#1
PREMONITIONS - альбом
MATCHLESS RECORDINGS MR 18
Roman Geese 13’28”
Red Flags 7’44”
Gathering Clouds 4’05”
Eddystone 1134”
Cry Wolf 6’48"
Nudge-Nudge 8’12”
Graffito 2’01”
Old Moore’s 8’55"
Tocsin 7’59”
Paul Rutherford -
trombone
Harrison Smith -
saxes, bass clarinet
Tony Moore -
cello
Eddie Prevost -
drums
Общее время записи 71'23"
Запись произведена 6 июля 1989 г. во время концерта в Hollywell Music Room в Оксфорде.
Общественный музыкальный подъем в начале 60-ых годов из традиции джаза выделил течение фриджаза, которое стало новым интеллектуальным порывом, частью новой эстетики. Для многих бибоп стал слишком негибким, классическим. Шаблоны исполнения останавливали возможности новой интерпретации.
Гегемонию бибопа прорвал не только фриджаз, но и групповая импровизация. Они-то и стали внутренними столпами в независимой музыке. В то время Ornette Coleman, Sun Ra и другие раскачали новые течения в Америке. В Нидерландах активными были Instant Composer’s Pool, в Англии - Spontaneous Music Ensemble и AMM. На этих музыкантов не влияла новизна музыкальной Америки, однако их объединяли те же принципы свободы, последовательное воплощение новой музыки, ее утверждение.
Этот квартет включает в себя богатый опыт, мобильность и экспрессию бибопа и последующих жанров, - Ruterford и Prevost с самого начала в свободной импровизационной музыке, - становятся независимыми от распространенных стереотипов, аккордов и ритмов бибопа, по-своему выявляют новую фактуру звуков, их конфигурацию и пульс. Музыка, образующая коллективный контур, оставляет индивидуальное пространство музыкантам. В каждое произведение, наполненное почти академическим спокойствием, свободно входят как инструментальные монологи, так и диалоги. Ни один голос не старается достичь долго длящегося доминирования, он доверчиво ведется редко когда обманывающим предчувствием. Хотя музыканты импровизируют свободно, в произведении виден яркий композиционный аспект, требующий великолепной сыгранности. Неисчезающая ителлигентность исполнения, защищающая от беглой и брутальной спонтанности, обычно свойственной американскому фри-музицированию, в композиции ’Old Moore’s’ вырывается яркой мелодией саксофона. Музыка с первых аккордов перегружена минорными настроениями, остается корректной до последней, несколько экспресивной пьесы ’Tocsin’.
"Творчество квартета по сути своей погружается в пространство звука, взаимоотношения тембра и формы, и атмосферные резонансы которого значительно ближе таким авангардистам как Messiaen и Boulez - нежели идолам джаза" (El Nou, Испания).
***