Иран - история, география, политика и экономика
Прислано Pretich December 13 2015 15:38:24

ИРАН - история, география, политика и экономика

 

 

Введение

 

Исмаилитское движение будет рассмотрено на широком историческом фоне развитого феодального общества, каким был Иран в период государства Сельджуков. Необыкновенно быстрое развитие феодальных отношений в 70 - 90 - х годах XI в. обострило до крайности внутренние противоречия в этом государстве. Повсеместное распространение икта (условное земельное пожалование от араб. ката - “отрезать, отнимать”) привело к усилению феодальной эксплуатации иранского крестьянства. Класс феодалов вырос численно, главным образом за счет тюркских элементов. Эксплуатация иранских крестьян тюркскими феодалами сопровождалось грабежами, оскорблениями, насилиями.

Развитие феодальных отношений вело к тому, что, во-первых, общинные земли отнимались и переходили в собственность государства и феодалов (с X в. в качестве икта) и, во-вторых, свободная крестьянская община (если она сохранялась) превращалась в феодально-зависимую. В городах Ирана те же тюркские феодалы творили безнаказанно любые бесчинства в отношении трудового населения: ремесленников, работных людей, мелких торговцев и их семей. Одна часть иранской знати, приспособившаяся к завоевателям - сельджукам, принимало активное участие в эксплуатации своих соплеменников. Другая, потерявшая ведущие должности и свои земельные владения, была в тайной оппозиции к сельджукам. Ненависть к феодалам, тюркским и иранским, зрела в сердцах людей. Нужна была искра, чтобы поджечь пламя восстания.

 

Молодые годы Хасана ибн Саббаха

 

В Иране давно велась пропаганда исмаилизма - одного из течений шиизма, который являлся официальным вероучением в Фатимидском халифате. Однако пропаганда, которую вели фатимидские даи, не имела боевого, политического направления и адресовалась лишь феодалам и людям науки.

Исмаилитская пропаганда качественно изменилась при появлении Хасана ибн Саббаха.

Он выдвинул конкретные лозунги для антисельджукской и антифеодальной борьбы, явился вождем и организатором народного восстания.

Первоначально Хасан ибн Саббах исповедовал веру своих отцов шиитов - дюжинников, но затем оказался под влиянием воздействием исмаилитов Рейя. Молодые годы Хасана ибн Саббаха, когда формировался его характер и вырабатывались религиозные и политические взгляды, связаны с Рейем.

 

Рей, большой торговый город с многочисленными базарами и значительным ремесленным населением, издавна был одним из крупных центров исмаилизма. О сближении Хасана ибн Саббаха с исмаилитами Рейя подробно рассказано от его лица в “Саргузашт - и Сайидна”.

 

Первым пропагандистом исмаилизма, которого встретил на своем пути юный Хасан ибн Саббах, был ремесленник - чеканщик. Последний все более настойчиво опровергал и убивал в Хасане ибн Саббахе веру его отцов. Свое дело он сделал.

Его вторым наставником стал шорник Бу Наджим, который сумел дать ответ на все, даже наиболее трудные для понимания вопросы Хасана ибн Саббаха.

Вскоре Хасан ибн Саббах заявил о своем стремлении принять исмаилизм. Настойчивые просьбы юноши убедили Мумина, и он принял присягу, чем и было оформлено вступление последнего в ряды исмаилитов.

В 469/1076/77 г. после своего назначения заместителем Абдал - Мелик ибн Атташа Хасан ибн Саббах принял твердое решение отправиться в Египет. Мелик посылал Хасана ибн Саббаха в Египет, вероятно с целью завершения образования или знакомства с наиболее авторитетными исмаилитами.

Когда умер Мустанир, удалось без особого труда посадить на престол Мустали. Когда произошло назначение Мустали и обострилась борьба придворных группировок, точно установить трудно. Решение Мустанира в пользу младшего сына вызвало недовольства среди исмаилитов. Был нарушен теоретически незыблемый принцип о переходе имамата от отца только к старшему сыну.

