Обыск состоит в принудительном обследовании помещений и иных мест, граждан или их одежды в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов или документов, которые могут иметь значение для дела.
Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Кроме того, он проводится при необходимости обнаружения вещей и ценностей для обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества.
Согласно закону следователь, прежде чем произвести обыск в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица, должен иметь для этого достаточные основания ( ст. 168 УПК РСФСР).
Указание законодателя на достаточные основания нельзя рассматривать как нечто субъективное, полностью отданное на усмотрение следователя.
Закон различает следующие виды обыска: обыск помещений, обыск на местности, личный обыск.
Обыск помещений предполагает принудительное обследование жилых домов, квартир, помещений, находящихся в ведении различных организаций, учреждений, предприятий; всевозможных хранилищ (складов, сараев, погребов и др.), если там могут находиться интересующие следствие объекты. Его разновидностью является обыск в помещениях дипломатических представительств.
Обыск на местности состоит в принудительном обследовании приусадебных и иных участков, находящихся в пользовании определенных лиц. В противном случае производится не обыск, а следственный осмотр - по правилам, которые установлены уголовно-процессуальным законом для этого следственного действия.
Личный обыск заключается в принудительном обследовании одежды, обуви и тела обыскиваемого. При этом обыскивающий и понятые должны быть одного пола с обыскиваемым.
Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора либо его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением ему в суточный срок о произведенном обыске (ч. 3 ст. 168 УПК РСФСР). Прокурор должен быть информирован не только о факте обыска и его результатах, но и об обстоятельствах, в силу которых это следственное действие оказалось безотлагательным.
К числу безотлагательных относятся случаи, когда:
- фактические основания к производству обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий (осмотра, выемки);
- неотложность обыска обусловлена обстановкой только что совершенного преступления;
- обыск необходим для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
- поступили сведения о том, что лицо, у которого имеются существенные для дела объекты, принимает меры к их уничтожению, и некоторые другие.
Без санкции прокурора и без вынесения отдельного постановления следователь может произвести личный обыск только при задержании или заключении под стражу либо при выемке или обыске, если имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производятся эти действия, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела (ч. 2 ст. 172 УПК РСФСР) Требования закона о мотивированности обыска и получении санкции у прокурора на его производство призваны обеспечить законность и обоснованность этого следственного действия, охрану прав и интересов лиц, в отношении которых оно проводится.
При необходимости произвести обыск в другом районе следователь вправе сделать это лично либо поручить его проведение соответствующему следователю или органу дознания в порядке, предусмотренном ст. 132 УПК РСФСР. В последнем случае в адрес исполнителя, кроме отдельного поручения, направляется постановление о производстве обыска, санкционированное прокурором или его заместителем.
Процессуальные основы выемки и обыска весьма сходны. Многие положения, изложенные применительно к обыску, в равной мере относятся и к выемке. Поэтому они далее, во избежание повторов, не рассматриваются.
Сущность выемки состоит в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся. При выемке производятся изъятие строго определенных предметов и документов, индивидуальные признаки которых следователю заранее известны. Целью выемки является изъятие только интересующих следствие объектов. При обыске изъятию объектов предшествует их поиск. Следователь может не знать даже в общих чертах отыскиваемые объекты. Ему неизвестно их точное местонахождение. Именно в этом и состоит основное различие между выемкой и обыском. Являясь одним из способов собирания доказательств, выемка может быть также средством обеспечения гражданского иска и конфискации имущества. Регламентируется она ст. 167, 169-171, 173, 174, 176 и 177 УПК РСФСР. Основанием для производства выемки служат установленные по материалам дела фактические данные, из которых усматривается, где и у кого конкретно находятся определенные интересующие следствие предметы и документы.
ВИДЫ ВЫЕМКИ, различаемые уголовно-процессуальным законом: выемка документов, в которых содержатся сведения, являющиеся государственной тайной; выемка в помещениях дипломатических представительств; выемка почтово-телеграфной корреспонденции. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя.
Выемка документов, в которых содержатся сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.
Особый порядок установлен для выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Согласно ст. 174 УПК РСФСР наложение ареста на корреспонденцию м выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях производятся только с санкции прокурора либо по определению или постановлению суда.
При необходимости наложить арест на корреспонденцию и произвести ее осмотр и выемку следователь выносит об этом мотивированное постановление и после получения санкции прокурора направляет начальнику соответствующего почтово-телеграфного учреждения. Следователь предлагает ему задерживать требуемую корреспонденцию, а также уведомлять его о времени своего прибытия для ее осмотра и выемки. Осмотр и выемка корреспонденции производятся в присутствии понятых обязательно из числа работников почтово-телеграфного учреждения. В необходимых случаях следователь может пригласить специалиста. Если корреспонденция не имеет значения для дела, то после осмотра она направляется адресату через почтово-телеграфное учреждение. Наложение ареста на корреспонденцию отменяется постановлением следователя, если отпала необходимость в дальнейшем применении этой меры.
