Кто не знает знаменитого «Броневика Ильича»? Об этом написано немало, сняты фильмы, а вот сам броневик… Тем не менее, сама история этой машины так же примечательна.
Она была создана в период первой мировой войны. Рабочие Ижорского завода под Петроградом подвергли ее значительным конструктивным изменениям, что, между прочим, впоследствии облегчило поиски этой бронированной машины. На шасси системы «Остин» была надета броня с диагональным расположением пулеметных башен. Вход в броневик устроили сбоку, а не сзади. Для защиты пулеметов служили боевые щитки. Фактически с завода вышел обновленный броневик.
В начале 1917 года ижорский броневик попал в мастерские бронезапасного дивизиона в Петрограде. Здесь машину оборудовали вторым рулевым управлением, чтобы обучать на ней искусству вождения молодых армейских шоферов.
После возвращения Ленина в Россию этот броневик нес охрану здания Центрального и Петроградского комитетов большевистской партии, с отрядами рабочих и солдат принимал участие в ликвидации мятежа генерала Корнилова.
Вместе с тремя другими броневиками — «Олег», «Рюрик» и «Святослав» — он находился в распоряжении Совета рабочих и солдатских депутатов Петроградской стороны и с началом Октябрьского восстания был передан для охраны штаба пролетарской революции — Смольного. Тогда же с ленинского броневика сняли бортовой номер «2» и масляной краской на боковой стороне по ходу сделали новую надпись: «Враг капитала». Название выбрали не случайно. Оно соответствовало духу Великой Октябрьской социалистической революции, навсегда уничтожившей в нашей стране капиталистический гнет.
Этот броневик принимал участие в штурме Зимнего дворца, в борьбе с контрреволюционными силами в Петрограде, оказывавшими сопротивление молодому Советскому государству. Он участвовал в обороне Петрограда в 1919 году, ряд лет охранял Смольный, выполнял многие боевые поручения. Впоследствии «Враг капитала» из Смольного перешел в распоряжение гарнизона Петропавловской крепости, и скоро дальнейшая судьба легендарного броневика на многие годы затерялась.
И только впоследствии, в результате долгих поисков выяснилось, что из Петропавловской крепости броневик «Враг капитала» был вывезен с учебными целями. Первое сообщение о нем было получено в начале 1939 года... Устаревший броневик отправляли на переплав. Его нашли среди устаревшей техники под Ленинградом в лагере Осоавиахима в Сосновке. Обнаружили потускневшую надпись — «Враг капитала». На руле — вмятина от пули. Сомнений не было: ленинский броневик!
3 февраля 1939 года броневик был доставлен в Музей В. И. Ленина в Ленинграде и 20 января 1940 года установлен на специальном постаменте для обозрения. На гранитном основании была высечена надпись: «3 (16) апреля 1917 года у Финляндского вокзала с этого броневика прозвучал великий призыв В. И. Ленина «Да здравствует социалистическая революция!». На нем Владимир Ильич приехал в тот вечер к дворцу Кшесинской».
Шли годы. Время и ленинградская непогода не пощадили металл. Броневик сняли с постамента перед зданием Ленинградского филиала и повторно реставрировали. Реставрацию произвели в мастерских Ленинградского военного округа. Некоторые детали, вышедшие из строя, обновили. Пригласили специалистов Центральной научно-исследовательской криминалистической лаборатории. Ведь броневик многократно перекрашивался. Снять затвердевшую за многие годы многослойную покраску не удалось ни спиртом, ни ацетоном, ни эфиром. Тогда эксперты-химики пропитали ее особым растворителем. Так были сняты десять слоев краски. И вот на последнем, темно-салатном, проступила малиновая надпись: «Враг капитала» — буквы разной высоты и толщины, написаны неровно, не привыкшей к писанине рукой. Так восстановили первую историческую надпись.
После полной реставрации броневик вновь доставили в музей. Как сохранить его на многие годы? Решили теперь установить его в здании Музея В. И. Ленина. В канун 55-й годовщины Великого Октября прославленный броневик «Враг капитала» начал экспонироваться в Мраморном дворце Ленинградского ордена Октябрьской Революции филиала Центрального музея В. И. Ленина.
Приводим некоторые данные о ленинском броневике:
Наибольшая длина — примерно 5050 миллиметров, наибольшая ширина корпуса — 1800 миллиметров, высота в самом высоком месте — 2500 миллиметров, расстояние между центрами передней и задней оси — 3500 миллиметров, ширина колеи, то есть расстояние между шинами, —1570 миллиметров. Размеры бронированного капота, прикрывавшего двигатель: длина — 1400 миллиметров, высота — 620 миллиметров, ширина — 600 миллиметров.
На броневике в башнях, встроенных в корпус, были установлены два пулемета системы «максим».
Боковые щитки подвижные, на петлях.
Одна башня вращающаяся, ее высота около 470 миллиметров, высота неподвижной башни — 960 миллиметров. Башни по длине — рассредоточены: одна — впереди, другая — сзади.
