Космические межпланетные корабли "Венера-5, 9, 10"
Прислано Pretich March 25 2014 06:42:12

 Космические межпланетные корабли "Венера-5, 9, 10" - СССР

 

 

На расстоянии 37 тыс. км от Венеры было произведено разделение орбитального отсека и спускаемого аппарата, который вскоре начал снижение в атмосфере планеты. Скорость входа составляла 11 км/с. От аэродинамического торможения аппарата температура в его лобовой части повысилась до 11 тыс. градусов. Вместе с температурой росли и перегрузки. Наибольшая их величина на короткое время достигла нескольких сотен единиц ускорения свободного падения. Постепенно скорость аппарата уменьшилась, а когда она достигла 210 м/с, из аппарата был выброшен тормозной парашют. Далее автомат ввел в действие основной парашют, сделанный из термостойкой ткани. Спуск на нем продолжался более 50 мин до прекращения связи, когда давление 27 кг/см2 превысило предел прочности конструкции аппарата.

 

Устройство аппаратов

 

Под мощным слоем теплозащиты внутри корпуса находятся радиопередатчик, батареи, устройство терморегулирования, научные приборы, парашюты и другие системы. Время работы спускаемого аппарата в условиях раскаленной нижней атмосферы Венеры ограничено. Поэтому ученные и конструкторы использовали все возможности, чтобы продлить это время. Прежде всего, незадолго до разделения орбитальный отсек превращался в «холодильник» и замораживал весь спускаемый аппарат до температур примерно -10оС.

Кроме теплоизоляции, на борту имеется еще одно весьма важное устройство – тепловые аккумуляторы. Их активное вещество – гидрат азотнокислого лития. При температуре 30оС это вещество плавится с поглощением очень больших количеств теплоты фазового перехода. Еще до «Венеры-9» и «Венеры-10» все эти меры позволили довести время работы аппарата на грунте планеты почти до 1 часа. Парашют рассчитывался так, чтобы аппарат не опускался слишком медленно и успел дойти до большой глубины и до поверхности не очень нагретым.

«Венера-9» и «Венера-10» были заключены в оболочку, которая принимала на себя воздействие потоков газа при торможении. Далее оболочка сбрасывалась. Чтобы как можно быстрее достичь поверхности, на высоте 50 км, где атмосфера уже достаточно плотная, основной парашют отбрасывался с помощью пиропатрона, а дальнейший спуск проходил с использованием аэродинамического тормозного щита в виде диска диаметром около 2,2 м, укрепленного в верхней части аппарата. Щит служил также основанием антенны, расположенной наверху аппарата. Антенна, внешне имеющая форму цилиндра, использовалась для передачи данных на борт орбитального отсека, который через свою параболическую антенну ретранслировал их на Землю. Это усложнение было связанно с повышенными требованиями к радиолинии для передачи изображения.

В верхней части сферического отсека расположен телефотометр, а внизу, на опорной части – осветители. В самой нижней части аппарата находился кольцевой демпфер, который отчасти сминался при посадке, поглощая энергию удара. Скорость при посадке достигала 6-8 м/с. Масса аппарата была намного больше, чем у «Венеры-5», и составляла 1560 кг.

 

Запуск «Венеры-9» состоялся 8-го, а «Венеры-10» - 14 июня 1975 г. Их полет до выхода на орбиту спутников Венеры длился соответственно 136 и 133 дня. На них были установлены многочисленные научные приборы для исследования планеты.

 

Устройство спускаемого аппарата «Венера-5»

Рис.1 Устройство спускаемого аппарата «Венера-5»

 

1 — теплозащитный слой, 2 и 3 — тормозной и основной парашюты, 4 — антенна радиовысотомера, 5 и 6 — радиопередатчик и его антенна (вверху), 7 — осушители, 8 — программно-временное устройство, 9 — механический демпфер колебаний, возникающих при спуске на парашюте, 10 — датчик плотномера, 11 — внутренняя теплоизоляция, 12 — пиротолкатель для отделения крышки парашютного отсека, 13 — зарядный клапан, 14 — герметичный вывод электрических цепей

 

Конструкция спускаемых аппаратов «Венера-9» и «Венера-10»

 

Конструкция спускаемых аппаратов «Венера-9» и «Венера-10»

Рис. 2 Конструкция спускаемых аппаратов «Венера-9» и «Венера-10»

 

Их масса с оболочкой составляла 1560 кг. В верхней части - аэродинамический тормозной щит, выполняющий роль парашюта и ряд других функции. Над ним антенна бортового радиопередатчика. В корпусе сферической формы находятся бортовые системы и научные приборы. Эти аппараты около часа работали при температуре 460°С и давлении 90 кг/см2

 

 

Автоматическая межпланетная станция «Венера-9» в сборочном цехе

Рис. 3 Автоматическая межпланетная станция «Венера-9» в сборочном цехе

 

В центре аппарата — параболическая антенна бортового радиопередатчика. Справа и слева — панели солнечных батарей (с тыльной стороны) На переднем плане — научные приборы и некоторые бортовые системы

 

 

 

Л.В. Ксанфомалити "Планеты, открытые заново"

Издательство "Наука", Москва 1978

 

 

***