Забронированный автомобиль, вооруженный пулеметами или артиллерийскими орудиями. Начало российских бронеавтомобилей было неудачным, по целому ряду причин. Лишь в августе 1914 года, удачный опыт использования броневиков германской и бельгийскими армиями, заставил русский Генеральный Штаб приступить к формированию 1-й броневой автомобильной роты из автомобилей Русско-Балтийского завода, забронированных на русских же заводах.
Позже в Россию из Англии начали прибывать автомобили "Остин" - Austin - из них составляли особые авто-броневые взводы. Путиловский завод бронировал "Остины" и усиливал им шасси, и американские машины "Гарфорд". Ижорский завод - "Фиат", "Пирс-Арроу", "Пирлесс", и еще гусенично-колесные тракторы "Пальмерс" и "Ломбард".
Многие такие бронеавтомобили не уступали заграничным моделям.
К концу войны в русской армии насчитывалось около 160 бронеавтомобилей, сведенных в 52 отделения, и далее в дивизионы. Боевые действия выявили все сильные и слабые стороны этих машин: с одной стороны подвижность, маневренность, отличная поддержка огневыми средствами, как в атаке, так и в обороне. С другой стороны - необходимость иметь серьезный материально-технический тыл, для содержания и обслуживания техники, слабость от артиллерийского огня, требовательность по дорогам... Гражданская война в России доказала важность и значение этих машин, а значит и необходимость их совершенствования.
Последующие бронеавтомобили в 20-х годах в Советской России, еще не достигли какого-либо прогресса, они повторяли все то же самое, что и раньше... требовалась индустриализация страны и мощный экономический рывок, который произойдет в 30-е годы.
Особенности бронеавтомобилей тех времен были скромными: двойное рулевое управление, реверс, расширение ободов колес, усиление рамы, рессор, амортизаторов, задних мостов. Бронирование было из тонких, до 9 мм, стальных листов (зачастую обычной стали), которое защищало экипаж и машину от обычных пуль, редко от бронебойных...
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
На чертеже: 1 - будка мотора, 2 - будка шофера, 3 - место команды и боеприпасов, 4 - задний пост управления, 5 - вращающаяся башня или две башни, вооружение - пулеметы, или 37-мм пушки, либо комбинированное.
Обычный бронеавтомобиль с переделанный для движения по рельсовому пути колесным ходом и выключенным рулевым управлением. Основное назначение таких бронеавтомобилей - разведка вдоль ЖД путей, патрулирование, охрана тыла, для ближнего огневого боя.
Вооружались несколькими пулеметами, или пушками малого калибра. Бронезащита, как и у обычных бронеавтомобилей. Скорость около 50 км в час, вес до 9 тонн.
- Здесь подробное описание и чертежи броневика "Враг капитала", того самого...
PRETICH.ru - по материалам БСЭ 1926 г.
***