Все разновидности уголовных дел о многоэпизодных преступлениях можно разделить на два вида: дела о многоэпизодных преступлениях, совершенных небольшой организованной группой лиц, в течение значительного промежутка времени (от нескольких месяцев до нескольких лет), дела о преступлениях, совершенных большим количеством лиц или несколькими группами, в короткий период времени (от одного дня до нескольких дней) на сравнительно ограниченной территории или местности.
Понятно, что по такой категории дел необходимо допрашивать десятки и сотни людей (как очевидцев, так и потерпевших), проводить десятки, а порой и сотни осмотров мест происшествий, обысков, осмотров изъятых предметов и вещественных доказательств, назначать огромное количество различных экспертиз.
Вполне естественно, что в данном случае, для проведения расследования по указанной категории дел образуется, как правило, следственно-оперативная бригада, т.е. требуется совсем иная форма организационной работы. Следует сразу же оговориться, что термин "следственная бригада" взят из сложившейся следственной практики, т.к. в законе употребляется выражение: "поручение расследования дела нескольким следователям" (ст. 129 УПК). В то же время наименование "следственная бригада" используется авторами"Комментария к УПК РСФСР" и другими исследователями данной проблемы.
По характеру дела, сложности и объема предстоящей работы, концентрации совершенных преступлений следственные бригады могут быть разделены на несколько видов, а именно:
- супербригады и бригады большого состава;
- бригады среднего состава;
- бригады малого состава (следственная группа).
Опыт расследования уголовных дел бригадами следователей показал, что супербригады (т.е. бригады очень большого состава и сложной структуры) формируются при расследовании масштабных преступлений большой общественной значимости, охватывающих комплекс достаточно автономных направлений преступной деятельности с большим количеством эпизодов и виновных лиц. Соответственно сложной является и структура таких бригад. Данные бригады состоят из следственных групп, а последние делятся на следственные подгруппы, т.е. налицо четырехзвеньевая структура (руководитель бригады - руководитель группы - руководитель подгруппы - следователь).
Большие следственные бригады создаются в целях расследования крупных и сложных дел, включающих несколько меньшее число обособленных направлений расследования по сравнению с супербригадами, но также со значительным количеством эпизодов и числом обвиняемых по этим направлениям. Данные бригады состоят из групп следователей, осуществляющих расследование по каждому из имеющихся направлений и структурно являются трехзвенными (руководитель бригады - руководитель группы - следователь).
Кроме этого, как показала практика, супербригады и большие следственные бригады по своему составу являются смешанными или межведомственными.
Следственные формирования, относимые к бригадам среднего состава, образуются по делам, возбужденным в связи с совершением многоэпизодных относительно однородных преступлений со сложной фабулой. Для таких бригад характерно разделение их состава на мелкие группы, состоящие из 3-4 следователей, которым поручается отработка нескольких эпизодов из числа расследуемых. По структуре эти бригады являются двух или трехзвенными, а по составу однородной или смешанной, объединяющей следователей не более двух ведомств.
Что касается следственных бригад малого состава, то формируют их, как правило, по уголовных делам с небольшим количеством эпизодов, а иногда состоящим из одного преступления, но сложных по раскрытию и расследованию, требующих выполнения значительного объема следственной работы.
На отдельные подгруппы или группы такие бригады не разделяются. За каждым следователем группы закрепляется один из эпизодов преступлений, либо один из обвиняемых. Структура малых бригад двухзвенная, а по своему составу они однородны, т.е. состоят из следователей одного ведомства.
Следует также отметить, что необходимость организации следственных бригад со значительным числом следователей обычно возникает только на первоначальном этапе расследования и по мере завершения работы, в связи с которой следователи были включены в состав бригады. Затем число ее членов уменьшают до количества, достаточного для осуществления дальнейшего расследования, и бригада может сократиться до уровня малого состава.
В то же время, по другим категориям дел, в частности о хищениях, в большие группы следователей при необходимости включают уже работающие группы следователей, или бригады малого состава, для проведения разовых крупномасштабных мероприятий. Подобные мероприятия характерны для ситуаций, сопряженных с необходимостью одновременного производства однородных следственных действий (одновременное производство выемок документов или обысков у подозреваемых лиц).
Процесс создания следственной бригады начинается с мотивированного постановления прокурора или начальника следственного управления (отдела) органов внутренних дел или безопасности, составленному в соответствии с требованиями ст.129 УПК. В данном постановлении обязательно указывается, кто из следователей должен принять дело к своему производству и стать руководителем бригады, а также перечисляется весь состав других членов бригады. Если в состав бригады включаются следователи других ведомств, их персональный состав предварительно согласовывается с руководителями следственных органов этих ведомств.
Постановление о расследовании бригадой следователей объявляется под роспись всем обвиняемым по данному уголовному делу. В дальнейшем, при вынесении постановлений о дополнении состава следственной бригады, либо исключении из ее состава следователей (постановление о дополнении и изменении состава следственной бригады) оно также объявляется всем обвиняемым.
Ответственность за расследование преступления возлагается на следователя, принявшего дело к своему производству, т.е. на руководителя бригады. В супербригадах и бригадах большого состава, имеющих самостоятельные структурные образования - штабы следственные и функциональные группы обеспечения, часть функций по руководству деятельностью бригад ложится и на руководителей этих групп и подгрупп. Распределение функциональных обязанностей закрепляется составлением соответствующего распоряжения.
