Фабульная основа оперетты «Граф Люксембург» однажды уже была использована — в «Богине разума» Иоганна Штрауса (1897). Это история молодых людей, которые по приказу свыше венчаются, не видя друг друга (между ними стоит ширма), и тут же расстаются. Через некоторое время они случайно встречаются, влюбляются друг в друга (не подозревая даже, что они повенчаны), начинаются разные недоразумения, но все кончается к общему благополучию. «Богиня разума» успеха не имела — уж очень в ней была несоответствующая для веселой оперетты обстановка: суровая эпоха Французской революции, трибунал.
Этот же сюжет, перенесенный в современный Париж, в веселые дни карнавала, в сферу художников и артистов, где много веселья, шуток, смеха, дал возможность писать музыку, которая многими ценителями считается вершиной его творчества. Что же касается музыки Штрауса, то она не была забыта, — к ней было написано новое либретто, и в том же 1909 году, что и «Граф Люксембург», эта оперетта под названием «Богатая девушка» была поставлена в венском «Раймундтеатре».
Любопытно, что в оперетте «Граф Люксембург» главным комическим персонажем является старый русский князь. Имя его — Базиль Базилевич, то есть Василий Васильевич. Его невеста, появляющаяся в третьем акте, — комическая старуха графиня Кокозова. В Париже знаменитый комик Галипо, начиная со второго акта, играл князя в русской генеральской форме, с русскими орденами, а за ним по пятам ходили три телохранителя: огромные казаки в папахах и в черкесках
Премьера «Графа Люксембурга» в России состоялась зимой 1909 года в петербургском театре «Зимний Буфф».
***
The plot basis of the operetta "Count Luxembourg" was already used once - in "The Goddess of Reason" by Johann Strauss (1897). This is the story of young people who, by order from above, get married without seeing each other (there is a screen between them), and then immediately part. After some time, they accidentally meet, fall in love with each other (without even suspecting that they are married), various misunderstandings begin, but everything ends for the common good. "The Goddess of Reason" was not a success - it had a very inappropriate setting for a cheerful operetta: the harsh era of the French Revolution, a tribunal.
The same plot, transferred to modern Paris, to the merry days of the carnival, to the sphere of artists and actors, where there is a lot of fun, jokes, laughter, made it possible to write music, which many connoisseurs consider the pinnacle of his work. As for Strauss's music, it was not forgotten - a new libretto was written for it, and in the same 1909 as "Count Luxembourg", this operetta under the name "Rich Girl" was staged at the Vienna "Raimundtheater". It is curious that in the operetta "Count Luxembourg" the main comic character is an old Russian prince. His name is Basil Bazilevich, that is, Vasily Vasilyevich. His bride, who appears in the third act, is the comic old woman Countess Kokozova. In Paris, the famous comedian Galipo, starting from the second act, played the prince in a Russian general's uniform, with Russian orders, and three bodyguards followed him closely: huge Cossacks in papakhas and Circassian coats.
The premiere of "Count Luxembourg" in Russia took place in the winter of 1909 at the St. Petersburg theater "Winter Buff".
***