Прислано
MiXX 14-10-2016 09:20
#1
Загадка U-2
В начале 1956 года в небесах Англии, Турции и некоторых других стран НАТО был замечен странный самолет. Он вызвал большое любопытство среди граждан этих стран, некоторые из которых даже писали в свои газеты, чтобы выяснить что это за самолет и что он там делает. Интервьюируемые прессой, представители различных ВВС неизменно давали уклончивый ответ или вообще отказывались делать какие-либо комментарии. Наконец, официальное объяснение было дано Соединенными Штатами, утверждавшими, что это был самолет Lockheed U-2 использовавшийся для сбора данных о турбулентности, воздушных потоках, космических лучах и концентрации озона и водяного пара в атмосфере.
Американцы делали все, что могли, чтобы держать самолет подальше от "любопытных глаз", однако, несмотря на все предосторожности, нескольким людям удалось взглянуть на него и тем, кому это удалось сделать с близкого расстояния, немедленно понимали, что это должно быть самолет, специально предназначенный для выполнения сверхсекретных задач. В России, где многие летчики видели самолет летящий на высотах, которых они не могли достичь, U-2 был прозван "черная леди шпионажа".
Самолет, и действительно, был полностью окрашен в черный цвет, что затрудняло его визуальное обнаружение на очень больших высотах, а его реальной задачей были полеты за Железный занавес, фотографирование и сбор данных касающихся РЭБ. Он был разработан в 1950 году для обеспечения правительства Соединенных Штатов и других западных держав информацией о советских ракетных системах и характеристиках излучения РЛС, управляющих этими средствами.
ВВС США не удовлетворили результаты многочисленных полетов обычных самолетов на фото и электронную разведку над Россией в период 1950-55 годов; в течение этого времени произошло пятнадцать "несчастных случаев", в которых было потеряно в общей сложности десять американских самолетов. Поэтому, задача организации разведки над Россией была возложена на ЦРУ. Ее первым шагом было поручение корпорации Lockheed спроектировать и построить самолет, подходящий для такого рода операций.
Так был создан U-2 - настоящий изумруд в короне воздухоплавания. Это было нечто среднее между реактивным истребителем и планером, которое имело единственный турбореактивный двигатель и крыло большого удлинения с размахом около 30 метров. Он имел потолок более 30 000 метров, дальность - более 7 200 км, максимальную скорость - примерно 800 км/час и продолжительность полета - около десяти часов. Чтобы облегчить его и, таким образом, дать ему большую дальность, он, после взлета, сбрасывал тележку шасси и приземлялся подобно планеру - на две лыжи.
Самолеты, способные достигать таких больших высот строились американцами, русскими и британцами, а может быть и другими странами, но все они были лишь экспериментальными самолетами, созданными для целей установления рекордов (СССР принял на вооружение модификацию самолета Як-25 для перехвата U-2, но его потолок был 21 000 метров, что было меньше потолка U-2. Кроме того, крыло большого удлинения Як-25 оказалось слишком хрупким и не пригодным для пуска управляемого оружия. Поэтому, Як-25 в дальнейшем использовались для разведки, летая над Ближним Востоком, Индией, Китаем, Пакистаном и вдоль границ стран НАТО. Из недавно рассекреченного доклада: "ЦРУ и программа U-2, 1954-1972 годы". Далее, в этой главе, ссылки на этот документ. Прим. переводчика). Они могли летать на таких больших высотах лишь непродолжительное время, а их способность маневрировать была значительно ограничена разреженной атмосферой и узким крылом. Кроме того, согласно экспертам ЦРУ, ни одна, тогда существовавшая ракета поверхность-воздух или воздух-воздух, не могла достичь таких невероятных высот. А U-2 мог, поэтому и действовал безнаказанно, высоко в небесах России, не опасаясь атаки со стороны самолетов и ракет противника.