О производстве выемки составляется протокол, который подписывают следователь, понятые и другие участники этого следственного действия.
Протокол должен содержать указание на разъяснение участникам выемки их прав, отражать ход и результаты этого следственного действия.
При подготовке обыска ( а в большинстве случаев и выемки) следует иметь в виду, что, как правило, в настоящее время данные следственные действия проводятся в рамках тактических операций, под которыми понимаются комплексы следственных действий, оперативно-розыскных, организационно- технических и иных мероприятий, направленных на достижение конкретных тактических целей. Такой комплекс, как правило, состоит из следующих следственных действий:
- задержания;
- нескольких обысков в помещении и личных обысков;
- выемки и наложения ареста на имущество;
- оперативно-розыскных мероприятий;
- допроса подозреваемых.
Поэтому подготовка к проведению обыска и выемки включает в себя:
1. Определение задач обыска.
2. Анализ доказательственной и ориентирующей информации, направленной на выяснение сведений об обыскиваемых лицах, о помещениях, где предполагается провести обыск, изучение расположения зданий, в которых находятся эти помещения.
3. Предварительное определение искомых объектов и возможного их местонахождения.
4. Провоцирование заподозренных на вскрытие хранилищ или на перепрятывание искомого.
5. Получение санкции на проведение обыска.
6. Определение оптимального времени проведения обыска.
7. Формирование и инструктаж следственно-оперативной группы, выезжающей на обыск.
8. Материально-техническое обеспечение проведения обыска и организация его охраны.
9. Подготовка комплекта процессуальных и иных документов.
В первую очередь необходимо определить последовательность действий, предшествующих проведению обыска. Так, например, нередка ситуация, когда искомые предметы ( оружие, наркотики, похищенные ценности ) преступники прячут у своих родственников или знакомых, а достаточными доказательствами этого для получения санкции на проведение обыска следователь не располагает. В такой ситуации следователь, вызвав на допрос заподозренного, дал ему возможность увидеть запись на календаре: " обыск у ... 12-го в 6.00". В момент перепрятывания искомых похищенных ценностей заподозренный был задержан.После этого необходимо произвести обыск. Как правило, необходимым условием эффективности обыска является качественная оперативная информация, в которой могут быть данные:
- о времени появления в помещении искомых объектов;
- о их местонахождении;
- об их признаках, упаковке;
- о времени перемещения.
В настоящее время эффективным источником такой информации является прослушивание телефонных переговоров, а также проведение иных оперативных мероприятий. Если к проведению групповых обысков привлекается значительное количество сил и средств правоохранительных органов, то необходимым условием этого является соблюдение тайны следствия. Так, при реализации материалов в отношении руководящих работников Брянской таможни, которые за взятки оформляли подложные документы о том, что товары на сумму в десятки млрд.долларов проследовали транзитом на Украину, в то время, как они были реализованы в России без уплаты пошлин и налогов, прикрытием специальной тактической операции служила информация о необходимости задержания бандитской группировки с Кавказа.
В условиях чрезвычайных ситуаций и в районах боевых действий проведение тактических операций по изъятию оружия, предметов преступного посягательства и т.д. имеет существенные особенности.
Руководство следственной группы должно обеспечить регулярное поступление сведений о готовящихся операциях по выявлению и изъятию оружия и своевременно подключать следователей к их проведению. В силу широкомасштабности операций следователи не всегда имеют возможность непосредственно участвовать в работе поисковых групп. В их задачу входит: а) выяснение времени и места проведения операции; б) участие в инструктаже поисковых групп с подробным объяснением нормативных оснований и тактических приемов изъятия оружия, правил упаковки изъятого и документального оформления этих действий; в) снабжение поисковых групп средствами упаковки и типовыми бланками протоколов изъятия; г) поддержание во время операции радиосвязи с поисковыми группами; д) непосредственное участие (по вызову поисковой группы) в отдельных акциях, дающих особо ценную в доказательственном отношении информацию.
На практике нередко затрудняются с определением нормативных оснований изъятия оружия, пытаются найти их в уголовно-процессуальном законодательстве, что неправильно. В основе этого действия лежит административно-правовая норма, предусмотренная вначале Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" (п.5 ст.4), а затем и Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (п."д" ст.23), о временном изъятии в условиях чрезвычайного положения огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов у граждан, предприятий, учреждений и организаций. В подобном случае должны составляться не уголовно-процессуальные акты (обыска, выемки), а административный протокол изъятия (ст. 244 КоАП). В литературе предлагалось установить правовые нормы, регламентирующие компетенцию внутренних войск и органов внутренних дел по изъятию находящегося у населения оружия и боеприпасов, что исключит необходимость проведения специальных мероприятий под прикрытием проверки паспортного режима и дает возможность осуществлять досмотр жилых зданий и прилегающих к ним построек.* В настоящее время подобная норма предусмотрена. В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" при исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляется право в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия производить их личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
Если войсковые мероприятия носят общепрофилактический характер, следователь может ограничиться инструктированием командиров подразделений. Им разъясняется, как надо документально фиксировать обнаруженное, на какие признаки обратить внимание, кому передать изъятые объекты. Следует оговорить, в каких случаях войсковой наряд может обойтись своими силами, а в каких необходим следователь. Через войсковые наряды проходит значительное число изъятых предметов вооружения, которые имеют важное значение для выяснения обстоятельств совершенных преступлений. Надлежащее их оформление и своевременная передача следователю могут существенно сказаться на ходе и результатах расследования.
