Сегодня вы познакомитесь с классификацией шлюпок и общим устройством наиболее распространенной на флоте шлюпки — шестивесельного яла.
Шлюпками называются на флоте малые суда, предназначенные для перевозки людей и грузов, выполнения различных корабельных работ, в том числе водолазных, для спасательных целей, а также для занятий учебно-парусным спортом. В боевой обстановке шлюпки применяются для подрыва плавающих мин, перевозки на берег и на другие корабли аварийных, подрывных групп и т. д.
Типы шлюпок вырабатывались в течение длительного времени. При их создании учтен колоссальный опыт, накопленный за несколько веков моряками русского флота.
По размерам, конструкции корпуса, парусному вооружению, количеству весел и гребцов шлюпки подразделяются на баркасы (от 16 до 22 весел), катера (от 10 до 16 весел) и ялы (шести, четырех-и двухвесельные).
Пояснение: для современного человека гораздо более привлекательными являются надувные лодки из армированного ПВХ, например Фрегат - смотрим здесь - они бывают как исключительно гребные, так и с возможностью установки лодочного мотора. Материал крайне прочный, сами лодки надежные, лкгкие и простые в обращении. Немаловажный фактор - они отечественного производства, а это значит, что мы платим за саму лодку, а не за бренды или за сам факт "иностранного происхождения".
Корабельные шлюпки изготавливаются из высококачественной древесины: дуба, ясеня, сосны.
Основной продольной связью шестивесельного яла является киль — деревянный брус четырехгранного сечения. В носовой части шлюпки непосредственно к килю примыкает форштевень — деревянный криволинейный брус, служащий продолжением киля. В кормовой части под углом около 100° к линии киля устанавливается брус, который называется ахтерштевнем. Назначение его — образовать кормовую оконечность шлюпки. Примерно на половине высоты ахтерштевня с внешней его стороны делается паз для установки транца, к которому крепятся кормовые концы обшивки. Часть обшивки крепится непосредственно к ахтерштевню.
Внутри шлюпки устанавливаются две системы продольных брусьев. Нижняя называется подлегарсами, а верхняя — привальными брусьями. Привальные брусья и подлегарсы служат для обеспечения продольной прочности шлюпки и являются опорой для шпангоутов. Обе ветви (правого и левого борта) привального бруса в носу соединяются как между собой, так и с форштевнем при помощи специальных оцинкованных металлических книц, называемых брештуками. На металлический брештук устанавливается заполнитель из дерева.
В корме каждая ветвь привального бруса подходит вплотную к транцу и прочно крепится на болтах с помощью металлических транцевых угольников к верхнему транцевому брусу.
Подлегарсы устанавливаются по обоим бортам на такой высоте, чтобы они одновременно служили опорой для банок (сидений для гребцов). Обе ветви подлегарсов закрепляются на форштевне, а в корме — к обвязке транца. Транец изготовляется из трех дубовых досок, обвязанных по периметру дубовыми брусьями сечением 40х40 мм.
На подлегарсы свободно укладываются банки, причем между концами банок и обшивкой шлюпки обязательно делается небольшой зазор для того, чтобы при ударе бортом шлюпки о причал или о трап корабля обшивка могла деформироваться и тем самым смягчить удар. Поверх шпангоутов, привального бруса и верхнего пояса обшивки устанавливается плоский широкий брус — планшир. Его назначение — закрыть кромку обшивки и концы шпангоутов.
С внешней стороны шлюпки по обоим бортам устанавливается полукруглый дубовый брус сечением 15x30 мм — буртик. Его назначение — защищать планшир от повреждений.
Обшивка шестивесельного яла выполняется из сосновых досок и по высоте разбивается на 14 поясов. Пояс обшивки, прилегающий непосредственно к килю, называется шпунтовым. Самый верхний пояс — ширстречным или ширстреком. Шпунтовый и ширстречный пояса всегда выполняются из более толстых досок, чем все остальные.
Обшивка выполняется кромка на кромку, причем каждый пояс должен заходить на соседний не менее чем на 23 мм.
Поперечная прочность шлюпки обеспечивается установкой шпангоутов — дубовых ребер.
На шестивесельном яле устанавливаются четыре банки, из них три служат для размещения гребцов и называются: вторая банка от носа — баковой (она же мачтовая), следующая — средней, а кормовая — загребной. Банки делаются из дубовых досок. Ширина их не менее 200 мм, толщина 30 мм. Чтобы банки не прогибались под тяжестью сидящих гребцов, под ними в середине устанавливаются стойки — пиллерсы.
В корме шлюпки устанавливается кормовое сиденье. Продольные (бортовые) банки кормового сиденья непосредственно примыкают к загребной банке.
В носу яла на подлегарсы устанавливается съемный носовой решетчатый люк, сделанный из дубовых реек сечением 8х22 мм.
В средней части шлюпки вдоль киля поверх шпангоутов укладывается кильсон (съемная доска). Он предназначен для рассредоточения нагрузки от мачты и сидящих на банках людей на большую часть киля и большее число шпангоутов. Кильсон делается из сплошного соснового бруса.
