5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д. Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза. При этом требовалось увеличить вес ствола на 300-400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы.
28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.
31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К:
Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить:
а) моноблок на другой кожух;
б) лейнер на свободную трубу.
Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз.
В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613-830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673-714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.
31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.
Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5-2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные.
Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К
85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.
По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки:
а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки;
б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов;
в) Намины на задней поверхности клина затвора.
Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8.
Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника.
Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году.
Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г.
85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30-35 км/ч, максимальная же скорость - около 50 км/ч.
Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики.
В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что "ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует".
10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки - "52-П-365".
5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм.
Производство 52-К велось исключительно на заводе №8 им. Калинина, который до зимы 1941-42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г.Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб.
К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Тактико-техничесике характеристики:
Наименование - 52-К или КС-12 (Индекс ГАУ — 52-П-365)
Страна производитель - СССР
Годы производства - 1939-1945
Выпушено - 14 422 шт.
Калибр - 85-мм
Вес в походном положении - 4220 кг
Вес в боевом положении - 3057 кг
Длина ствола - 55,2 калибра
Размеры:
высота - 2,25 м
длина (в походном) - 4,7 м
ширина - 2,15 м
Поворот орудия - 360 градусов
Угол возвышения (по вертикали) - 82 градуса
Дальность поражения (по высоте) - 10,5 км
Дальность поражения - 15,65 км
Вес снаряда - 9,2 кг
Начальная скорость снаряда - 800 м/сек
Бронебойность, калиберного снаряда - до 120 мм
Скорострельность - до 20 выстр/мин
Время развертывания - 1 минута
Скорость транспортирования, по шоссе - 35 км/ч
Расчет орудия - 7 человек
85-мм зенитная пушка образца 1944 года:
Длина ствола - 67,5 калибра
Вес - 5000 кг
Дальность поражения (по высоте) -12 км
Дальность поражения - 18 км
Время развертывания - 2 минуты
Начальная скорость снаряда - 870 м/сек
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Источник: Энциклопедия вооружений
А.Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", 2000
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
85-мм зенитная пушка образца 1939 года появилась как закономерный результат развития отечественной зенитной артиллерии, зародившейся в 1914 году, когда конструктор Путиловского завода Ф. Лендер разработал первую 76-мм противоаэростатную пушку образца 1914 года. В 1915 и в 1928 годах эта система подвергалась модернизации, увеличившей вертикальную дальность стрельбы при максимальном угле возвышения до 6500 м, ей на смену приходит 76-мм зенитная пушка образца 1931 года. В 1938 году по заданию ГАУ изготавливается несколько опытных образцов модернизированной 76-мм пушки. Установленная на четырехколесной повозке, она весила 4200 кг — существенно меньше предшествующей. В этом виде ее принимают на вооружение как зенитную пушку образца 1938 года.
Однако рост скоростей и «потолка» самолетов, повышение их живучести потребовали увеличения досягаемости зенитных орудий на высоте и повышения мощности снаряда. И в 1939 году Г. Дорохин создает новую систему, наложив 85-мм ствол на лафет 76-мм зенитной пушки образца 1938 года, использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. При выборе калибра он исходил из необходимости получить высокую начальную скорость снаряда и такой вес патрона, который делал бы возможной достаточно длительную работу заряжающего. Такие требования наиболее удачно сочетались в калибре 85 мм, вес снаряда получался 9,2 кг, вес патрона—15,1 кг, начальная скорость — 800 м/сек. Повышение мощности пушки потребовало установки дульного тормоза, поглощавшего около 30% энергии отдачи.
Работа, проведенная молодым конструктором Г. Дорохиным, была одобрена, опытный образец нового орудия поступил на научно-исследовательский полигон. Главное преимущество 85-мм зенитной пушки перед ее предшественницей — 76-мм зенитной пушкой образца 1931 года — в увеличенной мощности снаряда, который создавал больший объем поражения в районе цели. Полигон рекомендовал принять на вооружение пушку в качестве среднекалиберного зенитного орудия. Пушка была быстро освоена в производстве и перед началом Великой Отечественной войны начала поступать в войска.
В конце 30-х годов стало очевидным, что бурное развитие авиации приведет к значительным проблемам в будущем в случае противостояния авиации и сил противовоздушной обороны. Таким образом, уже имевшиеся средства противовоздушной обороны не могли в должной степени гарантировать достаточную эффективность. Появилась необходимость дать армии зенитное орудие с большим радиусом действия, орудие должно было быть достаточно мощным, чтобы поражать высоколетящие бронированные цели.
Было принято решение взять за основу 76,2-мм пушку фирмы "Рейнметалл" и уже из этого исходить при создании зенитного орудия. Этим и занялись конструкторы завода №8 в 1937-1938. 76,2-мм пушка обладала большим запасом прочности, заложенными в кожухе, казеннике и лафете. В итоге была разработана пушка нового на то время (не считая появлявшихся единичных экземпляров) калибра 85-мм. 85-мм зенитная пушка образца 1939 года также известна как КС-12. Новая пушка обладала хорошими характеристиками - 800 м/сек начальной скорости снаряда весом 9,2 кг и дальность поражения в 10,5 км - позволяли новой зенитной пушке очень эффективно бороться против бронированных и высоколетящих целей. Орудие имело инерционную полуавтоматику затвора. Высокие результаты должна была показать и стрельба из зенитной пушки по наземным бронированным целям. Таким образом, еще до начала боевых действий зенитная пушка КС-12 пошла в массовое производство. В ходе применения пушки в боевых условиях было принято решение оснастить орудие ПВО бронированным щитом. Вместо ствола, состоящего из свободной трубы с кожухом, введен ствол-моноблок, применен затвор с полуавтоматикой копирного типа. Расчеты пушек использовали полуавтоматические приборы управления зенитным огнем ПУАЗО-2 обр. 1934 года или ПУАЗО-3 обр. 1940 года и стереоскопический дальномер. А с 1943 года в батареи пошли станции радиолакационного слежения РУС-2 "Редут".
Массовое производство КС-12 продолжалось до 1944 года, когда ей на смену пришла еще более мощная 85-мм зенитная пушка(КС-18), которая также стала основным средством противовоздушной защиты Красной Армии От предыдущей модификации новая имела более длинный ствол-моноблок и увеличенный пороховый заряд. Для орудия были разработаны новая люлька, уравновешивающий механизм и затвор с полуавтоматикой копирного типа. На нем имелся автоматический установщик взрывателя, который позволял ускорить подготовку выстрела.
Подобно немцам, которые с середины войны все более активно использовали зенитные орудия в качестве основного вооружения танков, наши конструкторы также оценили большие выгоды такого шага. Пушка ЗИС-С-53 в ходе войны хорошо себя зарекомендовала.
В ходе войны в руки немцев попало множество исправных орудий, которые по своим характеристикам были схожи с немецкой 88-мм зенитной пушкой. Под обозначениями 8,5-cm Flak M.39(r) и 8,5-cm Flak M.44 наши зенитные пушки весьма активно использовались немцами.
85-мм зенитная пушка "пережила" войну и еще некоторое время состояла на вооружение Советской Армии. Некоторое количество было поставлено в социалистические страны, в том числе и Вьетнаму, где им была поставлена задача бороться с американскими самолетами. По некоторым сведениям и судя по фото из "горячих точек" - эта пушка все еще применяется в деле...
Часть зенитных орудий после снятия с вооружения была передана в гражданские службы и служила в качестве противолавинных орудий в горной местности.
***