Руководство следственной группы должно обеспечить регулярное поступление сведений о готовящихся операциях по выявлению и изъятию оружия и своевременно подключать следователей к их проведению. В силу широкомасштабности операций следователи не всегда имеют возможность непосредственно участвовать в работе поисковых групп. В их задачу входит: а) выяснение времени и места проведения операции; б) участие в инструктаже поисковых групп с подробным объяснением нормативных оснований и тактических приемов изъятия оружия, правил упаковки изъятого и документального оформления этих действий; в) снабжение поисковых групп средствами упаковки и типовыми бланками протоколов изъятия; г) поддержание во время операции радиосвязи с поисковыми группами; д) непосредственное участие (по вызову поисковой группы) в отдельных акциях, дающих особо ценную в доказательственном отношении информацию. На практике нередко затрудняются с определением нормативных оснований изъятия оружия, пытаются найти их в уголовно-процессуальном законодательстве, что неправильно. В основе этого действия лежит административно-правовая норма, предусмотренная вначале Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" (п.5 ст.4), а затем и Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" (п."д" ст.23), о временном изъятии в условиях чрезвычайного положения огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов у граждан, предприятий, учреждений и организаций. В подобном случае должны составляться не уголовно-процессуальные акты (обыска, выемки), а административный протокол изъятия (ст. 244 КоАП). В литературе предлагалось установить правовые нормы, регламентирующие компетенцию внутренних войск и органов внутренних дел по изъятию находящегося у населения оружия и боеприпасов, что исключит необходимость проведения специальных мероприятий под прикрытием проверки паспортного режима и дает возможность осуществлять досмотр жилых зданий и прилегающих к ним построек.* В настоящее время подобная норма предусмотрена. В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" при исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляется право в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия производить их личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
Если войсковые мероприятия носят общепрофилактический характер, следователь может ограничиться инструктированием командиров подразделений. Им разъясняется, как надо документально фиксировать обнаруженное, на какие признаки обратить внимание, кому передать изъятые объекты. Следует оговорить, в каких случаях войсковой наряд может обойтись своими силами, а в каких необходим следователь.
Через войсковые наряды проходит значительное число изъятых предметов вооружения, которые имеют важное значение для выяснения обстоятельств совершенных преступлений. Надлежащее их оформление и своевременная передача следователю могут существенно сказаться на ходе и результатах расследования.
При привлечении к производству обыска значительного количества оперативных групп члены следственно-оперативной группы обычно заранее готовят по числу формируемых для выезда на обыски групп пакеты документов, куда включаются:
- задание группе в порядке ст.127 УПК РСФСР на проведение комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- в задании можно указать признаки искомых объектов, их упаковки, возможное местонахождение; вопросы, которые надо выяснить в ходе допросов непосредственно после окончания обыска;
- постановления о производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество;
- бланки протоколов обысков; копировальную бумагу.
В рамках тактической операции в некоторых следственных ситуациях кроме групповых обысков следует рассматривать повторные обыски. Иногда после первого обыска искомые предметы и ценности возвращаются на старое место, извлекаются из тайников, кроме того, после первого обыска расширяются возможности получения дополнительной оперативной информации.
Далее...
После проведения реализации старшие группы - следователь и оперативный сотрудник докладывают о выполнении поставленных задач, объясняют причины, по которым то или иное направление работы не выполнено. При этом производится анализ работы каждой такой группы с отражением допущенных ошибок или, наоборот, принятия удачных или нестандартных решений. Это позволяет качественно проводить обучение членов следственно-оперативной группы, и в первую очередь молодых сотрудников, исключает повторение допущенных ошибок.
При обсуждении плана реализации принимается решение о тактике, способах и времени реализации. Учитываются данные о лицах, задержание которых планируется осуществить.
В том случае, когда планируется задержание сбытчика наркотиков, принимаются меры по обеспечение технического контроля за его действиями по их сбыту. С этой целью осуществляется постоянное прослушивание его телефонных или иных переговоров. При получении информации о готовящемся сбыте наркотических средств это данные немедленно по имеющимся в распоряжении следственно-оперативной группы средствам связи передаются руководителю по проведению реализации.
В случаях, когда точно известно, какой именно наркотик сбывается или какое его качество, производится задержание не одного, а нескольких приобретателей. Делается это с целью исключения утраты возможной квалификации действий сбытчика по ч. 2 ст. 224 УК РСФСР.
