Электродвигатели СД-54 и им подобные были широко распространены в Советском союзе, их выпускали массово, в различных вариантах с различными характеристиками. Некоторые модели выпускаются и по сей день. Эти двигатели выпускались на многих советских заводах, а вот данный СД-54, изготовленный в 1981 году имеет на шильдике неизвестный мне логотип... и его производитель остался неизвестен (если вы обладаете информацией по этому логотипу, напишите, хотя бы в комментариях к статье).
Данный двигатель применялся, вероятно, в каких-то приборах, или на каких-то поточных линиях...
Внешне, это качественно сделанный продукт - образец точного машиностроения. Алюминиевый корпус окрашен в светло-серый цвет (вернее светло-зеленый). Корпус герметичный. На оси двигателя шестерня. Корпус стянут винтами с гайками, одна гайка имеет навесную пломбу. В корпус ввинчены две трубки для смазки. Трубки зафиксированы контргайками, а на внешние отверстия накручены пластмассовые заглушки.
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Сбоку на корпус двумя винтиками прикручена этикетка, бирка или правильнее шильдик электродвигателя. На ней: уже упоминавшийся логотип неизвестного завода, далее название - синхронный двигатель с редуктором типа СД-54. Данные по питанию - 127V 0.12A 50Hz. Еще технические данные: 2,24 об/мин. Редукция 1/670. № Е6 8116426
Контактная колодка - прямоугольник из крепкой пластмассы, притянут к корпусу четырьмя винтами через прокладку. Четыре контактные площадки с винтами, пронумерованы.
Приступаем к разборке двигателя СД-54. Выкручиваем четыре болтика и снимаем верхнюю крышку, она тоже имеет герметизирующую прокладку. Внутри видим шестерни редуктора - шестерни, кстати, штампованные, но зубья отшлифованы... Они сажаются на стальные оси, которые впрессованы в верхнюю крышку, а в шестерни впрессованы латунные цилиндры...
Продолжаем разборку. Убрав все, вынимаем алюминиевый фланец, в который через подшипники вставлен ротор двигателя.
Внутри алюминиевого корпуса остается статор с обмотками, он очень плотно впрессован и вытащить его очень сложно - вероятно это и не предусмотрено. Так что перемотать двигатель, в случае его сгорания, будет более чем проблематично. Впрочем, эти двигатели заслужили репутацию очень надежных и долговечных, разумеется, при грамотном их использовании.
Кратко о характеристиках этого двигателя СД-54:
Передаточное отношение - 1/670
Номинальное напряжение питания - 127В
Частота питающего напряжения - 50Гц±1Гц
Номинальная полезная мощность на валу ротора - 0,7 Вт
Частота вращения выходного вала редуктора - 2,24 об/мин
Пусковой момент - 0,117Н•м
Ток холостого хода - не более 0,1А
Режим работы - продолжительный
Самоход электродвигателя - не более одного оборота выходного вала
Содержание цветных металлов: алюминий 0.32 кг, медь - 0,11 кг
Рабочее положение - горизонтальное
Паспортный ресурс - более 18000 часов
Климатическое исполнение - УХЛ категории 4 по ГОСТ 15150-69
Габариты - 96х103х114мм;
Вес нетто - 1 кг
Схема включения двигателя СД-54
Судя по окраске - этот двигатель предназначался к военной приемке... Что конечно не означало, что он сразу с "какой-то ракеты"...
* Description and dismantling of the synchronous motor with gear SD-54 manufactured in the Soviet Union in 1981, in the Soviet Union for military purposes
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru
2015 г.
***