В ночь на 15 апреля 1912 г. английский пассажирский лайнер "Титаник", совершая свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, в северной части Атлантики столкнулся с айсбергом. На его борту находилось 2207 человек: 1316 пассажиров и 891 член экипажа. Двадцать спасательных шлюпок лайнера были рассчитаны на 1178 мест. "Титаник" пошел ко дну через 2 ч 40 мин после столкновения. Шлюпки отошли от борта полупустые, так как пассажиры, будучи уверенными в непотопляемости лайнера, отказались в них сесть. Когда пароход затонул, на поверхности океана осталось около 1300 человек. 200 погибли с пароходом. Почти все они были в спасательных жилетах. Прошло всего 2 ч, как пароход "Карпатия", приняв сигнал бедствия, уже прибыл на место катастрофы. Его моряки подняли на борт 704 человека, находившихся в спасательных шлюпках. Но ни одного человека из числа оказавшихся в воде спасти не удалось. Число жертв составило 1503 человека. Все они погибли в результате переохлаждения: в ту ночь температура воды в океане была около +1°С, температура воздуха 0°С.
Многолетний опыт мореплавания и анализ катастроф на море позволили специалистам сделать вывод, что одной из причин смерти людей, оказавшихся за бортом, становится переохлаждение организма. Это явление, называемое гипотермией, — результат более или менее продолжительного нахождения человека в холодной среде, что вызывает прогрессирующее понижение температуры тела, сопровождающееся нарушением терморегуляции, сердечной и нервной деятельности.
При определенных условиях оно приводит к смертельному исходу. Человек может просуществовать без пищи недели, без воды — дни, а при переохлаждении — часы и даже минуты. Переохлаждение для потерпевших кораблекрушение нередко оказывалось смертельным, даже если они не находились в воде, а просто были подвержены действию холода. Например, во время второй мировой войны с торпедированного в Северном море английского авианосца "Глориус" спаслось на открытых деревянных плотах 400 человек. Через двое с половиной суток в живых остались лишь 36.
Установлено, что понижение температуры тела человека до 35°С является критическим пределом, при котором могут возникнуть серьезные изменения жизнедеятельности организма, при 34°С начинается нарушение деятельности головного мозга, при 33°С — резкое сокращение частоты ударов сердца, при 30°С наступает аритмия сердца, пропадает сознание. При дальнейшем охлаждении до 28°С происходит необратимое нарушение работы сердца — фибрилляция миокарда. Снижение температуры тела до 24°С неизбежно вызывает смертельный исход.
Предельное время пребывания человека в холодной воде зависит от ее температуры и определяется скоростью охлаждения организма. Медики подсчитали, что охлаждение тела человека до критического предела в воде температурой 0°С наступает всего за 10 минут. Большое значение при этом имеет физическое состояние человека, его индивидуальная устойчивость к низким температурам. На скорости охлаждения сказываются также теплозащитные свойства одежды, толщина подкожно-жирового слоя, возраст, пол и само поведение человека в воде. Известно, что даже в тропиках, где температура океанской воды относительно высока, время пребывания в ней человека ограниченно, поскольку температура воды все-таки ниже температуры тела. В результате организм непрерывно теряет тепло и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможна жизнедеятельность организма.
При температуре воды 35°С теплоощущения находящихся в ней людей являются комфортными и время пребывания не ограничено. В воде температурой ниже +20°С быстро развиваются явления общего охлаждения. Даже в защитной одежде трудно находиться в течение получаса в воде, температура которой ниже +10°С. Так, после гибели от пожара греческого лайнера "Лакония" в декабре 1963 г. в сравнительно теплых водах (18°С) у острова Мадейра спасатели через 3 ч обнаружили 113 мертвых тел с явными признаками переохлаждения. На погибших имелись спасательные жилеты, но не было защитной одежды для предотвращения переохлаждения организма в воде. Предполагали, что многие сбросили с себя верхнюю одежду для облегчения плавания.
