Старый советский бытовой вентилятор ВЭ-1, именно его мы рассмотрим сегодня, опишем и разберем. Этот вентилятор изготовлен в 1967 году, проработал все эти долгие годы и отлично работал по сей день. Кто кричит: "Совок дерьмо! Совка больше нет!", мог бы задуматься о причинах такого долголетия... а заодно, почему современные "не дерьмовые" вентиляторы служат год-два и дохнут?..
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
|
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
|
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить! |
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить! |
Итак, вентилятор имеет классический дизайн 60-х годов, сделан добротно, весит много... почти пять килограмм. Размеры 410 х 230 х 270 мм (примерно). Схема классическая: основание, ножка, поворотная головка с лопастями. Есть ручка - повернул и вентилятор неподвижен, повернул и он делает автоматические повороты в определенном горизонтальном секторе. Также можно регулировать положение вентилятора по углу в вертикали.
Корпус изготовлен из алюминия - точное литье, окраска "молотковая эмаль". Вентилятор ВЭ-1 трехлопастный - три большие лопасти, сделанные из резины, чтобы не нанести случайные увечья...
Основание изготовлено из очень прочной пластмассы, а правильнее - карболита. В нем есть отверстия - электрический провод идет из двигателя вентилятора на кнопку, а затем выходит на штепсельный разъем. В моем экземпляре кнопки включения-выключения уже нет...
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
На нижней части основания картонная пластина, притянутая двумя винтами, на ней три резиновые ножки (у меня, как видно из фото, одной ножки также нет)... Некоторые серии этих вентиляторов шли с металлическим дном. Здесь мы видим все данные на изделие, которые выбиты: г. Днепропетровск. Вентилятор тип ВЭ-1, 220В 55 Вт 50 пер/сек. 1500 об/мин 17м3 Воз/мин. 1967 г. ГОСТ 7402-55
Теперь можно приступить к разборке. Сперва выкручиваем на колпаке с лопастями один винт, снимаем его. Смотрим на сам пропеллер...
Смотрим под ним - на оси двигателя алюминиевый кронштейн, который центрирует вентилятор.
Выкручиваем винт с пластмассового регулятора сверху и снимаем его. Затем выкручиваем винт на задней стороне по центру и снимаем алюминиевый кожух двигателя.
Выкручиваем винт с барашком сбоку, который регулирует вертикальный наклон. Снимаем двигатель.
Переворачиваем ножку вентилятора и, выкрутив два винта, снимаем картонное днище. Здесь мы находим большую чугунную отливку, которая служит противовесом и служит устойчивому положению вентилятора - двигатель ведь достаточно большой. Алюминиевая ножка крепится этими же двумя винтами.
Двигатель имеет алюминиевый корпус, заодно отлитый с блоком редуктора для автоповорота вентилятора по горизонтали. В статоре двигателя четыре обмотки, а ротор набран из стальных пластин залитых алюминием...
Вот на этом, в общем-то, разборка и закончена. Вентилятор ВЭ-1, был массовым продуктом, производился в 50 и 60 годах ХХ века в большом количестве, был доступен в продаже, их использовали как дома, так и на рабочих местах. Помимо Днепропетровска он производился еще в Харькове, может быть и на других заводах СССР.
На Ютубе, есть ролик, демонстрирующий работу этого вентилятора...
Мои личные впечатления - он массивный, но воздушный поток весьма производительный. Его смазывали всего один раз, много лет назад, но он работает отлично, практически бесшумно. Если сравнивать его с вентилятором Vitek YL-03133, который я купил на днях - разница ощущается, уже по уровню шума... Старый советский вентилятор раза в два тише работает...
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru
2016 г.