На днище внутри шлюпки поверх шпангоутов укладываются рыбины (съемные щиты), выполненные из дубовых досок толщиной 12 мм. Их назначение — рассредоточить нагрузку и предохранить шпангоуты от механических повреждений. К рыбинам крепятся небольшие деревянные поперечные дубовые бруски сечением 35х50 мм, предназначенные для упора ног гребцов, отсюда и название — упорок.
В районе кормового сиденья устанавливается кормовой решетчатый люк, назначение которого такое же, как и рыбин.
На транцевую доску шлюпки навешивается руль, выполненный из дуба и имеющий обтекаемую форму. В верхней части руля имеется отверстие, предназначенное для установки металлического румпеля, который служит для управления рулем.
Подъем шлюпки на борт корабля осуществляется при помощи подъемного устройства. Оно состоит из подъемных рымов, цепных подъемов и обухов.
Швартовое устройство на шлюпках является одновременно и буксирным устройством. Оно состоит из двух рымов и двух фалиней, расположенных в носу и корме шлюпки. Для спуска из шлюпки скопившейся воды устанавливаются ввертывающиеся спускные пробки.
Вантпутенсы служат для закрепления и обтяжки вант мачты.
Галсовый гак предназначен для крепления кливер-галса.
Подуключины — металлические оцинкованные планки. Они предохраняют от порчи гнезда для уключин, просверленные в планшире и привальном брусе.
1 — форштевень, 2 — галсовый гак, 3 — брештук, 4 — отверстие для фонарной стойки, 5 — носовой решетчатый люк, 6 — стопорная планка, 7 — наметка для крепления мачты, 8 — вантпутенс, 9 — кница, 10 — подуключина, 11 — чака, 12 — упорки для ног, 13 — степс для уключины, 14 — утка для крепления кранца, 15 — банка, 16 — продольная банка, 17 — кормовое сиденье, 18 — румпель, 19 — заспинная доска, 20 — кормовая накладка, 21 — обушок для закладки фока-шкотов, 22 — чека с цепочкой для крепления румпеля к головке руля, 23 — кормовой фалинь, 24 — флюгарка, 25 — брус для крепления транца, 26 — транец, 27 — рым, 28 — сорлинь, 29 — прорезь в кормовом сиденье для цепного подъема, 30 — перо руля, 31 — петля, 32 — стержень для подвески руля, 33 — оковка киля, 34 — ахтерштевень, 35 — кормовой цепной подъем, 36 — прижимная чека кильсона, 37 — кормовой решетчатый люк, 38 — пробка, 39 — шпангоут, 40 — киль, 41 — кильсон, 42 — шпунтовый пояс (нижняя доска обшивки), 43 — шлюпочный гвоздь, 44 — рыбина, 45 — стойка-пиллерс, 46 — подлегарс, 47 — заполнитель (сак-подушка), 48 — привальный брус, 49 — ширстрек (верхний пояс обшивки), 50 — планшир, 51 — буртик, 52 — обшивка, 53 — второй буртик, 54 — гнездо для нагеля, 55 — носовой цепной подъем, 56 — рым, 57 — носовой фалинь.
Морской словарь
АНКЕРОК — небольшой деревянный бочонок вместимостью в два-три ведра, устанавливается на специальных блоках-подставках.
На беспалубных парусных шлюпках анкерки, наполненные водой, служат балластом. Такой вид балласта выгоднее каменного или металлического, потому что деревянные анкерки, даже наполненные водой, плавают и не могут потопить шлюпку, если она зачерпнет воду.
На спасательных шлюпках в анкерках находится запас пресной воды.
БЕНЗЕЛЬ — соединение двух тросов путем особой перевязки их более тонким концом. Имеется несколько видов бензелей. Круглый (прямой) накладывается в случаях, когда надо туго скрепить два параллельно идущих конца, не связывая их между собой узлом; коренной, когда соединяются пересекающиеся концы, и другие.
ГАЛАНИТЬ, или ЮЛИТЬ, — грести одним веслом, стоя на корме шлюпки или небольшого гребного судна. Ход шлюпке дается переменным вращательным движением весла, опирающегося о верхнюю кромку транца. Обычно галанят на шлюпке, когда на ней находится только один человек и когда ее надо перегнать на небольшое расстояние.
ДРЕК — небольшой шлюпочный якорь весом до 48 кг.
ОБРЕЗАТЬ, РЕЗАТЬ НОС, КОРМУ — проходить на близком расстоянии перед носом или за нормой судна или корабля.
Резать на шлюпке или катере нос, корму судна, стоящего на якоре, разрешается только по направлению движения часовой стрелки, резать же нос идущего судна, корабля категорически запрещено.
ТАБАНИТЬ — грести в обратную сторону так, чтобы дать шлюпке задний ход.
ТУЗИК — самая маленькая шлюпка, рассчитанная на одного гребца и одного-двух пассажиров. На мелких судах с помощью тузика поддерживают сообщение с берегом, на крупных — производят работы у борта судна: обмеры, покраску и т. д.
ФЛЮГАРКА — условный знак в виде флага, указывающий на принадлежность военной шлюпки к определенному кораблю. Накрашивается на транце и по бокам, а также пришивается к парусу под военно-морским флагом.
ШЛЮПБАЛКИ — стальные прямые или изогнутые балки с талями, укрепленные у бортов судна. Служат для подъема с воды и спуска шлюпок.
***