У фатимидских исмаилитов раскол на низаритов (признававших имамат Низара) и мусталитов (признававших имамат Мустали) произошел, только после смерти Мустансира.

С точки зрения Строевой Л.В., пребывание в Каире дало Хасану ибн Саббаху очень многое. Он смог познакомится с Каиром и политической обстановкой в столице. Он узнал о прогрессирующем падении мощи Фатимидского халифата. Самым главным для Хасана ибн Саббаха была возможность убедиться в том, что исмаилитам Ирана не придется рассчитывать на помощь Фатимидского халифата, и, наконец, борьба группировок при дворе Мустансира, поддерживавших Мустали или Низара, предопределила позднее, после раскола 1094 г., признание Хасаном ибн Саббахом имамата Низара.

 

Учение Хасана ибн Саббаха “Дават- и джадид”

 

С 1081 г. после возвращения Хасана из Египта начинается новый период его деятельности. Ему было уже около 27 лет. Свыше десятилетия он был связан с исмаилитами побывал в Сирии и Египте, тысячи км проехал по суше. Кончился период накопления политических и религиозных знаний. Начиналась пора активной политической и пропагандистской деятельности.

Уже в это время о его деятельности и связях с исмаилитами было известно сельджукскими властям, и они его разыскивали. Ему пришлось скрываться в Исфахане.

Политическая цель Хасана ибн Саббаха была сформулирована им очень четко: уничтожить политическую власть сельджуков, “перевернуть вверх дном” все государство, освободить от их господства население Ирана и его территорию. Такова была первоочередная задача исмаилитов.

Политические и социальные лозунги выявляются и из религиозного учения Хасана ибн Саббаха, которое позднее получило название “Дават-и джадид”.

Учение Хасана ибн Саббаха каких-либо новых религиозных положений не содержало и реформой фатимидского исмаилизма не являлось. В “Дават-и джадид” нет и намека на бати и ее важнейшую часть - хакаик, включавшую космогонию, философию эманаций, сопоставление макро- и микрокосма, пророческие циклы и т.д. Сам Хасан не мог не знать фатимидского учения во всей его полноте. Отличие “Дават-и джадид” от старого фатимидского исмаилизма состоит в том, что из этого (сложнейшего в своей философской части) учения Хасан ибн Саббах взял только учение об имаме, простое по своей сущности, вполне доступное любому неподготовленному слушателю и стороннику.

В той ожесточенной вооруженной борьбе, которую вели исмаилиты в Иране, помощи от Фатимидов они не ждали и не искали. Фатимиды, со своей стороны, в борьбу в Иране не вмешивались.

Захват Аламута (1090) положил начало существованию в Иране самостоятельного государства, не подчиненного ни Сельджукам, ни Фатимидам. Назначаемые Хасаном ибн Саббахом даи приняли “Дават-и джадид” и пропагандировали его.

Учение давало убежденность в том, что только исмаилиты идут правильным путем, внушала им уверенность в своем превосходстве на врагом, что способствовало укреплению единства.

 

Образование исмаилитского государства

 

На следующий год после захвата Аламута, в 484/1091/92 г. исмаилиты подняли восстание в Кухистане, закончившееся их победой.

Неожиданная смерть султана Мелик-шаха вызвала резкое изменение политической обстановки в государстве Сельджуков. Началась острая борьба за престол между его сыновьями и братьями.

В течении правления султана Баркйарука (1093-1105) феодальные усобицы охватили всю страну. Мятежи тюркских феодалов происходили в районах Исфахана, Хамадана, Рейя, Себзевара, Мерва, Серахса, Балха, а также в Хорезме. В столице и во всей стране отсутствовала твердая власть.

В течение этих 12 лет создались благоприятные условия для укрепления исмаилитов в уже занятых ими районах.

