Вслед за выходом в свет романа Анри Бейля «Пармская обитель» в газетах появились отклики: критики того времени не смогли понять и оценить по достоинству новое произведение. Стендаль (таков псевдоним французского писателя Анри Бейля) озадачил современных ему читателей, привыкших к присутствию в произведении самого автора с его симпатиями и антипатиями. Читатели, в особенности критики, были разочарованы отсутствием в романе моральных выводов и авторских назиданий. Стремление Стендаля не быть навязчивым, желание предоставить читателям возможность иметь свои суждения о событиях и характерах, без прямой подсказки автора в то время воспринимались как художественный изъян.
В литературном обзоре, напечатанном в 1843 году, уже после смерти писателя, говорилось, что Стендаль «не из тех, кого будущее, вознесет над суждениями современников, жить он, вероятно, не будет».
Резко разошлись с современниками в оценке романа Оноре де Бальзак и поэт Беранже. Бальзак в «Этюде о г-не Бейле» попытался привлечь внимание к художественным открытиям Стендаля, к мастерству в типизации характеров и окружающей их среды. Пьер Жан Беранже увидел в «Пармской обители» роман целостный, глубокий и новаторский. В письме от 8 сентября 1841 года в благодарность за присланный ему Стендалем подарок — экземпляр нового романа — Беранже писал, что это книга, «полная безыскусной оригинальности, занимательности без видимых натяжек, естественности без нелепостей, изящества без жеманства».
Проницательность не подвела французского поэта, он сумел правильно оценить новаторство и своеобразие Стендаля, романы которого пережили свое время.
Н. Рудина. Беранже о «Пармской обители» Стендаля. «Филологические науки» № 1, 1978
***