Несколько раз русские пытались сбить U-2 с помощью истребителей и ракет, но все их попытки терпели фиаско. Кроме того, U-2 было практически невозможно обнаружить с помощью РЛС, поскольку он был сделан главным образом из пластмассы и фанеры (Вряд ли это так, иначе бы США не проводили модернизацию U-2 с целью уменьшения его ЭПР. Использовалось два метода. В первом, методе "трапеция", самолет "обвешивался" бамбуковыми и стекловолоконными стойками с прикрепленными к ним малого сечения проводами, на которые нанизывались небольшого диаметра ферритовые шарики. Последние должны были обеспечить уменьшение ЭПР на частоте 70 МГц. Во втором - методе "обоев", к самолету приклеивались пластиковые панели, содержащие специальные печатные платы для поглощения излучения в диапазоне частот 65 - 85 МГц. Оба метода оказались не эффективными. Позднее, стандартными стали радиопоглощающие краски и покрытия на основе ферритовых шариков-наполнителей. Кроме того, вряд ли было возможным построить в те годы крыло большого удлинения без применения металлических материалов. Прим. переводчика). Только двигатель отражал излучение РЛС, но этого было недостаточно для его обнаружения, если только не было известно его точное местонахождение и маршрут полета. Очень немногие полеты U-2 над территорией России были обнаружены советской ПВО, поскольку его ответные сигналы на экранах РЛС были едва заметны даже для наиболее подготовленных и опытных операторов. (В отличие от американских РЛС, советские РЛС П-30 и П-35 были более эффективны в обнаружении высотных целей и обнаруживали все или почти все полеты U-2. Операторам советских РЛС не составляло большого труда сопровождать эти самолеты. Прим. переводчика).
Особенности, упомянутые выше не были единственным чудом U-2! На его борту имелись восемь полностью автоматических фотокамер способных сфотографировать почти любой объект в море или на земле, при дневном свете или в темноте, в хорошую и плохую погоду, с невероятных высот; фотографии этих камер были настолько отчетливы, что с высоты примерно 24 500 метров можно было отличить пешехода от велосипедиста или человека в форме от гражданского; с высоты около 15 000 метров можно было читать заголовки газет или расклеенные на стенах плакаты; с высоты около 10 000 метров можно было увидеть даже гвоздь, валяющийся на дороге! Менее чем за четыре часа полета, один U-2 мог отснять район размерами 780 на 4 300 км; территория страны размером с Россию могла быть отснята за несколько недель!
ЦРУ также, заказало разработку чрезвычайно сложного электронного оборудования для электронного шпионажа над Россией. Обычное оборудование U-2 включало приемник перехвата, способный принимать все сигналы излучаемые русскими РЛС, приемник, способный принимать все связные радиопередачи русских систем ПВО, радиопеленгатор для определения направления прибытия перехваченных излучений, сверх-специализированный магнитофон для записи перехваченных электромагнитных излучений, плюс, конечно, радиокомпас, автопилот и УКВ радиостанцию.
Все касающееся U-2 хранилось в чрезвычайной тайне, а в официальных документах и авиационных журналах о нем говорилось как о самолете метеорологической разведки; и действительно, в 1957 году, была опубликована фотография тайфуна в Карибском море сделанная с U-2. Однако, несмотря на все предпринятые меры по сохранению настоящего назначения U-2 в чрезвычайной тайне, после нескольких инцидентов с самолетом, завеса молчания начала подниматься и это заставило людей справедливо засомневаться в истинном назначении таинственного самолета.
Что касается первых трех или четырех инцидентов, которые произошли в Соединенных Штатах и Германии, пресса говорила просто о самолетах, которые выполняли сверхсекретные задачи, но, однажды U-2 пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме планеристов в Японии и одному из местных журналистов посчастливилось оказался на этом месте и удалось в течение 15 минут рассматривать самолет, пока прибывшие солдаты не окружили поврежденный самолет и угрожающе направив свои автоматы на зевак, заставили их отойти. Журналист, который был кроме того и летчиком, видел, как пилот U-2 выбирался из поврежденного самолета и заметил, что на его костюме не было никаких нашивок и что у него был пистолет. Журналист сложил два плюс два и пришел к выводу, что самолет использовался не только для метеорологической разведки, но также и для шпионажа.
Американский самолет, который взлетел с авиабазы Инджирлик в Турции в 06:26, 26 апреля 1960 года, для проведения фото и электронной разведки в самом сердце Советского Союза, был также U-2. Его летчик - Фрэнсис Гэри Пауэрс, 30 лет, бывший капитан ВВС США, единодушно считавшийся превосходным летчиком и прекрасным штурманом. Пауэрс налетал на U-2 более 500 часов, главным образом над Россией и эти полеты стали для него обычным делом; в шутку он их называл "походами за молочком". ЦРУ вело эти полеты на регулярной основе, поскольку только таким способом можно было получить эффективные и полезные результаты: действительно, совершая полет и фотографируя определенную зону через определенные промежутки времени, а затем сравнивая фотографии и записи предыдущего полета, можно было получить важную информацию о строительстве военных объектов, РЛС, ракетных полигонах, базах подводных лодок и тому подобном.