В Рудбаре исмаилиты захватили крепость Ламасар. Таким образом, вся долина Аламута оказалась под властью исмаилитов.

В 493/1099/100 г. исмаилиты без боя овладели крепостью Гирд-кух, расположенной близ г. Дамгана. Султан Баркйарук, занятый в это время борьбой со своим братом Мухаммедом, не предпринял военных действий против исмаилитов в этом районе.

Утверждение исмаилитов в Рудбаре, Кухистане и Дамгане и продолжавшиеся феодальные усобицы среди сыновей Мелишаха явились причиной активизации исмаилитов в столице. Исмаилитам не удалось захватить Исфахан, но, несмотря на поражение и гибель Ахмеда ибн Абд ал-Мелик ибн Атташа, большая часть из них благополучно добралась до исмаилитских крепостей, расположенных в других районах Ирана.

Хасан ибн Саббах направил своих даи в Сирию. Он стремился к расширению исмаилитской пропаганды и увеличению размаха восстания. Борьба исмаилитов с феодалами как в Иране, так и в Сирии имела одинаковые формы, единые цели и методы. В начале 11 в. исмаилиты потерпели поражение в Сирии, но их борьба на этом не кончилась. Успех пришел позднее.

Политическая цель, поставленная Хасаном ибн Саббахом и исмаилитами, была достигнута. Ими было создано совершенно независимое от Сельджуков самостоятельное государство. Хасан ибн Саббах, организатор всей исмаилитской пропаганды в 80-90-е годы XI в., вождь народных восстаний и антисельджукской борьбы в 90-х годах XI-XII в., являлся главой государства и обладал неограниченной политической и духовной властью. Его учение являлось официальной религией исмаилитского государства.

 

Основная масса населения исмаилитского государства приняла учение Хасана ибн Саббаха, усвоив из него, вероятно, то, что ему больше всего было понятно и близко.

Без сомнения, население исмаилитского государства должно было выполнять работы по строительству новых крепостей, заготовке продовольствия на случай осады, рытью колодцев и каналов, строительству ирригационных сооружений, возведению жилых зданий в крепостях и т. д. Однако в подобного рода работах были заинтересованы все исмаилиты, и результат их труда шел на общее благо, укрепление и развитие исмаилитского государства.

В это время в исмаилитском государстве еще не было резкой имущественной дифференциации между правителями, представителями государства и простым народом. Суровый, аскетический образ жизни, установленный Хасаном ибн Саббахом для всех без исключения, соответствовал извечным мечтам крестьянских масс об уничтожении разницы между богатыми и бедными, об имущественном равенстве. Эти пока одинаковые для всех условия материальной жизни связывались, в представление народных масс, с учением Хасана иьн Саббаха бо имаме, который принесет людям благоденствие и полную социальную справедливость, т.е. жизнь без эксплуатации. Следствием этого являлась приверженность исмаилитов учению “Дават-и джадид”.

Для исмаилитского государства характерны отказ от наследственной монархии (единственной формы государственной власти, практиковавшейся в феодальных владениях); уничтожение предположительно института икта и связанной с ним совокупности феодальных налогов, поборов и повинностей, существовавших в сельджукском государстве; черты аскетизма и стремление к общему равенству; обязательная для всех суровая дисциплина.

 

Развитие исмаилитского государства

 

С 20-х годов XII в. общее ослабление и дробление сельджукских владений создавали благоприятную обстановку для развития государства.

С 20-х по 60-е годы внешняя политика государства исмаилитов развивалась по следующим основным направлениям: расширение территории государства путем завоевания феодальных крепостей и строительства новых укреплений; открытая вооруженная борьба с войсками феодалов; индивидуальный террор против классовых, политических и религиозных врагов исмаилитского государства.

