Электрофен бытовой Электроника ФРН-0,3/1, сделано в СССР, на заводе "Криптон" - именно его сегодня мы рассмотрим и полностью разберем. Развенчивая мифы об однообразии советской продукции - "миллионы одинаковых изделий, как под копирку, и так годами и десятилетиями" - можно рассказать о бытовых фенах в Советском союзе. Заодно можно ткнуть носом всяких врунов, кричащих об "тотальном дефиците в СССР - пустые полки, все для партноменклатуры или по блату, или дать на лапу... одним словом, КПСС не заботилась о простых людях"... Тем не менее, бытовых фенов в СССР выпускалось великое множество - самых разных дизайнов и функциональных возможностей, в количественном выражении - десятки и десятки миллионов штук... удобство, эргономика, качество, цена - также варьировались в очень широких пределах.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Я уже несколько раз описывал советские бытовые фены, сегодня я опишу еще один - Электроника ФРН-0,3/1, изготовленный в 1985 году. Этот фен еще называют дорожным - за миниатюрный размер. У меня только сам фен, а новые эти фены имели в комплекте переносную сумочку, одну насадку с двумя сменными расческами разной фигурации. Поэтому этот фен еще называют "фен-расческа". Эти фены выпускались самых разных расцветок, также и сумочки для переноса изготавливались из кожзаменителей разного цвета и разной фактуры. Использовали фен как с насадками, так и без них... стоимость фена Электроника ФРН-0,3/1 составляла 25 рублей.
Название: ФРН - фен ручной с насадками, цифра 0,3 обозначает номинальную производительность в кубических метрах в секунду - такой объем воздуха он прокачивает через себя, цифра 1 обозначает число режимов работы - т.е. фен не имеет никаких переключателей режимов, а работает в одном режиме.
Итак, фен Электроника ФРН-0,3/1 представляет собой небольшое цилиндрически-коническое устройство из пластмассы, размерами: длина 150 мм, диаметр 45 мм на "входе" и 33,5 мм на "выходе", размер с выступающими элементами - крепление провода и "ушко" - 52 мм.
На "входной" части - где засасывается воздух, пластмассовая вставка - она же защитная решетка. Сбоку через эластичную вставку заходит электрический провод, рядом "ушко" - там шуруп, который держит эту вставку. Поверх шурупа красная мастика - заводская пломба (целая, фен никто не разбирал).
На другой стороне - где выходит горячий воздух", так же вставка с защитной решеткой. На корпусе два выступа - это направляющие для насадки.
На задней торцевой крышке нанесена маркировка: название модели ФРН-0,3/1, напряжение питания - переменный ток 220В~, мощность - 100Вт, затем "загадочное" 0,5ч/0,25ч. ГОСТ 22314-77. Значок двойной изоляции - квадрат в квадрате. Цена 25 р. По центру крышки пока неизвестный мне логотип производителя.
Теперь подробнее: 0,5ч/0,25ч - это обозначает цикл работы: длительность непрерывной работы и длительность отключенного состояния, т.е. этот фен может работать непрерывно 30 минут, затем ему надо дать время на остывание не менее 15 минут. Указан ГОСТ 1977 года, это так сказать "рудимент" - производитель не успел поменять матрицу... так как в 1984 году вышел новый ГОСТ на замену старому. По новому ГОСТу, кстати, изменилось и кодовое наименование - это фен стал называться ФРН-3/1 (или ФРН-3,0/1).
Провод стандартный, название или тип его я к сожалению не знаю. Очень хороший провод. Длина 2 метра. В розетку он втыкается надежнейшей вилкой (за 25 копеек)... рядом с феном на проводе переключатель - включение и отключение устройства - название модели переключателя я также не знаю, на нем лишь цена - 55 копеек...
Элементы фена...
Приступаем к разборке фена Электроника ФРН-0,3/1 - она простая: выкручиваем на торцевой стороне один винт и снимаем крышку-решетку, она еще и на защелке держится... Также на защелке держится и передняя решетка. Затем вытаскиваем все внутренности, они смонтированы заодно.
Внутри остается лишь один элемент - алюминиевый конус, который предохраняет пластмассовый корпус от горячего воздуха.
Устройство фена стандартное, простое и надежное, к слову сказать - 99% всех нынешних крутых или дешевых китайских фенов имеют точно такое же устройство. Внутри пластмассового корпуса, имеющего некоторую коническую форму, размещается электродвигатель с крыльчаткой - нагнетающий воздух вентилятор. На изоляционном теплостойком каркасе из миканита - это слюда, расположен нагревательный элемент - спираль из тонкой нихромовой проволоки диаметром 0,1 мм. На этом же каркасе расположен биметаллический термовыключатель с обратным возвратом - защита от перегрева. Элементы электрического фильтра - конденсаторы, выпрямительный диодный мост... Спираль нагревателя одновременно понижает напряжение сети.
Двигатель в советском фене...
В фене использован отечественный малогабаритный электродвигатель ДИМ2М-2 изготовленный XI-85 года. Это коллекторный двигатель постоянного тока. Согласно ГОСТу средняя наработка на отказ у такого двигателя не менее 550 часов.
Заодно разберем и этот двигатель, так как поиск информации по названию ДИМ2М-2 результатов не дал. Двигатель сделан качественно, в корпусе два подшипника для оси ротора... Кто сказал, что в Советском союзе не умели делать компактные качественные и массовые, значит дешевые двигатели?
Четыре диода КД105Д образуют диодный мост, который преобразует переменный ток в постоянный.
Электролитический конденсатор К50-16В 100 мкФ на 16 вольт. Конденсатор обтянут синей пленкой.
Два керамических конденсатора V n75M из серии KM (КМ3, КМ4, КМ5 - самые желанные для скупщиков радиодеталей на драгметаллы).
Фен с наименованием Электроника ФРН-0,3/1 выпускался несколько лет подряд, за это время он претерпел некоторые изменения, но не конструктивные. Вскоре начали использовать литую вилку, другой электрический провод, видимо в целях экономии даже перестали использовать переключатель... внутри ничего не менялось, почти... иногда ставили другие конденсаторы и другие диоды... судя по информации из интернета.
Эти фены необычайно живучие - долгожители. По сей день их используют, а так как произведено их было очень много, они нередко продаются, и нередко в новейшем состоянии. Основная причина выхода из строя - засорение, а именно волосы наматываются на ось двигателя. Эта проблема решается очень просто - снимается задняя решетка, снимается крыльчатка, все чистится и все окейно. Мой экземпляр фена Электроника ФРН-0,3/1 был также в рабочем состоянии, работал сравнительно громко, но на удивление но без этого визгливого шума, который часто бывает у китайских фенов.
Теперь о производителе. Логотип на решетке мне неизвестен, как уже говорил, но в интернете я нашел фото этого фена, там же и обложка инструкции. На ней указано - Завод "Криптон"... известные мне заводы с этим именем имеют другие логотипы, но - судя по "Руководству по эксплуатации" - этот завод П/Я - военка, а фены - сопутствующая продукция, соответственно и логотип может быть другим... используемый специально для продукции гражданского назначения - ширпотреба.
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru
2018 г.