Природа наделила человека системой автоматического поддержания внутренней температуры около 37°С. Однако если человек находится в воде без защитной одежды, эта система не в состоянии компенсировать потери тепла в окружающую среду за счет внутренних физиологических резервов. Опытные моряки хорошо знают, что даже мокрая одежда замедляет теплопотери организма; температура под одеждой всегда на 4-5°С выше температуры окружающей воды.
При температуре воды 0°С максимальное время пребывания в ней человека без риска переохладить организм составляет 15 мин. Однако смерть настигает человека, внезапно оказавшегося в ледяной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение. Причиной ее может быть так называемый "холодовой шок", развивающийся нередко в первые 5 мин после погружения в воду, или нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением Холодовых рецепторов кожи. Известны случаи смерти профессиональных пловцов при быстром погружении в холодную воду из-за бурной реакции организма на внезапную смену внешней обстановки.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что при температуре воды 24°С время безопасного пребывания измеряется всего 7-9 часами, а при 5-15°С оно уменьшается вдвое. Но из правил бывают исключения.
Контр-адмирал Стенли Майлс в своем докладе "Кораблекрушения и спасение", опубликованном в "Трудах Королевского общества в Эдинбурге" в 1972 г., сообщает: "В 1970 году один случай привлек к себе внимание ученых. Пассажир трансатлантического лайнера после крепкой попойки в баре упал за борт. Прошло 12 часов после того, как его спохватились. Лайнер лег на обратный курс, нашел его и взял живым на борт. Пассажир оказался хорошим пловцом, а температура воды в Атлантике в тот день была около 20°С. Этот человек избежал переохлаждения — гипотермия не страшна, если температура воды не ниже +20°С. Но если бы температура воды была выше 20°С, он наверняка оказался бы жертвой акул. Акулы, как известно, не нападают на человека, если температура ниже этой цифры".
Проведенное английскими медиками исследование показало, что во время второй мировой войны было зафиксировано немало случаев, когда людей удавалось вернуть к жизни после часового пребывания в воде, температура которой была ниже 0°С, и после полуторачасового нахождения е воде температурой 1 — 3°С. Из 40 человек, выловленных через час из воды температурой +1,7°С, девять умерло на борту спасательного судна. Один моряк смог продержаться в течение 20 мин в воде температурой 1,7 — 3°С. Шесть человек 30 мин пробыли в воде, температура которой не превышала 5°С, и остались живы. Двое моряков провели в такой же воде полтора часа и остались живы. Семнадцать моряков провели 30-45 мин в воде температурой 7°С. В воде температурой на градус выше двое моряков пробыли 2 ч. Один из них скончался в шлюпке. И, наконец, как утверждают английские медики, один британский моряк остался жив после того, как проплавал в воде температурой 8°С 12 ч.
Многие случаи удивительного спасения людей после пребывания в ледяной воде, когда, казалось бы, им угрожала неминуемая гибель, имеются и в отечественных хрониках мореплавания. В 1965 г. 19 января в юго-восточной части Берингова моря перевернулись от обледенения и затонули четыре советских траулера ("Севск", "Себеж", "Нахичевань", "Бокситогорск") и шесть японских. Это произошло ранним утром в 100 милях от острова Св. Матвея и в 60 милях от острова Св. Павла при ветре ураганной силы и при температуре воздуха -21°С, когда вода была на точке замерзания.
Тралмастер Анатолий Охрименко с последнего траулера оказался единственным, кому удалось спастись. Вот что он рассказал: "Еще 18 января мы ловили рыбу. Скалывали лед, выходя на палубу повахтенно. Машина работала на малых оборотах, держались носом на волну. Вечером вошли в лед. К утру 18 января ветер усилился, лед разметало, а потом нас вынесло на чистую воду.