Например, при реализации материалов о сбытчике бупренорфина Абдуллине Г.И. по уголовному делу N 112818 последний задержан лишь после сбыта 20 ампул наркотика Пилия Б.С. и Савочкину В.В. Когда же известно, что сбываются наркотические средства в крупных размерах, возможно проведение задержания только одного приобретателя наркотиков. По уголовному делу N 025 о сбытчице кокаина Зориной А.Д. последняя задержана после однократного сбыта 5 граммов кокаина Орлову А.С.
Определение количественного размера наркотиков производится в соответствии с разъяснениями Постоянного комитета по контролю наркотиков. В приведенных примерах действия обвиняемых Абдуллина и Зориной квалифицированы по ч.2 ст. 224 УК РСФСР: Абдуллина - по признаку повторности сбыта наркотиков, Зориной - по признаку сбыта наркотиков в крупных размерах.
При проведении задержания подозреваемых желательно документирование процесса задержания и изъятия наркотических средств на видеопленку. Это позволит в дальнейшем более активно использовать материалы задержания при допросах обвиняемых и избежать их необоснованных жалоб о фальсификации материалов уголовных дел.
По делам данной категории важно:
1. Исключить всякое промедление, задержку при входе в помещение, где находятся подозреваемые и хранятся наркотические средства.
2. Не позволить им уничтожить следы преступления (особенно это касается синтетических наркотиков, кокаина, героина, ЛСД, которые хранятся в небольших по объемам количествах).
Перед проведением задержания лиц, сбывающих наркотические средства в закрытых помещениях (квартирах, офисах и т.д.), необходимо предусмотреть возможность проникновения в эти помещения, поскольку, как правило, существует определенный круг лиц, которые могут входить в помещение, например, в квартиру. Кроме того, как показывает практика, сбытчики наркотиков имеют укрепленные входные двери, как правило металлические с сейфовыми системами запоров.
Практикой выработано несколько вариантов проникновения в помещения:
1. Так называемый "заход на плечах", когда сотрудники группы захвата проходят в помещение вместе с очередным приобретателем наркотиков или при выходе последнего из квартиры. Этот вариант срабатывает только в тех случаях, когда дома, где проживают сбытчики наркотиков, не имеют закрытых холлов и входные двери их квартир выходят непосредственно на лестничную площадку. В этом случае появление сотрудников группы захвата не вызывает подозрений ни у хозяев квартиры, ни у пришедших к ним приобретателей наркотиков. Именно таким способом произведено задержание обвиняемого по уголовному делу N 112841 Согомонова Л.Ю. Проникновение в квартиру осуществлено при выходе из квартиры после получения партии наркотиков одного из лидеров преступной среды Мильготина М.З.
2. При выходе сбытчиков наркотиков из квартиры спустя некоторое время после задержания лиц, которые приобрели у них наркотики. Или когда точно известно, что в квартире находится большое количество наркотических средств, исходя из чего действия обвиняемых можно квалифицировать по ч.2 ст. 224 УК РСФСР по признаку незаконного приобретения и хранения наркотических средств с целью сбыта и в крупных размерах. Таким образом задержаны обвиняемые Вербицкий Г.Г. и Вербицкая М.И., у которых при обыске обнаружено и изъято свыше 50 кг соломы мака. Этот же способ применен при задержании обвиняемого по уголовному делу N 086 - гражданина Пакистана Хана Наруза, хранившего в квартире 3 кг героина.
3. Проникновение в помещение сотрудников группы захвата с помощью специальных средств через окна, балконные двери и т.д. Этот вариант применяется в случаях, когда входные двери укреплены и подходы к помещению контролируются подозреваемыми. При этом, как правило, сбытчики не выходят из квартиры до окончания сбыта полученной или изготовленной партии наркотиков. Все это исключает применение двух первых вариантов. При задержании сбытчицы опийного раствора (сбывала наркотики свыше 4 лет) обвиняемой по уголовному делу N 112830 Соколовой Н.К., квартира которой была оборудована прочной металлической дверью. Проникнуть в квартиру на втором этаже сотрудникам спецназа пришлось через балконную дверь путем спуска на роллингах с седьмого этажа.
При любом варианте необходимо осуществлять постоянный контроль за окнами помещений в целях предотвращения выбрасывания наркотиков или полученных за их сбыт денежных средств и документирование этого наблюдения с применением видеозаписи. По уголовному делу N 081 во время проникновения в комнату общежития сотрудников группы захвата обвиняемые Калу И.А., Езеокон О., Онвубурири Э.О. выбросили в окно 9200 долларов США, полученных за сбыт героина. Указанные доллары были ранее осмотрены следователем с указанием номеров и серий купюр, и попытка избавиться от них, отснята на видеопленку и внесена в протокол, их обнаружение под окнами общежития явились доказательством виновности Калу и его соучастников с сбыте наркотиков.
