30 апреля 1777 года на рейде маленького Портсмута (штат Нью-Гемпшир) бросил якорь корабль под французским флагом, встреченный пушечным салютом и приветственными кликами сбежавшейся к берегу толпы. Шестимачтовая шхуна «Амфитрита» стала первым французским и вообще первым иностранным кораблем, пришедшим в американский порт после того, как колонии порвали с метрополией. В трюмах шхуны было оружие, боеприпасы, амуниция — то, в чем особенно остро нуждалась молодая республика. Шел десятый месяц независимости Северо-Американских Штатов.
Рейсом «Амфитриты» было положено начало регулярным военным поставкам, в больших масштабах предпринятым парижским торговым домом под вывеской «Р. Горталес и К°». Эта для многих в то время загадочная фирма была основана Пьером Бомарше при тайной поддержке и участии французского правительства. Бомарше сам подал идею секретной помощи Америке, выносил ее, увлек ею французский двор, в конце концов сам же энергично провел ее в жизнь.
Автора «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро» отличала удивительная разносторонность. «Он вместе и остроумный автор, и тонкий светский человек, и хитрый придворный, и расчетистый купец»,— писал о нем Н. М. Карамзин.
Как и вся передовая Франция, Бомарше с энтузиазмом встретил известие о восстании североамериканских колоний против Англии, увидев в нем событие, приближающее «торжество разума». Пребывая в Лондоне в качестве секретного эмиссара французского правительства, автор «Цирюльника» адресовал Людовику XVI целую серию писем, в которых убеждал короля по возможности скорее оказать американцам секретную помощь оружием и деньгами. Отнюдь не испытывая сочувствия к «мятежникам», французский двор в конце концов все же внял совету Бомарше (а потом пошел и на открытый союз с Соединенными Штатами). Прагматические соображения взяли верх: не так давно Франция потерпела поражение от Англии в Семилетней войне; теперь же представилась возможность взять реванш, вмешавшись в вооруженный спор колонистов с их «матерью-родиной».
Торговый дом «Р. Горталес и К°» взялся полностью вооружить и экипировать тридцатитысячную Континентальную армию Соединенных Штатов. состоявшую под командованием «эсквайра Джорджа Вашингтона». Фирма эта отчасти тайно финансировалась французским правительством, но отчасти была и частнокапиталистической. Бомарше, таким образом, брал на себя изрядную долю риска, связанного со столь сложным предприятием, однако рассчитывал в случае успеха сколотить себе на нем колоссальное состояние. Ибо, кроме бескорыстного энтузиазма, его подгоняло еще и предвкушение громадных прибылей, азарт затеянной им большой игры.
Внешнеполитические, идеологические и меркантильные вопросы сплелись таким образом в один сложный клубок, в центре которого оказался Пьер Бомарше — человек действия, «машинист», если употребить его собственное выражение, в многоактной исторической драме со множеством действующих лиц и хитросплетенным сюжетом и вместе с тем виртуозный резонер, оставивший потомству пристрастные свидетельства о времени и о себе.
Ю. Каграманов. Бомарше и французская помощь США в период Войны за независимость. «Новая и новейшая история» № 1, 1978
***