XII в. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире
Прислано Pretich February 13 2017 04:07:22

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в.

 

 

Феодальное княжеское искусство Владимира выражало прогрессивные идеи своего времени — идеи единства Русской земли и русского народа. Башни, крытые шатрами, и композиция боголюбовского дворца связаны с деревянным зодчеством. Любовь к декоративному оформлению здания, резьба и роспись свидетельствуют также о роли народных мастеров, принимавших большое участие в строительстве, которое проводил Андрей Боголюбский.


Большим достижением Владимиро-Суздальской архитектуры является строительство монументальных дворцовых ансамблей и умение найти место здания в городском комплексе и пейзаже.

 

При брате Андрея Боголюбского — Всеволоде III (1177—1212) продолжается строительство. При Всеволоде авторитет владимирского князя получил общерусское признание. Его военное и политическое могущество воспел автор «Слова о полку Игореве». К Всеволоду обращался народный поэт, призывавший князей к прекращению гибельных усобиц и к объединению, его имя произносилось с уважением на Руси и в Западной Европе. Но успехи Всеволода были временными. С 80-х годов XII в. начал распадаться союз князя с горожанами, а в первой четверти XIII в. распалось и единство Владимирской земли.

 

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в.

Успенский собор во Владимире. 1185—1189

 

Первым большим сооружением Всеволода была обстройка и расширение Успенского собора во Владимире, который сгорел в 1185 г. Работа продолжалась в течение четырех лет и была закончена в 1189 г. Перед владимирскими зодчими стояла крупная по масштабу и сложная в техническом отношении задача — обстройка старого трехнефного собора с севера, юга и запада новыми стенами, в результате чего собор стал пятинефным. Увеличение его масштаба вызвало необходимость постройки новых алтарных апсид. Стены старого собора были укреплены пилонами (пилоны — мощные столбы, служащие опорой для плоских или сводчатых перекрытий), и связаны с новыми наружными стенами дополнительными арочными перемычками на уровне хоров. В нижней части старых стен были сделаны арочные проемы, превратившиеся в столбы нового собора. Таким образом, пространство старого собора слилось с галереями Всеволода. В их восточных углах были устроены приделы, а в стенах — ниши для гробниц князей и епископов.

 

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире план

План Успенского собора во Владимире. 1185—1189 гг.

 

Владимирские мастера создали более обширный храм и придали собору новый характер спокойной торжественности и величия; галереи ниже старого собора и его закомары выступают над их закомарами, что придает ступенчатый характер массам храма. Ступенчатость усиливается выступающим над сводами квадратным основанием центральной главы. Над галереями по углам возвышаются четыре новые главы. Симметричное пятиглавие еще более подчеркивает монументальность нового храма. Окна собора размещены в верхней части стен; южный фасад, обращенный к обрыву городского холма, имеет два ряда окон для усиления освещения; обработка фасада рассчитана на точку зрения снизу. Мастера усилили его пластику, врезав колончатый пояс в толщу стены и углубив его ниши. Этот пояс опущен ниже, чем на других стенах, чтобы смягчить оптический ракурс высоты храма при взгляде снизу. Наружный облик Успенского собора, который был епископским храмом, отличается строгостью. На стенах его нет скульптурных украшений, за исключением аркатурно-колончатого пояса и пилястр с капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен собора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью, полы покрыты фигурной майоликовой мозаикой.

 

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

 

Дмитриевский собор 1193—1197 гг. представляет замечательный памятник архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотивший прогрессивные идеи своего времени. Композиция его выражает спокойную торжественность. Великолепие, царственное величие внешнего облика и стройность пропорций создают впечатление могучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального движения. Его строгие пилястры делят стены на три широких доли, но не увлекают глаз ввысь, а переходят в горизонтальное движение полукруглых закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор представляет четырехугольник, вытянутый по продольной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде массивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовидный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок придает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены замечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страшного суда» на западной стене и сводах. Наружная Декорация собора необычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно-колончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы колонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами усиливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На некотором расстоянии аркатурно-колончатый пояс благодаря насыщенности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоративная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драгоценную ткань с каменной бахромой колонок пояса. Декоративное убранство Дмитриевского собора не дошло до нас в первоначальном виде (есть новые вставки – результаты позднейших реставраций нарушен первоначальный порядок размещения). Новыми доделками является «Крещение» на южном фасаде и большинство фигур святых в аркатурно-колончатом поясе (кроме правого деления северного фасада). В центральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с поднятой правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с растительными мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками, святыми и ангелами. Основная тема этой декорации также прославление творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений. Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих древние образцы. В первой закомаре южного фасада изображено «Вознесение Александра Македонского», а на северном фасаде, обращенном к городу – фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями. Эти композиции должны были представлять силу и могущество великого князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам отведено незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют христианские сюжеты). Основная масса рельефов представляет изображения зверей, растений и птиц (470), затем следуют изображения грифов, борьбы зверей, охоты и т. д.

 

Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литературой, бытовавшей в княжеско-боярской среде (княжеские летописи и дружинная поэзия), но они, несомненно, связаны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее «творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и христианских образов. Только в скульптуры колончатого пояса был вложен христианский смысл (изображения святых, среди которых были Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.

 

Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов исполнено в плоскостной, орнаментальной манере, напоминающей резьбу по дереву, в них как бы перенесены в камень приемы и навыки резчиков по дереву. Особенно характерна моделировка (моделировка — выявление рельефа), выполненная ногтеобразными (или «ногтевидными») врезами (левое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблюдать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики деревянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольты (архивольт — резное или лепное обрамление арочного проема) порталов, широкий барабан главы и простенки между колонок пояса.

 

При всем значении скульптурной декорации конструктивная ясность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают резной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского двора, две лестничные башни с западной стороны соединялись с хорами собора посредством переходов. Башни, по-видимому, были также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и аркатурно-колончатым поясом. К северу и югу от собора были расположены дворцовые здания из белого камня и кирпича.

 


 

 

Строительство Всеволода показывает, что русские мастера были самостоятельными и своеобразными зодчими. Они в совершенстве овладели художественным и техническим опытом предшествующих поколений мастеров и умело пользовались их приемами для выражения идеи величия Владимиро-Суздальской Руси в своих монументальных сооружениях.

 

Смерть Всеволода в 1212 г. развязала силы, враждебные объединительной политике владимиро-суздальских князей. Ростовские бояре поссорили старших сыновей Всеволода — Константина ростовского и Юрия владимирского. В междоусобие вмешались и другие князья. Липицкая битва окончилась поражением Юрия, и великим князем сделался Константин. После смерти последнего в 1218 г. ему наследовал Юрий, но церковное и политическое единство Владимиро-Суздальского княжества было разрушено, и авторитет Владимира был утрачен.

 

 

Ю. А. Лебедева

"Древнерусское искусство X-XVII веков"

Учпедгиз

Москва, 1962