Следует отметить, что практически невозможно войти в квартиру под видом "почтальонов", "ошибшихся адресом прохожих" и т.д., поскольку сбытчики наркотиков, представляя опасность задержания, открывают двери, как правило, только определенному узкому кругу лиц из числа знакомых. По той же причине маловероятна попытка проникнуть в помещение в связи с "отключением света, газа, воды, телефона и т.д.". В этих случаях из квартир, как правило, выходят все, кроме лиц, представляющих интерес для сотрудников следственно-оперативной группы.
Практика показывает, что следователями и оперативными сотрудниками допускается много ошибок, исключающих использование в качестве доказательств данных, полученных в ходе производства этих следственных действия. Эти ошибки приводят к тому, что суды в соответствии с ч. 3 ст. 69-1 УПК РСФСР исключают эти данные из числа доказательств, что зачастую ведет к прекращению уголовных дел. При подготовке к проведению этих следственных действия нужно укомплектовать следственный чемодан, иметь медицинский спирт и ножницы для изъятия образцов для сравнительного исследования, полиэтиленовые и бумажные пакеты, конверты и бумагу с оттисками печатей для их упаковывания. В том случае, когда в составе организованной преступной группы есть женщина и планируется ее задержание, необходимо предусмотреть участие в работе следственно-оперативной группы сотрудника-женщины для изъятия смывов, изъятия предметов белья, например, бюстгальтера, где могут быть обнаружены следы наркотических средств.
При производстве досмотров и обысков, на наш взгляд, необходимо выполнение следующих требований:
1. Обязательное участие понятых при всех действиях сотрудников следственно-оперативной группы, особенно в момент изъятия наркотиков, оружия, денег и ценностей.
2. Обязательная упаковка изъятых наркотиков, оружия, денег и ценностей в приготовленные для этой цели материалы, опечатывание их печатью подразделения и удостоверение правильности изъятия подписями понятых. Это предотвратит возможные жалобы обвиняемых и их защитников со ссылками на то, что наркотические средства "подкинуты" сотрудниками правоохранительных органов.
3. Применение с участием специалистов в ходе обысков специальных поисковых средств для обнаружения тайников, изделий из золота, других драгоценных металлов. При проведении повторного обыска в квартире обвиняемого по уголовному делу N 112818 Абдуллина именно с помощью специальных средств обнаружен тайник с серебряными монетами.
4. Категорическое запрещение нюхать, пробовать на вкус обнаруженные вещества (растворы, порошки и т.д.), поскольку иногда наркотические средства в концентрированном виде действуют как яды. Необходимо соблюдение осторожности при обращении с изделиями, назначение которых неизвестно. Например, изъятая по уголовному делу N 112801 сухая фракция 3-метилфентанил в виде порошка какао по своему воздействию на организм человека в 4 раза сильнее цианистого калия. По уголовному делу N 117404 во время производства обыска в квартире обвиняемого Суслова сотрудники следственно-оперативной группы обнаружили светошоковое устройство большой мощности, которое в случае его включения могло привести к временной потере зрения всех присутствующих при обыске на 30-40 минут.И только участие специалиста предотвратило наступление возможных тяжких последствий.
5. Постоянный контроль за входом в помещение, где производится обыск, в целях задержания возможных соучастников преступной деятельности. Так, во время обыска в квартире Вербицких - обвиняемых по уголовному делу N 112824, в помещение вошли Вербицкий И.Г. и Ухань Н.М., которые привезли для Вербицкого Г.Г. и Вербицкой М.И. очередную крупную партию наркотиков и впоследствии привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 224 УК РСФСР.
6. При производстве обыска в составляемом протоколе в обязательном порядке указывается: - что именно и откуда изымается (указывается комната, предмет мебели или одежды, например: из нижнего выдвижного ящика средней секции мебельной стенки; из правого нижнего наружного кармана куртки красного цвета и т.д.)
7. Во время производства обысков у лиц, подозреваемых в изготовлении сложных наркотических средств, принимаются меры по обнаружению методик изготовления наркотиков, схем синтеза наркотических средств, химических реактивов для изготовления наркотиков. По уголовному делу N 112801 об изготовлении метадона, 3-метилфентанила у обвиняемых - студентов химических вузов при обыске изъяты методики изготовления этих и других наркотиков, что значительно облегчило работу с обвиняемыми и сбор доказательств.
8. Исходя из данных службы наружного наблюдения и технического контроля необходимо предусмотреть участие в производстве обыска специалиста-кинолога в случаях, когда в местах производства обысков могут находится собаки крупных пород. По уголовному делу N 117404 при производстве обыска в квартире подозреваемого Суслова сотрудники следственно-оперативной группы столкнулись с присутствием там питбультерьера, фактически блокировавшего работу группы. Участие кинолога позволило без физического уничтожения собаки произвести намеченные следственные действия.