Маршрут, которым должен был лететь Пауэрс, был следующим: Адана - Пешавар (Пакистан) - Кабул (Афганистан) - Свердловск (Россия) - Будё (Норвегия). У Пауэрса был с собой пистолет 22 калибра, серебряный доллар во внутреннем кармане, крошечный шприц со смертельной дозой яда кураре на случай вынужденного приземления. Катапультирование, согласно инструкциям ЦРУ было "необязательным"; жалованье летчика-шпиона в 35 000 долларов в год оправдывало такой риск!
Первый отрезок полета был просто перелетом с Инджирлик в Пешавар, где он задержался на четыре дня для отдыха и заправки топливом перед началом длительного полета над русской территорией.
1 мая, Пауэрс сел в кабину своего U-2 для выполнения "безумного полета", в котором, на высоте 30 000 метров, он покрыл бы расстояние 5 640 км, пролетев Урал, русские города Сталинград, Аральск, Киров, Архангельск и Мурманск и два важных ракетных полигона: Тюратам и Капустин Яр, которые совершенно недавно были обнаружены американскими разведслужбами.
U-2 взлетел на час позже графика, поскольку "добро" Президента Эйзенхауэра - обычная процедура для всех полетов над Россией, пришел несколько позже. За время ожидания Пауэрс несколько раз проверил бортовое оборудование и, без сомнения, почувствовал какое-то мрачное предчувствие, когда его глаз упал на кнопку с надписью "УНИЧТОЖЕНИЕ", которую нужно было нажать в критический момент, чтобы предотвратить попадание некоторых частей сверхсекретного электронного оборудования в руки русских. Согласно памятке, нанесенной возле кнопки, взрывчатка уничтожила бы только оборудование, но Пауэрс знал, что заряды взрывчатки были прикреплены и к внутренним стенкам герметичного отсека фюзеляжа и, учитывая огромную разницу давлений на очень большой высоте, взрыв, определенно, означал бы конец и самого самолета.
После взлета, U-2 начал быстрый набирать высоту и ко времени пролета Кабула - столицы Афганистана, он уже достиг высоты 19 800 метров; здесь, Пауэрс, включил оборудование приема и регистрации всех электромагнитных излучений в эфире, включая военные радиопередатчики и сигналы РЛС на всех рабочих частотах. Оборудование автоматически делало запись основных параметров каждой РЛС: частоты, длительности каждого импульса, частоты повторения импульсов и периода сканирования антенны. Эти параметры составляют "сигнатуру" или "отпечатки пальцев" РЛС и, анализируя которые, можно было определить тип неизвестной РЛС и особенности ее конкретного применения. Взяв два или большее количество пеленгов (измерений направления прихода электромагнитного излучения для обеспечения триангуляции) можно определить местоположение РЛС и, следовательно, определить, где расположены системы оружия, которыми она управляет. Когда РЛС принадлежит потенциально враждебной стране, эта информация чрезвычайно полезна для разработки методов противодействия, когда собственным летчикам, в будущем, может быть придется прорываться в воздушное пространство противника.
Первоочередным использованием этих параметров должно быть их хранение или "запоминание" в СПО, которая предупредит летчика о присутствии и направлении на наземную или воздушную угрожающую РЛС. Предупреждение о неизбежной ракетной или артиллерийской атаке, очевидно, является жизненно важным фактором успеха выполнения задачи и выживания самого летчика, которое, таким образом, позволяет ему немедленно выполнить противозенитный маневр или включить соответствующее оборудование электронного противодействия. Имеется большое количество различных методов РЭП и выбор их использования зависит от обстоятельств определенной ситуации. Например, летчик может подавить РЛС противника, чтобы нейтрализовать ее эффективность или использовать имитационные помехи, чтобы сбить ракету с курса, излучая в направлении стрельбовой РЛС ответный ложный сигнал. ПРЛО, которые так успешно применялись во Второй мировой войне, также могут использоваться для увода ракеты от реальной цели, создавая около самолета множественные ложные цели. В настоящее время, ПРЛО изготавливаются из различных материалов: посеребреного нейлона, освинцованного алюминия, покрытого алюминием стекловолокна и других комбинаций. Сегодня, с помощью разнообразных диспенсеров, полоски выбрасываются с самолета автоматически, согласно определенному закону и в количестве, специфичном для конкретных угроз.