Свыше восьми столетий, со времен первого крестового похода, исмаилитов Ирана и Сирии называли сектой убийц. Крестоносцы видели в них неуловимых, таинственных убийц - асасинов, умевших любым путем настичь намеченную жертву. Все убитые относятся к военной и чиновной знати, как тюркской, так и персидской, высшему мусульманскому духовенству, а также к руководителям суннитов разных толков и умеренным шиитам. Неизменным оставался и классовый состав фидаев, добровольно жертвовавших собой убийц, которые были выходцами из крестьян или ремесленников.

 

Внутреннее положение исмаилитского государства характеризуется установлением наследственной монархии Кийа Бузург Умида и его потомков, которая сохранится до конца существования этого государства; выдвижением Кийев на важнейшие военные и административные должности; проникновением в правящии круги исмаилитов тюркских феодалов; появлением имущественной дифференциацией в исмаилитском обществе, вызвавшей глубокое неудовольствие среди рядовых исмаилитов.

Вскоре после смерти Хасана ибн Саббаха правителем Аламутского государства стал Кийа Бузуг Умид (1124- 1138).

 

Расширение территорий исмаилитского государства на севере Ирана увеличивало его население и укрепляло экономическую базу.

В исмаилитском государстве наблюдался относительно высокий уровень развития производительных сил. Удаленные друг от друга владения т отдельные крепости, составлявшие исмаилитское государство, включали сельскохозяйственные районы, пригодные для разведения всех видов сельскохозяйственных культур, пастбища, обеспечивавшие кормами многочисленный скот; города с развитым ремеслом, продукция которого шла на экспорт и на местное потребление.

Развитое скотоводство обеспечивало продукты питания: мясо, сыр, молоко, масло, а также шерсть для изготовления одежды. О значении скотоводства в экономике говорит и то, что профессия пастуха не считалась зазорной даже для самого главы государства. Правитель Аламута Ала ад-дин в своей юности пас баранов.

Обилие дождей и наличие горных рек в Рудбаре создают благоприятные условия для развития богарного и поливного земледелия. Источники упоминают о толчеях для риса, построенных в Ламасаре, садах и огородах, разбитых у подножия этой крепости.

Принадлежавшие исмаилитам крепости, располагавшиеся на важнейших торговых путях, обеспечивали денежные доходы от сбора торговых пошлин, от охраны и грабежей караванов.

Появление внутри имаилитского государства феодальных элементов, сохранивших свою собственность, приверженность правоверному исламу и глубоко враждебных уравнительным стремлениям, вызвало протест народных низов. В начале 60-х годов XI в. эти противоречия проявлялись в виде острой классовой борьбы, социального “взрыва” народного гнева. Социальный протест получил выражение в религиозной форме - единственно возможной в феодальную эпоху. Он нашел выражение в учении о “Дне Кийамата”, которое провозгласил 4-тый правитель Аламута - Хасан ибн Мухаммед ибн Кийа Бузург Умид.

Провозглашение Кийамата рассматривалась исследователями только как религиозная реформа исмаилизма. Однако провозглашение Кийамата являлось в плане социально-политическом требованием социального и имущественного равенства для исмаилитов; призывом к убийствам, побиванию камнями, непримиримой борьбе со “своими” феодалами. В плане религиозном провозглашение Кийамата означало отмену шариата и появление отличного от исмаилизма вероучения - низаризма.

 

Гибель исмаилитского государства

 

К началу XIII в. в исмаилитском государстве резко обострились внутренние противоречия. Шла напряженная борьба между двумя группировками. Одна из них - феодальная - стремилась порвать с низаризмом и возвратиться в лоно ислама, установить контакт с феодалами близких и дальних владений, свободно распоряжаться своими богатствами и приумножать их. К уравнительным стремлениям рядовых исмаилитов лица, принадлежащие к этой группе, относились резко враждебно. Удельный вес этой группы в исмаилитском государстве все возрастал.