Порывы урагана были настолько сильны, что нас клонило на борт не столько волной, сколько ветром. Но судно держалось против зыби, хорошо слушаясь руля. На вахте стоял второй помощник капитана Александр Огарь, очень опытный, хороший штурман. Без пятнадцати восемь утра мы впятером забежали в кают-компанию попить чаю. Только я налил стакан, как страшный удар обрушился на левый борт. Мы еле удержались на ногах. Вторая волна ударила еще сильнее. Корпус корабля застонал, заскрипел. Крен увеличился. Мы бросились в коридор. С огромным трудом открыли бортовую дверь, выскочили на палубу, стало ясно: корабль уже нельзя спасти. Крен достиг 80 градусов, мачты почти касались воды. Больше "Бокситогорск" не поднялся.
Вместе с матросом Николаем Козеллом выбрался на фальшборт опрокинутого судна. В тот же миг послышался треск и грохот. Судно опрокинулось килем вверх. С трудом выбрался на днище. Винт еще крутился. Пришел в себя, когда траулер перевернулся, но был еще на плаву. Я лежал на днище, ухватившись за киль. Рядом увидел Николая Козелла. Потом из воды где-то около фок-мачты вынырнули еще двое — кок Николай Хусанов и матрос Евгений Булычев. Они не могли подплыть к судну, потому что работал винт, и отчаянно барахтались в ледяной воде.
Два раза волна накрывала меня, на третий смыла с днища. Когда осмотрелся немного, вокруг никого не было. Только слышал, как кто-то кричал. Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. С трудом сбросил один сапог, стало легче. Натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться на нее не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало. Кое-как уцепился за нее, так и держался. Руки не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя, он шел в мою сторону. От сильного мороза вода парила, судно терялось из вида. Как потом я узнал, к нам на помощь шел сахалинский траулер "Уруп".
Случай с Анатолием Охрименко, который смог продержаться несколько часов в ледяной воде, при 10-балльном шторме, при морозе -21°С, считается уникальным в истории морских катастроф.
Как себя вести, оказавшись в холодной воде: стараться сохранить неподвижность или согреваться активными плавательными движениями? Основываясь на экспериментальных данных, некоторые ученые считают, что активные движения могут в течение определенного времени компенсировать теплопотери за счет усиления теплопродукции.
Опыт показывает, что при катастрофах потерпевшие, находящиеся на поверхности воды и судорожно сжимающие какие-либо плавающие предметы, не делая при этом движений, погибают раньше.
Некоторые же специалисты полагают обратное: активные плавательные движения значительно быстрее истощают тепловые резервы организма, а следовательно, сокращают время безопасного пребывания в холодной воде. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка, например плавание при сильном волнении моря, ускоряет развитие тяжелого общего переохлаждения, так как выполнение физической работы приводит к увеличению кровоснабжения работающих мышц и снижению тем самым теплоизоляционных свойств так называемой оболочки тела. А это ведет к увеличению теплоотдачи.
Существуют некоторые правила, выполнение которых, как считают специалисты, может несколько замедлить наступление гипотермии и увеличить срок безопасного пребывания в холодной воде. Даже в самых трудных условиях нельзя предаваться чувству страха и смятения: нужно бороться за жизнь и верить в спасение. Психические расстройства, нередко наблюдаемые у людей во время кораблекрушений, способствуют гипотермии, поскольку человек в состоянии страха или депрессии становится безучастным к своей судьбе, не предпринимает попыток к самосогреванию и, следовательно, к спасению. Прежде всего следует придать телу вертикальное положение, поджать колени к животу, а руки к туловищу вдоль боков и груди. Это очень важно для сохранения тепла в области грудной клетки и участков тела с наименьшей подкожно-жировой клетчаткой. Голову следует держать как можно выше над водой, так как около 50-75 % всех теплопотерь организма приходится на ее долю. Попав в холодную воду, спешить плыть к берегу, спасательной шлюпке или плоту следует лишь в том случае, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 30-40 мин. Установлено, что при температуре воды около 10°С человек в спасательном жилете может проплыть до наступления гипотермии не более 1500 м.
