Советский Союз был единственной в мире державой имевшей атомные ледоколы – это приоритетное достижение СССР. По наследству это богатство досталось современной России. Как им распорядилась новая капиталистическая Россия? Увы... Несмотря на то, что есть громадная потребность страны в мощных ледоколах, что экономика в них испытывает сильнейший дефицит, в строю остались считанные единицы, а новые - лишь в проекте. Атомный ледокольный флот Российской федерациии - это по-прежнему советское, как сейчас любят говорить - "барахло"... Современная Россия по-видимому утратила способность делать шедевры, каким и был ледокол "Арктика".
Атомный ледокол «Арктика» — это второй, после ледокола «Ленин» советский атомный ледокол.
Это был головной корабль серии проекта 1052, заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе, Ленинград. Спущен на воду 26 декабря 1972 года, ходовые испытания завершил 17 декабря 1974 года. 25 апреля 1975 года на нем поднят государственный флаг, и он был принят в эксплуатацию. С 1982 по 1986 годы носил имя «Леонид Брежнев».
Характеристики арктических ледоколов
С 9 по 22 августа 1977 года — экспедиция ледокола «Арктика» к Северному полюсу (снова приоритетное достижение СССР). В 2008 году на ледоколе была остановлен ядерный реактор, в 2011 году судно поставлено в отстой, для утилизации. Атомный ледокол «Арктика» исключен из Регистровой книги судов 31 июля 2012 года.
В программе партии «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» значилось: пополнить морской флот мощными ледоколами.
Всего ледоколов типа «Арктика» (проекты 10520 и 1521) построено 6 кораблей. Последний «50 лет Победы» заложен в 1989 году, а спущен на воду, достроен и введен в строй уже в Российской Федерации. Из них в эксплуатации всего 2 ледокола, остальные ожидают разборки на металлолом…
Характеристики ледокола «Арктика»:
Длина — 136 метров
Ширина — 28 метров
Высота борта до верхней палубы — 17,2 метра
Осадка — 11 метров
Водоизмещение (наибольшее) — 23 460 тонн
Мощность атомной энергетической установки — 75 000 л.с.
Удельный упор — 17,1 тс/м
Максимальная скорость хода — 21 узел
(удельный упор — величина упора гребных винтов на швартовых, приходящаяся на 1 м ширины ледокола по конструктивной ватерлинии: это основная характеристика ледокола, определяющая его ледокольные качества: наибольшую толщину неподвижного ледяного поля, в котором ледокол может продвигаться непрерывно со скоростью 1,5-2 узла).
Схема энергетической установки и расположение ее основных агрегатов: 1 — дифферентная цистерна; 2 — отделения гребных электродвигателей; 3 — кормовая электростанция; 4 — помещение атомной паропроизводительной установки; 5 — отделение главных турбогенераторов; 6 — отделение вспомогательных механизмов; 7 — гребные винты; 8 — средний электродвигатель; 9 — бортовые электродвигатели; 10 — электрощит; 11 — электрогенераторы; 12 — турбина; 13 — насосы; 14 — парогенератор; 15 — стабилизатор давления; 16 — атомный реактор.
"Арктика" у достроечной стенки
Михаил Дмитриенко
2019 г.