9. Как показывает практика расследование уголовных дел о сбыте синтетических наркотиков, при производстве обысков по делам данной категории необходимо тщательно осматривать вещи и предметы, не являющиеся объектом осмотров по другим составам преступлений, например, радиоаппаратура. По уголовному делу N 085 в качестве предметов, приобретенных на средства, добытые преступным путем, изъят музыкальный центр. При его осмотре перед сдачей в камеру хранения обнаружен бумажный пакет, при вскрытии которого изъяты наркотические средства на сумму свыше 30000 долларов США.
Проводящему обыск рекомендуется:
а) максимально сконцентрировать внимание на задачах обыска;
б) не вступать в конфликт с обыскиваемым;
в) не спешить и действовать в строгой последовательности;
г) не оставлять без осмотра объекты, которые на первый взгляд нельзя использовать для сокрытия каких-либо предметов;
д) наблюдать за реакцией обыскиваемого и членами его семьи на поведение обыскивающих;
е) учитывать возможность особенностей обыскиваемого, влияния лица на выбор места хранения искомых объектов (обычно аккуратный человек скрывает уличающие предметы тщательнее; самоуверенный сложные тайники обычно не устраивает; жадный и недоверчивый прячет близко, чтобы быстрее проверить сохранность спрятанного; физически сильный прячет предмет в труднодоступных местах, садовод - в земле, столяр - в деревянных предметах, пчеловод - в улье и т.д.);
ж) помнить, что искомое может быть спрятано в месте, где по мнению обыскиваемого из соображений гуманности поиск исключен (вещи и постель ребенка либо больного, кресло или стул, на котором сидит старый человек и пр.)
з) иметь в виду, что обыскиваемый, как правило, нервно реагирует на приближение обыскивающего к месту или объекту, где спрятано искомое (дрожание рук и голоса, покраснение или побледнение лица, учащенное дыхание, потение, непроизвольное постукивание рукой или ногой).
Далее...
По прибытии на место обыска (желательно неожиданном) рекомендуется:
1) транспортное средство оставить на некотором удалении от объекта обыска;
2) выявить и пригласить лицо, знакомое обыскиваемому или членам его семьи, которому без затруднений открыли бы дверь;
3) сразу же обеспечить наблюдение за окнами и дверьми;
4) при отсутствии обыскиваемого или членов его семьи принять меры к их вызову, не указывая причины;
5) при невозможности выяснить местонахождение обыскиваемого или членов его семьи и необходимости немедленно произвести обыск, пригласить представителей домоуправления или местного Совета народных депутатов и вскрыть помещение;
6) при входе на обыскиваемый объект следователю предъявить свое удостоверение и постановление о проведении обыска, предложив обыскиваемому или заменяющим его лицам подтвердить этот факт подписью (подписями) на постановлении;
7) оперативным сотрудникам поручить выяснить, кто находится на обыскиваемом объекте и пресечь возможность кому-либо скрыться, что-либо спрятать или уничтожить;
8) следователю или по его поручению оперативным сотрудникам проверить документы у лиц, оказавшихся на обыскиваемом объекте, и произвести их опрос для выяснения их отношения к обыскиваемому;
9) указать, кому из этих лиц можно удалиться и предупредить их о неразглашении ставших им известными сведений;
10) гражданам, находящимся на месте обыска, разъяснить, что без разрешения следователя они не могут передвигаться по объекту, подавать какие-либо знаки или реплики, подходить к телефону, вмешиваться в действия обыскивающих.
На обзорной стадии обыска следователь:
1) осуществляет обход или обзор объекта обыска в целях выяснения объема предстоящей работы, порядка ее осуществления, наиболее вероятных мест сокрытия искомого;
2) выясняет, кем и какие из помещений и хранилищ используются, где ключи от последних;
3) определяет, требуются ли дополнительные помощники и технические средства, в каком порядке целесообразно осуществлять обыск и что следует делать каждому из участников;
4) определяет место для складывания подлежащих изъятию объектов, выделяет лицо для их охраны.
На этой стадии последовательно изучается соответствующие части обыскиваемого объекта.
При сплошном обыске обследуется все помещение или вся намеченная территория открытой местности. Обыскивающий передвигается по спирали, от периферии к центру, или вдоль условных полос, на которые разбивается обыскиваемая территория. При нескольких обыскивающих за каждым из них может быть закреплена определенная часть территории или помещения. Места общего пользования, которые нельзя изолировать на сравнительно длительное время, целесообразно обыскать в первую очередь.
При выборочном (частичном) обыске обследуется определенная часть соответствующего объекта. Проводится в случаях, когда имеются достаточные основания предполагать нахождение искомых предметов в определенном месте. На данной стадии важно соблюсти следующие рекомендации:
а) по возможности обследовать объект без нарушения его целостности, путем простукивания, прокалывания, прощупывания, измерений, сравнения с аналогичными предметами (по весу, загрязненности мест сочленения), а также при помощи металлоискателя, ультрафиолетового осветителя, интроскопа;
б) обследование с разрушением (частичным) объекта производить лишь при наличии для этого достаточных оснований (выявление признаков тайника, свидетельские показания о тайнике) и наиболее щадящим способом (например, по возможности осмотреть обнаруженную полость через небольшое отверстие; обои не отрывать, а аккуратно вырезать кусок, с тем чтобы его можно было вновь приклеить);
в) при изъятии предметов обеспечить сохранность признаков прикосновения к предметам обыскиваемого, например следов рук;
г) акцентировать внимание на отсутствии предметов, о наличии которых у обыскиваемого было заранее известно, либо которые должны быть, судя по некоторым результатам обыска (отсутствие облигаций госзайма при наличии их списка, большое число магнитофонных и видеокассет при отсутствии воспроизводящей аппаратуры и т.д.);
д) перед завершением обыска произвести повторный обход и обзор объекта, чтобы убедиться, достаточно ли полно проведен обыск.