Для мореплавателей риск оказаться за бортом судна остается объективной реальностью. В истории морского и рыбопромыслового флота имеется немало тому примеров. Хотелось бы привести один случай, который, по нашему мнению, уникален и достоин внимания.
Летом 1977 г. мир облетела весть о невероятном спасении в океане молодого английского моряка. Это произошло в море Сулавеси к востоку от острова Калимантан.
Английский танкер "Шефрон фелай", совершая свой очередной 35-суточный переход из Персидского залива в Сан-Франциско, вошел в Макасарскии пролив и направился в сторону моря Сулавеси. 19-летний матрос Кейт Уотсон из Абердина проснулся перед рассветом и решил подышать свежим воздухом. Опершись на поручень, он внезапно поскользнулся на палубе, ударился головой и потерял сознание. С палубы его смыла обрушившаяся на танкер большая волна. Через мгновение он обнаружил, что находится за бортом. Гакабортный огонь уходящего судна был уже далеко.
Кейт снял с себя рабочий комбинезон и башмаки. Наступил рассвет, моряк увидел на горизонте горы, над которыми нависли тучи. В этот момент, как он потом рассказывал, ему вдруг вспомнилась старинная поговорка: «Не было еще на свете собаки или кошки, которые, завидя берег, не смогли бы доплыть до него». Он решил попытаться доплыть до берега. Кейт плыл целый день, но земля, казалось, нисколько не приближалась. Вскоре ему попалось большое плавающее бревно, сильно обросшее кораллами. Моряк понимал, что если он попытается залезть на бревно, то наверняка обрежется о кораллы. Он знал, что это место кишит акулами и в случае пореза кровь наверняка привлечет их внимание. Поэтому он оставил бревно.
Наступила ночь, Кейт продолжал плыть. В течение следующего дня он получил сильные солнечные ожоги лица, что причиняло ему тяжелые страдания. Стемнело, он увидел на берегу огни, это придало ему силы, к тому же он получил надежный ориентир. Но силы покидали его. То и дело он впадал в беспамятство. Ему то мерещился шоколадный торт с замороженными дольками апельсина, то еще что-то. Плыть становилось все труднее, приходилось часто отдыхать на спине.
Наступил третий день. (К этому времени он проплыл уже 25 миль). К концу дня Кейт вылез на коралловый берег и упал в полном изнеможении. Но на этом его мучения не кончились: он оказался на пустынном берегу. Ему предстоял нелегкий путь вдоль берега пешком и вплавь, чтобы обогнуть скалы.
Наконец он встретил рыбаков, которые привели его в свое жилище. Там его накормили и оказали посильную медицинскую помощь. Рыбацкое поселение находилось вдали от центра. Местные власти отнеслись к его рассказу с недоверием. В их сознании не укладывалось, как этот полуголый человек, без паспорта и денег явился к ним из моря. Власти не могли поверить, что Кейт вплавь добрался до берега от места, где проходила трасса океанских судов. Молодого англичанина отпустили лишь через несколько недель, после того как было опубликовано интервью, которое он дал корреспонденту газеты "Дейли Мэйл".
Впервые проблемой гипотермии специалисты серьезно занялись в 1958 г., когда была учреждена Международная морская консультативная организация, которая в числе прочих вопросов занялась разработкой международных норм безопасности судоходства.
В связи с подготовкой проекта новой главы III "Спасательные средства" для Международной конвенции по охране человеческой жизни на море при разработке комплекса требований к спасательной системе судна за основу принимается необходимость предотвращения гипотермии.
В перечне мер по предотвращению переохлаждения людей при авариях на море имеются рекомендации об обязательном обучении моряков технике самоспасания в случае угрозы переохлаждения и способам оказания первой медицинской помощи при гипотермии, а также требование об обеспечении всех судов инструкциями, руководствами и специальной литературой по вопросам выживаемости терпящих бедствие на море.
Л. Скрягин «Человек за бортом»
***