» дважды приезжал на «Патрию». Его встречали со всеми почестями: гудок судна, почетный караул, рапорт офицера. Все изменилось с прибытием советских представителей. Утром 22 мая гросс-адмирал Денниц принимал в своем кабинете «премьер-министра» графа фон Крозига. Солдаты прервали их беседу и увезли Деница на «Патрию». Туда же были доставлены его помощники — адмирал фон Фридебург, генерал Иодль. На борту «Патрии» уже не было торжественной встречи. Союзная Контрольная Комиссия в самой резкой форме заявила: союзники не признают «правительства» Деница, оно прекращает свое существование, а гросс-адмирал и его министры арестованы и должны считать себя военнопленными. Дениц сделал над собой усилие, чтобы произнести несколько слов, но их никто не понял. Иодль онемел. Под усиленной охраной немцев свезли с «Патрии» на берег и препроводили в тюрьму...

 

Судьба германского военного и торгового флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля — начале августа 1945 г. Уже на одном из первых заседаний глава,советской делегации И. В. Сталин поставил вопрос о передаче части немецких кораблей и судов Советскому Союзу. Он подчеркнул, что «русские имеют право на получение трети военного и торгового флота Германии», и отметил: «Большая часть флота находится в руках нашего союзника, но доступ нашим людям к этим кораблям был закрыт, они не имеют возможности осмотреть корабли...» Практическое обсуждение проблемы вызвало болезненную реакцию У. Черчилля. Возникла полемика. Английский премьер был очень рассержен, бросал негодующие реплики, вскакивал с места, чуть не роняя кресло. На заключительных заседаниях Потсдамской конференции были разработаны принципы распределения германского флота. Объявлялось, что немецкий торговый флот, сдавшийся трем державам, независимо от его местонахождения будет поровну поделен между СССР, Англией и США. Реальная передача судов откладывалась до окончания войны с Японией. Создавалась Тройственная комиссия, кото» рой надлежало собраться не позднее 1 сентября 1945 г. и составить списки распределения конкретных судов.

 

В результате раздела крупнейшее судно германского пассажирского флота — трансатлантический лайнер «Европа» — попал под американский флаг. Несколько месяцев он плавал как военный транспорт АР-177, а затем был передан Франции в виде компенсации за погибшую в Нью-Йорке «Нормандию». Под названием «Либерте» судно еще около 15 лет совершало рейсы через Северную Атлантику. Под английский флаг перешли крупные германские лайнеры «Монте Роза», «Миллуоки», «Тюрингия», «Потсдам», «Претория», «Антонио Дельфино», «Убена». Они срочно были приспособлены под воинские перевозки и плавали под названиями «Импайр уихдраш», «Импайр уэйвнейв», «Импайр дебен», «Импайр дун» (затем «Импайр орвелл»), «Импайр халладейл», «Импайр кен» соответственно. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг. Большой объем восстановительных работ был выполнен на старых пассажирских лайнерах «Дейче» (бывшая «Сьерра Морена»), «Карибия», «Вангони». После модернизации они пополнили флот Дальневосточного пароходства и получили названия «Азия», «Ильич», «Чукотка». Лайнеры «Патрия» и «Дуала», захваченные англичанами, оставались у них как военные транспорты «Импайр велланд» и «Импайр оак», пока оформлялись репарационные списки. Первый успел сделать Два рейса Ливерпуль — Нью-Йорк.

 

После передачи Морфлоту СССР суда прошли переоборудование и были направлены в Черноморское пароходство под названиями «Россия» и «Петр Великий». В этот же бассейн после модернизации пришли «Иберия» и «Рюген», названные «Победа» и «Иван Сусанин». Среди полученных судов было большое число старых, изношенных, требовавших капитального ремонта и полного переоборудования. Много времени ушло на приведение в эксплуатационное состояние «Океаны» (бывшей «Сьерры Сальвады»), второго «Дейчланда», «Прейссена». Обновленные суда под названиями «Сибирь», «Анива», «Крильон» плавали потом в Дальневосточном пароходстве. В 1946 г. аварийно-спасательная служба Балтийского флота приступила к подъему лайнера «Берлин» (15,3 тыс. per. т), подорвавшегося на мине и затонувшего в 8 милях от Свиноуйсьце. В ночь на новый, 1947 г. нос судна всплыл, но обнаружилась течь в кормовых отсеках. Для ее ликвидации в воду ушел водолаз, и тут неожиданно раздался взрыв. Лайнер вновь погрузился, а водолаз оказался в ловушке. Спасатели выручили своего товарища, но подъем судна надолго задержался. Как выяснилось, это взорвался фугас, заложенный гитлеровцами как «сюрприз». Судно было поднято со дна 15 сентября 1947 г. и отбуксировано на восстановительный ремонт. Обновленный лайнер получил название «Адмирал Нахимов» и был направлен в Черноморское пароходство. В середине 1948 г. начались работы по подъему лайнера «Кордильера» (12 тыс. per. т), который также подорвался на мине и затонул на фарватере в Свиноуйсьце. Трудно было поставить перевернувшееся судно на ровный киль из-за невозможности перекрыть движение по фарватеру. После сложных работ спасателям удалось поднять лайнер, и они повели его на буксире на ремонт. Но во время перехода в аварийное судно врезался норвежский танкер, и оно едва вновь не ушло под воду. Восстановленный лайнер получил название «Русь» и пополнил флот Дальневосточного пароходства. В открытом море, в 9 милях от Варнемюнде, немного возвышаясь над поверхностью воды правым бортом, лежал лайнер «Ганза» (20,8 тыс. per. т) — тоже жертва мины. В штормовых условиях балтийские спасатели сумели поставить судно на ровный киль и поднять с грунта.

 

В 2 милях от Засница в затопленном состоянии находился подорвавшийся на мине однотипный лайнер «Гамбург»(«Альберт Баллинн») Спасатели выпрямили его, нарастили борта, укрепили коффердамы и откачали воду. В 1950 г. судно всплыло и было отбуксировано на восстановительный ремонт. Первый лайнер после переоборудования получил название «Советский Союз» и работал на Дальнем Востоке. Второй начали восстанавливать как пассажирское судно, но затем изменили проект и переоборудовали под китобойную базу, назвав ее «Юрий Долгорукий».

 

Полученные по решению Потсдамской конференции германские суда компенсировали лишь малую частицу того огромного ущерба, который понес советский торговый флот в результате фашистской агрессии.

 

 

К. ИВАНОВ

«МОРСКОЙ ФЛОТ» 1983 г

 

***