Вторая группировка – демократическая - стояла по всем вопросам на диаметрально противоположных позициях. Она сохраняла приверженность низаризму, была враждебна окружающим исмаилитское государство феодалам, непримирима к “своим” феодалам, поддерживала имущественное равенство, воевала с монголами. Борьба этих группировок явилась одной из важнейших причин гибели исмаилитского государства.

Обе группы пытались заручиться поддержкой правителя Аламута или его наследника.

 

С приходом к власти Джелаль ад-дина Хасана (1210-1221) и поддерживавшей его феодальной группировки была немедленно изменена вся внешняя и внутренняя политика исмаилитского государства, проводившаяся свыше столетия.

Новый курс, взятый Джелаль ад-дином Хасаном, включал полный разрыв с низаризмом и провозглашение суннитского ислама, прекращение всякой борьбы исмаилитов с феодальными государствами и установление дружественных и родственных связей с их правителями. При вторжении монголов в государство хорезмшахов Джелаль ад-дин Хасан немедленно выразил полную покорность Чингизхану.

С момента вступления на престол Джелаль ад- дина Хасана суннизм стал официальной религией исмаилитского государства.

Временная победа феодальной группировки в начале XIII в. привела к тому, что правитель Аламута Джелаль ад-дин Хасан Ноу-Мусульман отрекся от исмаилизма, возвратился в лоно ислама, сжег часть книг аламутской библиотеки. В своей внешней политике он, не отличаясь от других феодальных правителей того времени, принимал активное участие в их усобице. Но демократические стремления рядовых исмаилитов были еще сильны. Им удалось, приведя к власти Ала ад-дина, изменить на диаметрально противоположный политический курс его предшественника. Снова был восстановлен низаризм; во внутренней политике усилились репрессии против “своих” феодалов.

Вторжение монголов не затронуло исмаилитских владений, которые в экономическом смысле процветали. Демократические правители Аламутского государства стремились поддержать последнего хорезмшаха в его борьбе с монголами. Их контакты выражали своеобразную форму антимонгольской борьбы в Иране.

В 50-х годах XIII в., при вступлении в Иран монгольских войск Хулагу-хана, над владениями исмаилитов нависла грозная опасность. К этому времени в правящих кругах исмаилитов ведущую роль сумела занять феодальная группировка, ненавидевшая низаризм как ересь и жаждавшая капитуляции перед монголами. Героическое сопротивление рядовых исмаилитов монголам оказалось бессильным вследствие предательства имаилитских вождей. Они сдали Меймундиз. После недолгой борьбы жители Аламута получили право выхода из крепости. Один год сопротивлялись Ламасар и 20 лет - Гирд-кух.

 

Заключение

 

Причинами гибели исмаилитского государства явились не только предательская политика его правящих кругов, не только численное превосходство монгольских войск и их лучшая техническая оснащенность. Главная причина заключается в другом. В период феодализма социальные идеалы народных восстаний были обращены к невозвратному прошлому, эти идеалы являлись нереальными мечтами о возвращении к обществу доклассовому с его имущественным равенством и отсутствием эксплуатации человека человеком.

Исмаилитское общество и государство возникло и укреплялось в окружении развитого феодального общества, и их собственное развитие не имело другого пути, кроме пути феодального. В этом их историческая трагедия и историческая обреченность.

 

*

 

Европейцы чаще именовали Иран Персией, переняв название от древних греков. Но в 1953 году правительство страны официально утвердило за ней местное древнее название Иран. Иран - крупное многонациональное государство с населением около 26 млн. человек (1996 г.), по площади - 1648 тыс. кв. км. - уступает в зарубежной Азии лишь Китаю, Индии, Индонезии и Саудовской Аравии.

Природа и ландшафт Ирана поражают контрастами и разнообразием. Горные цепи и плоскогорья, занимающие 3/4 территории, обрамляют в центре бесплодную Большую Соляную пустыню (Деште-Кевир) и Деште-Лут.