Основным средством фиксации хода и результатов обыска является протокол, составляемый в соответствии с требованиями ст.ст. 141, 142, 11176, 177 УПК. Протокол целесообразно составлять после завершения обыска и обязательно на месте его проведения. В ходе обыска следователю рекомендуется вести черновые записи или использовать для тех же целей диктофон. В связи с необходимостью вручения обыскиваемому копии протокола его необходимо изготавливать не менее чем в двух экземплярах.
1. Во вводной части протокола фиксируются: место и дата производства обыска, время его начала и окончания, должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол, и каждого из других участников обыска, фамилия, имя, отчество и домашний адрес каждого понятого; дата вынесения постановления о производстве обыска, кем оно вынесено, кем обыск санкционирован (если санкции нет, указывается, почему, и делается ссылка на ч. 3 ст. 168 УПК); адрес помещения, где проводился обыск или местонахождение границы обыскиваемой территории; отметка о разъяснении обыскиваемому или заменяющим его лицам права присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащих занесению в протокол (ч.4 ст. 169 УПК).
2. В описательной части протокола отмечаются:
а) требования о добровольной выдаче разыскиваемых предметов, документов и ценностей, результат этого требования:
б) наименование найденного или выданного предмета, описание его признаков, реквизиты документов, которые предполагается изъять, серии и номера облигаций, сумма денег и какими купюрами (по делам о взятках указываются номера купюр);
в) где и в каких условиях хранился найденный предмет (документ, деньги), если в тайнике, то устройство последнего, как он был обнаружен, какие технические средства для этого применены;
г) потребовалось ли вскрытие каких-либо хранилищ, что и как было вскрыто, не оказывал ли противодействие этому обыскиваемый;
д) негативные обстоятельства (отсутствие предметов, которые, судя по имеющимся сведениям, должны были быть в помещении, следы ранее размещавшихся в нем предметов);
е) краткие объяснения, данные обыскиваемым, лицами, его заменяющими, представителями администрации учреждений (предприятий), в помещении которых проходил обыск (более полные объяснения фиксируются в протоколе допроса).
3. Заключительная часть протокола включает:
а) перечень изъятых предметов (документов) с указанием их индивидуальных признаков (количество, размеры, вес, цвет, особые приметы); указание на сумму изъятых денег (если количество изъятого очень велико, можно оформить изъятие отдельной описью, прилагаемой к протоколу обыска, о чем в нем делается отметка);
б) указания на материал, способ упаковки и опечатывания изъятого;
в) перечень громоздких предметов, изъять которые в момент обыска не представилось возможным и которые переданы на ответственное хранение владельцу либо его родственникам, представителям домоуправления, исполкомам местного Совета народных депутатов;
г) уведомление указанных лиц об ответственности за сохранность переданного на хранение имущества, о чем отбирается соответствующая расписка;
д) отметку об уведомлении участников следственного действия о намерении применить технические средства и полученных результатах (сведения об этом могут быть изложены не в заключительной, а в описательной части протокола);
е) заявления (если они поступили) обыскиваемого и других присутствующих на обыске лиц по поводу действий следователя;
ж) заявления и пояснения специалистов, принимавших участие в обыске;
з) подписи участников обыска, обыскиваемого или заменяющих его лиц, удостоверяющих правильность протокола, а также подпись лица, которому была вручена копия протокола.
В случае отказа обыскиваемого или представляющих его лиц от подписи применяется правило ст.142 УПК.
1. Фотосъемка применяется для запечатления:
а) общего вида обыскиваемого объекта, отдельных его частей и индивидуальных признаков найденных предметов, когда их детальное описание в протоколе затруднительно;
б) места, где был обнаружен искомый объект, особенно если это специально оборудованный тайник;
в) предметов, переданных на ответственное хранение;
г) важных для дела признаков (надписи на стене, следы пальцев рук до их откопирования и др.)
д) обнаруженных при обыске трупов (человека или животных) или их частей.
2. Видеозапись и киносъемка проводятся для запечатления проводившихся во время обыска действий (обнаружение и вскрытие тайников, указание обыскиваемым места, где спрятаны разыскиваемые объекты и др.)