Пауэрс не был специалистом в РЭБ. Однако, как летчик U-2, прошедший обучение в ЦРУ, он знал, что, если русский МиГ-21, летящий на 10 000 метров ниже него, выпустит ракету воздух-воздух, чтобы попытаться его сбить, он может рассчитывать на новое, чрезвычайно сложное электронное устройство, установленное на борту его самолета с целью запутывания РЛС русской ракеты. В действительности, это устройство представляло собой один из самых первых передатчиков имитационных помех. Его специально разработали по просьбе ЦРУ три ведущих американских производителя средств РЭБ и, который, конечно, был "сверхсекретным".
Также, Пауэрс знал, что русских чрезвычайно раздражали полеты U-2, хотя они и сохраняли достоинство, поскольку не могли ничего с этим поделать. Без сомнения, русские РЛС ждали и попытались бы его обнаружить, как только U-2 появится в воздушном пространстве СССР. Однако, Пауэрса успокаивала мысль, что его самолет мог лететь на такой большой высоте, что ни один советский перехватчик или ракета не могли его достать.
Американские РЛС в Пакистане и Афганистане могли сопровождать Пауэрса только до тех пор, пока он не пересечет советскую границу, и не исчезнет с экранов их РЛС. С этого момента единственным средством слежения за ним становились станции прослушивания ЦРУ, которые перехватывали радиопередачи русской системы ПВО; никакой прямой контакт с Пауэрсом был невозможен, поскольку он должен был поддерживать полное радиомолчание.
Вскоре после того как Пауэрс пролетел Афганистан, одна из советских РЛС начала сигнализировать другим РЛС, что обнаружила неизвестный самолет и, поскольку U-2 вторгся в самое сердце Советского Союза, информация об обнаружении стала передаваться от одной РЛС к другой. Внезапно, операторы ЦРУ услышали возбужденный голос, повторявший много раз: "Цель сбита! Цель сбита!" И в это же мгновение Пауэрс почувствовал как его бросило вперед и снаружи, красная вспышка осветила фюзеляж его U-2, как будто позади самолета произошел сильный взрыв. Самолет перестал слушаться рулей и начал, медленно вращаясь, терять высоту. Пауэрс открыл фонарь, чтобы выбраться, и был выброшен из самолета центробежной силой. Его парашют раскрылся на высоте примерно 10 000 метров и он медленно опустился на советскую территорию.
Пауэрс был арестован. Во время допроса он утверждал, что работал на компанию Lockheed и испытывал разведывательный самолет для ведения шпионажа над Россией.
Все это произошло как раз перед встречей на высшем уровне в Швейцарии Президента США Эйзенхауэра и Премьер-министра СССР Хрущёва для обсуждения проблем мира. Хрущев воспользовался представившимся ему случаем, и унизил Соединенные Штаты перед всем миром.
Пауэрс, естественно, предстал в Москве перед военным трибуналом Верховного суда, где был охарактеризован как типичный беспринципный молодой американец, который из своей жадности к деньгам не колеблясь, совершил преступление, которое могло вызвать ядерную войну. Прокурор представил суду вещественные доказательства в виде магнитных лент обнаруженных в обломках U-2. Они содержали параметры сигналов РЛС советской системы ПВО. Были также продемонстрированы и фотографии электронного оборудования U-2.
Приговор был суров, хотя, как говорилось в приговоре, ограничивался десятью годами заключения, три из которых он должен был провести в тюрьме. Пауэрс, однако, был выпущен через семнадцать месяцев, в обмен на супершпиона КГБ подполковника Рудольфа И.Абеля, который был арестован и заключен в американскую тюрьму.
Как только он ступил на американскую землю, Пауэрс был изолирован ЦРУ и подвергнут непрерывному допросу в течение более чем двадцати дней; в этом деле было много неясных вопросов, которые ЦРУ хотело прояснить. Больше всего их интересовала причина неудачи полета U-2, произошла ли она по причине наличия у русских новых ракет ЗРК или вследствие факта измены, совершенной Пауэрсом и, прежде всего, имеются ли у русских средства предотвращения прорыва американских бомбардировщиков оборудованных электронными средствами противодействия в советское, воздушное пространство в случае войны.
В ходе суда в Москве, Пауэрс утверждал, что его самолет был сбит на высоте где-то между 13 700 и 22 250 метрами, что было значительно ниже высоты 30 500 метров, рекомендованной ему для выполнения такого рода задачи. Пауэрс объяснил, что из-за прекращения поступления топлива, реактивный двигатель его U-2 остановился и он, поэтому, потерял значительную высоту пытаясь его вновь запустить.