Экипаж броневика состоял из четырех человек, но можно было разместить в случае необходимости пятого.
Толщина брони в особо ответственных местах доходила до 25 миллиметров.
С правого борта находилось смотровое окно, а под ним люк, с левого борта — дверца, через которую входили в машину.
Передних смотровых окон было два, прикрываемых подвижными броневыми щитками, задних — одно.
Шасси было усилено дополнительными ребрами жесткости из-за значительного веса брони.
Рессоры были также усилены, передние состояли из 12 полос, задние — из 13.
Буфера из литой резины. Размеры монолитных шин — 895х135 миллиметров.
Двигатель броневика был четырехцилиндровый, имел мощность около 30—35 лошадиных сил.
Автобронемашина имела передние электрические фары и задние сигнальные огни, питание осуществлялось от аккумуляторов, которые заряжались динамо-машиной.
Спереди и сзади на раме находились буксирные гаки, используемые для буксировки машины и других целей.
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Общий вид броневика дан на рисунке 1 (выше), а чертежи «вид сверху», «спереди» и «сзади» на рисунке 2.
МАКЕТ БРОНЕВИКА
После того как вы узнали, чем был знаменит броневик «Враг капитала», каковы его основные технические данные, внимательно рассмотрели чертежи боевой машины, можно приступить к постройке макета.
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Чтобы получить макет броневика приблизительно в 1/10 натуральной величины, каждый квадрат сетки, помещенной в углу рисунка, следует сделать равным 14 мм и перенести на эту сетку контуры всех деталей. Это несложная работа, но и она требует аккуратности.
Начинающим моделистам советуем изготовить упрощенный макет из плотного гладкого картона толщиною не более 1—2 миллиметров. Раскрой деталей корпуса (рис.) с помощью копировальной бумаги, линейки и угольника переведите на картон. (Наиболее простой и современный способ: распечатайте на принтере чертёжик, с необходимым вам увеличением, так же можно увеличивать чертёж на ксероксе. Далее, увеличенную копию аккуратно вырезают ножницами, приклеивают на картон а далее вырезают уже сам картон).
После этого приступайте к вырезыванию. Работа эта нетрудна, но она требует аккуратности, точности и осторожности. Если картон не толще 1 миллиметра, то можно пользоваться ножницами, если толще — остро отточенным скальпелем или сапожным ножом.
Когда контур раскроя деталей корпуса макета бронеавтомашины готов, места сгибов надо надрезать наполовину толщины картона, чтобы легко было согнуть каждую деталь корпуса макета.
Так же поступайте и с раскроем башен, пулеметной амбразуры, ребер жесткости, ограждения карданного вала, бортового люка.
Затем приступайте к склейке деталей и всего корпуса. Рекомендуем пользоваться клеем БФ-2 или 88-Н, но можно употреблять и любой другой клей. Рессоры можно выпилить из 4-миллиметровой фанеры, прочертить на них острым шилом линии, имитирующие полосы, или склеить из полосок картона, высверлив в них отверстия для осей диаметром 6 миллиметров. Колеса так же делаются из фанеры, на обод следует наклеить полоску бумаги и нанести рисунок протектора автомобильной шины. К внутренним сторонам задних колес надо подклеить кожухи тормозных барабанов, выпиленные из 4—5-миллиметровой фанеры.
Оси для макета броневика выточите из твердого дерева. Буксирные гаки, передние и задние, сделайте из алюминиевой или медной проволоки. Автомобильные фары, сигнальные фонари можно вырезать из дерева или склеить из плотной чертежной бумаги, вместо стекол используйте целлофан, оргстекло. Кронштейны делаются из проволоки.
После того как макет броневика собран, можно приступить к окраске. Лучше всего пользоваться жидкими нитроэмалевыми красками и наносить их на окрашиваемый предмет с помощью пульверизатора. В случае если нитроэмалевых красок вы не раздобудете, используйте художественные краски в тюбиках. Их надо развести растворителем-скипидаром и разбрызгать, при отсутствии распылителя придется окраску производить кистями.
Настоящий броневик, который находится в Ленинграде, выкрашен темно-зеленой краской, обычно так окрашиваются военные машины. Для того чтобы добиться хорошего покрытия, рекомендуется после того, как первый слой краски хорошо высох, еще раз прошкурить отдельные места, сделать кромки ровными и затем покрасить еще раз и дать краске хорошо высохнуть. Очень важно, чтобы в помещении, где вы красили макет броневика, не было пыли. Надпись «Враг капитала» нанесите малиновой краской.
Пока сохнет краска, займитесь изготовлением постамента. На передней стенке постамента можно сделать следующую надпись:
3(16) апреля 1917 года.
У Финляндского вокзала с этого броневика прозвучал призыв Владимира Ильича Ленина: «Да здравствует социалистическая революция!»
Для того чтобы уберечь макет ленинского броневика от пыли, надо обязательно сделать футляр. В качестве материала для такого футляра лучше всего подойдет оргстекло — плексиглас, но если вам не удастся его достать, то годится и обычное стекло.
***