3) Звукозапись осуществляется как техническое средство, заменяющее черновые записи в ходе обыска, что особенно важно в случаях, когда обыск проводится в условиях, затрудняющих ведение записей, а также когда обыскиваемый дает краткие объяснения, которые должны быть максимально точно записаны в протоколе. Если обыскиваемый или заменяющее его лицо изъявляет желание дать подробные и пространные объяснения, производство обыска на это время приостанавливается и производится допрос, в ходе которого звукозапись может быть применена в соответствии с требованиями ст. 141 (1) УПК.
Относительно изъятых предметов рекомендуется:
а) скоропортящиеся и легко деформирующиеся под влиянием температурных изменений предметы, например продукты питания, упаковать так, чтобы затруднить доступ к ним наружного воздуха и предотвратить повреждение имеющихся на них следов;
б) при изъятии большое количества мелких предметов, например ювелирных изделий, поместить их в прочную картонную коробку и опечатать, а позднее провести их тщательный осмотр и описание с участием специалиста и лица, у которого они были изъяты;
в) документы поместить в полиэтиленовый пакет, по возможности не делая новых складок, и опечатать (недопустимо делать на документах какие-либо пометки или надписи);
г) предмет, не имеющий индивидуальных признаков, снабдить биркой с указанием названия предмета, когда, где изъят при обыске, подписями следователя, понятых и обыскиваемого лица или лиц, его заменяющих; опечатать предмет.
Объекты выемки - определенные предметы, в том числе документы, в отношении которых достоверно известно, где и у кого они находятся. В случае отказа добровольно выдать предметы, подлежащие изъятию, производится их принудительная выемка.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом:
а) выемка производится на основании постановления следователя;
б) выемка документов со сведениями, составляющими государственную тайну, и почтово-телеграфной корреспонденции должна быть санкционирована прокурором;
в) перед выемкой почтово-телеграфной корреспонденции требуется наложить на нее арест, о чем вынести постановление, санкционируемое прокурором; ее осмотр и выемка проводятся в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения;
г) в постановлении о выемке должны быть указаны местонахождение искомых предметов, в связи с чем они подлежат изъятию, их наименования и индивидуальные признаки;
д) выемка производится в присутствии понятых, лица, у которого производится выемка или совершеннолетних членов его семьи, а при невозможности этого - представителей домоуправления или исполкома местного Совета народных депутатов. Выемка в помещении какого-либо учреждения или предприятия производится в присутствии его представителя. При необходимости к выемке может быть привлечен специалист;
е) предметы, запрещенные к обращению, изымаются независимо от их отношения к делу;
ж) при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что лицо, находясь в месте выемки, скрывает при себе искомые объекты, может быть произведен его личный обыск;
з) до начала выемки всем присутствующим при ней должно быть разъяснено право о занесении в протокол их заявлений по поводу действий следователя.
а) изымаемые предметы рекомендуется детально осмотреть, а их индивидуальные признаки точно описать в протоколе выемки;
б) при выемке материальных ценностей целесообразно обеспечить присутствие ответственного за них лица или сотрудника, которому это лицо подчинено;
в) при изъятии образцов готовых изделий, полуфабрикатов и сырья требуется соблюдать государственные стандарты и инструкции, определяющие порядок отбора проб для проведения исследований, а пробы отбирать лучше всего с участием специалиста;
г) во избежание изъятия документов, не относящихся к делу, следователю надлежит предварительно ознакомиться с делопроизводством соответствующей организации. При необходимости просмотра большого количества документов к этой работе могут быть привлечены технические помощники. При большом количестве документов рекомендуется составить их подробную опись, приложить ее к протоколу выемки, а изъятые документы опечатать.
В протоколе выемки указываются состояние документов (ветхие, содержащие зачеркивания, исправления и т.п.), их реквизиты, количество страниц, для индивидуализации документа могут быть приведены первая и последняя фразы его текста. В случае, если для осмотра большого количества документов требуются специальные технические средства и значительное время, изымаемые документы могут быть упакованы, опечатаны и осмотрены позднее, о чем тогда составляется самостоятельный протокол осмотра;
д) осмотр задержанной корреспонденции следует начинать с изучения упаковки (конверта, упаковки бандероли). Вскрытие корреспонденции производить аккуратно, лучше с участием специалиста-криминалиста, так, чтобы следы вскрытия не были заметны;
е) в случае необходимости выемки в учреждении, находящемся на значительном удалении от местонахождения следователя, она может быть выполнена путем дачи поручения следователю, работающему в месте расположения данного учреждения (ст. 132 УПК), для чего ему направляется вся необходимая документация, а также краткая справка о деле, в связи с которым должна быть произведена выемка.
Литература:
Соответствующая глава в любом учебнике по криминалистике.
Руководство для следователей. Ч.1. М.: Юрид.лит. 1982.с.298-322.
Закатов А.А., Ямпольский А.Е. Обыск. Волгоград.ВСШ МВД СССР. 1983.
Астапкина С.М. Тактика обыска и выемки. М.:Академия МВД СССР. 1989.
Федеральная пограничная служба России
Московский военный институт