Другие загадки, которые ЦРУ хотелось прояснить, касались того как русские РЛС обнаружили и сбили U-2. Как русским удалось так быстро обнаружить самолет, если самолет был сделан из радиопоглощающих материалов? И, если он был поражен ракетой, то как его фото и электронное оборудование осталось неповрежденным? Как сказал Хрущев, по U-2 была выпущена всего одна ракета, которая и поразила его на высоте примерно 22 750 метров. Если это правда, говорили себе ЦРУ, то почему СПО и передатчик имитационных помех не сработали?
Секретный американский источник информации в России сообщил, что как только Пауэрс подлетел к ракетному полигону в Свердловске, на перехват американского самолета русские подняли два истребителя МиГ и, немедленно после этого, выпустили три ракеты ЗРК. Представляется, что две ракеты поразили истребители МиГ, сбив один из них, а третья взорвалась около хвостового оперения U-2.
Эта информация никогда и никем не подтверждалась, но, если все произошло именно так, тогда возможным объяснением было бы то, что аппаратуре РЭП самолета U-2 удалось изменить курс двух ракет, но, занятая противодействием двум первым, не смогла принять сигналы и успешно противодействовать третьей подлетающей ракете, которая продолжала лететь курсом на U-2. Тем не менее, учитывая, что в U-2 не было прямого попадания ракеты, некоторые удивлялись, почему Пауэрс не воспользовался своим катапультным креслом, которое, вероятно, было сконструировано так, что после его отстрела приводился в действие механизм самоликвидации самолета, а начал самостоятельно покидать самолет теряя драгоценное время. И, если у него было так много свободного времени, то почему он не нажал кнопку самоликвидации и таким образом не уничтожил сверхсекретное электронное оборудование на борту самолета?
После допроса ЦРУ, Пауэрс, также, предстал перед различными правительственными комиссиями и даже выступал перед Конгрессом, но никаких удовлетворительных ответов по вышеупомянутым вопросам не дал.
ЦРУ даже приставило к нему одну из своих наиболее привлекательных женщин-агентов, чтобы попытаться разговорить Пауэрса, используя не только ортодоксальные методы! Однако в результате, Пауэрс просто развелся со своей красавицей женой Барбарой и женился на женщине, которая, как надеялось ЦРУ, приведет его к суду специального трибунала.
Несколькими годами позднее, была замечена некоторая связь между полетами самолета U-2 и Ли Харви Освальдом - человеком, который убил американского Президента Джона Фицджеральда Кеннеди. Вероятно, что проходя службу в Корпусе морской пехоты США, Освальд служил в качестве диспетчера РЛС на станции управления воздушным движением американской авиабазы Ацуги в Японии. В этом качестве он имел возможность не только наблюдать взлет и посадку самолетов U-2, но также, имел и доступ к сверхсекретной информации о воздушном шпионаже против СССР и Китая. Поскольку радиопереговоры между летчиком U-2 и диспетчерами авиабазы перед взлетом были обычной процедурой, Освальд мог слышать и запросы о метеообстановке на определенных маршрутах и высотах полета U-2 во время их специальных полетов. Позднее, Освальд сбежал в Россию, где пробыл некоторое время, пока КГБ не отослало его назад в Америку, где он был бы более полезен для них.
Гипотеза о том, что именно Освальд снабдил русских информацией о маршрутах и высотах полетов U-2, дает довольно правдоподобный ответ на вопросы, заданные выше; то есть, как русской РЛС удалось обнаружить и сопровождать полет самолета сделанного из радиопоглощающего материала и, во-вторых, как русские смогли поразить U-2 ракетами, дальность которых была меньше высоты полета U-2?
Эта гипотеза также, придает веса и слухам, согласно которым U-2 стал жертвой саботажа. Согласно некоторым сообщениям, агенты работавшие на КГБ, установили перед взлетом в хвостовой части U-2 небольшой заряд взрывчатки с радио или временным взрывателем, что заставило самолет терять высоту после ее взрыва (Спекулятивная версия, которая широко распространена на Западе. Например, как говорится в том же докладе, Китай, разработав соответствующую тактику применения самолетов МиГ-21 и ЗРК С-75, удалось сбить пять американских U-2. Прим. переводчика).
1 августа 1977 года, Фрэнсис Гэри Пауэрс, в возрасте сорока восьми лет, трагически погиб в катастрофе вертолета. Вертолет, принадлежавший телевизионной компании Лос-Анджелеса и пилотируемый экс-летчиком U-2, снимал лесной пожар, но разбился в середине горящего леса. Его обугленное тело унесло с собой всякую возможность раскрытия многих тайн полета, который вызвал такой беспрецедентный международный скандал и, который остался загадкой даже для ЦРУ.
***
Редактировал
MiXX 01-01-1970 01:00