В этих случаях за руководителем бригады сохраняется общее руководство ее деятельностью: утверждение общего плана расследования, определение внутренней структуры организационного построения, составление и редактирование наиболее важных следственных документов / постановлений о привлечении в качестве обвиняемых, обвинительного заключения/. Все вопросы, процессуального характера, возникающие в процессе деятельности членов бригады, разрешаются вначале на уровне руководителей подгрупп, затем руководителей групп. В случае же разногласий вопрос выносится на рассмотрение руководителя бригады.
Каждый следователь - член бригады в пределах своей компетенции обладает самостоятельностью. От своего имени, в качестве члена следственной группы того следственного органа, которым сформирована бригада, он организует и проводит следственные действия, составляет об этом процессуальные документы. Понятно, что и руководители следственных подгрупп и групп вправе произвести самостоятельно любое следственное действие. Это же право принадлежит и руководителю следственной бригады, однако на практике оно используется им лишь в исключительных случаях.
Вполне понятно, что руководитель супербригады или большой следственной бригады должен иметь не только опыт расследования преступлений определенного вида, но и опыт руководства коллективом следователей. От руководителя бригады требуется не только высокий профессионализм, но и специфические психологические качества - умение общаться с людьми, устанавливать с ними психологический контакт, увлекать их поставленными задачами и проблемами, быстро завоевывать авторитет, создавать в коллективе творческую деловую атмосферу, предотвращать конфликты.
Как бы хорошо профессионально и психологически ни был подготовлен следователь для роли руководителя следственной бригады (средней, большой и супербригады) успешно осуществлять руководство ее деятельностью самостоятельно невозможно, так как в процессе ее работы постоянно возникают десятки вопросов кадрового, технического, информационного, материального, бытового характера. Оперативно разрешать комплекс этих вопросов и одновременно контролировать и направлять ход расследования невозможно.
В связи с этим, в составе средних бригад (от 30 до 60 чел.), больших (от 60 до 120 чел.) и супербригадах (от 120 до 300 чел.) образуются штабные подразделения для обеспечения организационной деятельности следственных бригад.
Количественный состав штабных подразделений зависит как от сложности и объема расследуемых преступлений, так и от численности самой следственной бригады. Оптимальный состав штаба бригады - 5-6 человек (без учета технических работников).
Начальник штаба назначается либо распоряжением прокурора или начальника следственного управления (отдела), либо распоряжением руководителя следственной бригады. Начальник штаба осуществляет общее руководство работой штаба, вносит предложения руководителю следственной бригады по координации деятельности отдельных следственных групп, по изменению внутренней структуры организации расследования, руководит работой по сбору следственной информации, ведет наблюдательное производство по делу, готовит аналитические данные о результатах расследования, рассматривает поступающие в штаб материалы, жалобы и заявления граждан, осуществляет контроль за кадровым обеспечением деятельности бригады.
Заместитель начальника штаба осуществляет оперативный учет личного состава следственной бригады, контроль за перемещением следователей из группы в группу, размещением прикомандированных следователей в гостинице, нахождением следователей в командировках и в краткосрочных отпусках, осуществлении их замены. Заместитель начальника штаба вносит предложения об улучшении организации рабочих мест и бытовых условий по месту жительства следователей.
Один из помощников начальника штаба занимается оперативным учетом эпизодов совершенных преступлений, контролирует поступление данных об этих эпизодах из следственных групп и внесении сведений о них в ЭВМ, составляет сводные сведения о движении взятых на учет эпизодов преступлений и их раскрытии.
Другой помощник начальника штаба ведет статистический учет лиц, допрошенных по делу в качестве свидетелей всеми составами следственных групп, периодически вводит эти данные в компьютер и получает сводные сведения. Кроме этого он же ведет учет обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, контролирует работу с ними в следственных изоляторах, следит за сроками предварительного следствия и содержания под стражей обвиняемых, готовит проекты постановлений о продлении этих сроков.
Третий помощник начальника штаба занимается разрешением вопросов транспортного обеспечения работы следственных групп, обеспечения следователей оргтехникой, бумагой, процессуальными бланками, сейфами. Он же контролирует работу водительского состава.
В некоторых случаях на четвертого помощника начальника штаба могут быть возложены вопросы осуществления контроля за движением и хранением вещественных доказательств и других материальных ценностей, а также наград, изъятых при выполнении следственных действий. На него же могут быть возложены вопросы осуществления режима секретности по работе с изъятыми секретными документами.
В отдельных случаях на заместителя начальника штаба по работе с личным составом могут быть возложены вопросы осуществления пропускного режима в места дислокации рабочих мест следователей, а также вопросы осуществления охраны и личной безопасности членов следственной бригады.
Штабу следственной бригады придаются технические работники в составе канцелярии или секретариата, машбюро и компьютерной группы /компьютерного центра/, работой которых руководит начальник штаба, либо его заместитель. Иногда в составе штаба образуются аналитические группы, работой которых руководили старшие помощники начальника штаба.
В сложных ситуациях расследования именно правильной организацией работы следственных бригад в основном определяется успех их деятельности.
А.И. Кондратов, заместитель начальника отдела ГУОП МВД России
PRETICH.ru
***