На севере к склонам Эльбруса примыкает богатая осадками и частично заболоченная Южно-Каспийская низменность, где схожие с джунглями леса, перевитые лианами и диким виноградом, чередуются с посевами риса, плантациями цитрусовых, чая, табака, кенафа. В лесах водятся фазаны, кабаны, косули, олени, барсы и даже тигры, а в прибрежных камышах - стаи розовых фламинго, диких гусей и уток.

На крайнем юге Ирана, в приморской низменной полосе, овеваемой жаркими ветрами и пыльными бурями, встречаются лишь редкие оазисы с рощами финиковых пальм да заросли колючих кустарников. Однако на западе эта низменность включает плодородную равнину Хузистана - зону развитого приливного земледелия. Равнину орошают стремительные воды Каруна - крупнейшей и единственной судоходной реки Ирана. В низовьях по ее берегам раскинулись пальмовые рощи, сады, плантации сахарного тростника. В устье Каруна находится один из центров мировой нефтеперерабатывающей промышленности - остров Абадан, сплошь застроенный громадными заводами и причалами для танкерного флота.

Основные природные ресурсы - нефть, руда, уголь и др. Полезные ископаемые. По залежам нефти Иран входит в первую десятку стран в мире. Мощные залежи находятся в Юго-Западном Иране, где по соседству с кочевьями высятся буровые установки, нефтеперерабатывающие заводы. Основные отрасли промышленности нефтехимическая, текстильная, производство цемента и строительных материалов, пищевая, металлургическая.

 

Сельское хозяйство в Иране развито слабо, он не полностью обеспечивает себя продовольствием. Преобладающие культуры - пшеница, рис, другие зерновые культуры, сахарная свекла, фрукты, орехи, хлопок, мелочные продукты, шерсть, икра. Кстати, Иран является незаконным производителем опиума, как для внутреннего, так и для международного рынка.

Население Ирана 26 млн. человек. Трудоспособное население составляет 15400 тыс. человек (1990г.); из них в сельском хозяйстве занято 33 % , в промышленности - 21 % (1989 г.). Уровень рождаемости составляет примерно 4.93 новорожденных/женщину (1995 г.). Грамотность - около 66 % населения (74 % мужчин, 56 % женщин) в возрасте от 15 лет и старше могут читать и писать (1991 г.). Национальный (этнический) состав разнообразен. Здесь живут - персы 51 %, азербайджанцы 5 %, курды 9 %, гиляки и мазандарины 8 %, луры 2 %, балоши 1 %, арабы 1 %. другой 3 %.

 

Основные религии - шииты 95 %, сунниты 4 % , зороастрийцы, евреи, христиане 1 % .

Языки - 58 % персидский и его диалекты. 26 % турецкий и его диалекты. 9 % курдский , 2 % лурокий , 1 % болохский , 1 % арабский язык , 1 % турецкий , 2 % другие языки.

 

Правительство - полное наименование - Исламская Республика Иран (ИРИ). Строй (форма государственного управления) - исламская республика.

Столица - Тегеран. Административно-территориальное деление - 24 провинции (остана).

Независимость -1 апреля 1979 г., провозглашена Исламская Республика Иран.

Конституция - 2-3 декабря 1979 г.; пересмотрена в 1989 г. чтобы расширить полномочия президента и устранить институт премьер-министра.

Законодательство - Конституция узаконивает Исламские принципы управления

Национальный праздник - 1 апреля - День провозглашения Исламской Республики (1979 г.).

Исполнительная власть - аятолла, президент, кабинет министров.

Законодательная власть - однопалатный парламент - Собрание исламского комитета (меджлис) - под контролем аятоллы.

Судебная власть - Верховный Суд (под контролем аятоллы).

Руководство - политический и духовный Руководитель страны - аятолла Сейеда Али Хамени (избран Советом Старейшин 4 июня 1989 г. после смерти аятоллы Р. М. Хомейни). Глава правительства - президент Али Акбар Хашеми-Рафсанджани (с 17 августа 1989 г.).

Политические партии и лидеры - согласно конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону, в Иране запрещена деятельность неисламских политических партий и организации. Существует ряд исламских организаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства. Среди оппозиционных партий наиболее заметными являются - Демократическая партия Иранского Курдистана, Народная партия Ирана (Туде), лидер - А. Хавари, Организация федаинов иранского народа (большинство) (ОФИНб), первый секретарь ЦК - Ф. Негяхдар и Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) лидер - А. Хавари. Другую часть оппозиции составляют группировки клерикального, промонархического и либерально-буржуазного направлении.

Избирательное право - всеобщее с 15 лет.

 

Экономика

 

Экономика Ирана представляет собой смесь центрального планирования, государственной собственности на крупные предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и другой промышленности, деревенского сельского хозяйства, небольших по масштабу частной торговли и предприятии сервиса. После десятилетия экономического спада, ВНП Ирана вырос на 4 % в ФГ 90 и на 10 % в ФГ 91 . Нефтяной бум 1990-х гг. вместе с существенным увеличением импорта способствовал экономическому подъему Ирана, Иран также начал осуществлять ряд экономических реформ, призванных сократить правительственное вмешательство (включая субсидии) и начал финансирование нескольких проектов развития в надежде на стимулирование экономики. Однако, маленькие доходы от продажи нефти в 1991 г., а торговля нефтью приносит более чем 90 % экспортных доходов и обеспечивает примерно 65 % финансирования для пятилетнего экономического плана развития, и драматическое увеличение внешнего долга угрожают проектам развития и могут побудить Иран сократить импорт, ограничивая таким образом экономический рост.

 

Бюджет - доходы $63 млрд.; расходы $80 млрд., включая капиталовложения $23 млрд. (ФГ 90).

Экспорт - $1 6 млрд. (на условиях, ФГ 92/93).

Товары - нефть 90 %. ковры, фрукты, орехи, кожа.

Экономические партнеры - Япония, Италия, Франция, Нидерланды, Бельгия/Люксембург, Испания, Германия.

Импорт - $18 млрд. (ФГ92/93).

Промышленное производство - темп роста 4.6 % (1993 г.), обеспечивает 30 % ВНП (включая нефтяную промышленность ).

Энергетика - энергоресурсы 19 080 000 кВт; произведено 50.8 млрд. кВт ч. 745 кВт ч. на душу населения (1993 г.).

Валюта - иранский риал; 1 иранский риал (IR) = 100динаров

Бюджетный год с 21 марта по 20 марта.

Курс - риалов за US $ - 1 749.04 (1995 г.)

 

Коммуникации

 

Железные дороги - общая протяженность - 4850 км; из них 4760 км - 1 .432-метровый шаблон, 92 км - 1 .676-метровый шаблон; 480 км в стадии строительства.

Автодороги - общая протяженность - 140 072 км; 42 694 км - мощеные дороги; 46 866 км - гравийных; 49 440 км - земляных; и приблизительно 1 200 км - сельская дорожная сеть.

Внутренние водные пути - 904 км; Шатт-Аль-Араб - обычно судоходен для морского транспорта на протяжении приблизительно 130 км, но из-за Ирано-Иракской войны не используется (с сентября 1980 г.).

Трубопроводы - для нефти 5900 км; нефтепродуктов 3900 км; природного газа 4550 км.

Порты - Абадан (в значительной степени разрушен в 1980-88 гг.) и 6 других менее крупных портов.

Торговый флот - 134 судна (1000 БРТ и более) всего 4 466 395 /8 329 760 включает 38 грузовых судна, 6 ролл-он/ролл-оф, 32 нефтяного танкера, 4 химического танкера, 3 рефрижератора, 47 сухогрузов, 2 комбинированных сухогрузов, 1 судно для перевозки сжиженного газа.

 

Данные за 1990-1993 годы

 

 

PRETICH.ru

 

 

***