|
«Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Мокеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка «С-56»...»
Газета «Правда» от 7/Х11 1972 года
|
Спуск корабля на воду с давних пор освящен многими ритуалами и традициями. Рождение «С-56» ими не отмечено: почти готовую подводную лодку, собранную в короткий срок на одном из заводов, погрузили на железнодорожную платформу и отправили на Дальний Восток. Здесь на палубу «эски» поднялся ее первый командир — 27-летний капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Здесь же комплектовалась команда.
Осенью 1941 года «С-56» вышла в море — представители флота и судостроители приступили к ее испытаниям. Они прошли успешно, и 31 октября 1941 года под звуки «Интернационала» на «С-56» был поднят военно-морской флаг Союза ССР. Новый подводный корабль вступил в строй.
Прошел год. Экипаж осваивал лодку, проверял оружие, отрабатывал учебные задачи. Учения проводились в условиях, приближенных к боевым — с декабря 1941 года, после того как Япония напала на Пирл-Харбор, Тихий океан также стал театром военных действий.
Но «С-56» не суждено было принять в них участие. По приказу Государственного комитета обороны, решившего усилить действующий Северный флот новыми кораблями, нескольким подводным лодкам, и в том числе «С-56», предстояло перейти из Владивостока в Баренцево море южным путем — через Тихий, Атлантический и часть Северного Ледовитого океана.
Сжатые сроки затрудняли подготовку кораблей. Но экипажи, работая по 16—18 часов в сутки, выполнили намеченную программу, и 6 октября 1942 года лодки покинули бухту Золотой Рог.
В первые же дни выяснилось, что поход будет чрезвычайно тяжелым. Уже в Японском море «С-56» едва не столкнулась с затемненным японским кораблем, а в Охотском — попала в жесточайший шторм. Пятнадцатиметровые волны, как горы, обрушивались на корабль. Вода попала в снарядный погреб, вывела из строя некоторые электроприборы, нарушила работу вала двигателя. Лишь самоотверженные действия мичмана Елина и главного старшины Рыбакова обеспечили «С-56» самостоятельный ход и выручили лодку из трудного положения. Исправив повреждения в Петропавловске-Камчатском, «С-56» продолжала свой путь. При переходе из американской базы Датч-Харбор в проливе Акутан едва не случилась новая беда: какой-то тяжелый предмет с силой ударил в корпус в районе центрального поста. Глубина в этом месте достигала 100 м, поэтому столкновение с подводной скалой исключалось. Тогда что же? Позже, в английском порту Росайт, «С-56» поставили в док. При осмотре в днище обнаружили пробоину и осколки металла. Торпеда? Но немецких подлодок в районе пролива Акутан не было, американцы являлись нашими союзниками. Странное происшествие так и осталось загадкой.
Из Сан-Франциско «С-56» направилась в Панамский канал. Теперь советские моряки находились в тропиках, и это создавало свои неудобства: забортная вода достигала температуры 35°, разогревая внутренние помещения лодки до 50°. Появилась опасность самовозгорания и взрыва боеприпасов. И здесь проявилась самоотверженность и находчивость экипажа. Была ограничена выдача холодной воды команде, большую часть ее выделили на охлаждение боевого погреба.
18 ноября «С-56» подверглась уже прямому нападению, но сигнальщики вовремя заметили след торпеды, несущейся прямо в борт. Команда, резкий поворот — и торпеда прошла в 50 м от лодки. Миновав Панамский канал, «С-56» оказалась в Карибском море. Здесь лодки разделились, и «С-56» самостоятельно пошла сначала в Канаду, а затем — через Атлантику — в Англию. И на этом переходе экипаж лодки показал отличную выучку. В последний день 1942 года, когда лодка шла на глубине 65 м, на ее пути оказалось чье-то затопленное судно. Командиру «С-56» пришлось применить все свое умение, чтобы освободить лодку из неожиданной ловушки.
28 февраля 1943 года лодка пришла в Полярный, оставив за кормой почти 17 тысяч миль. И сразу же начались боевые походы. Лодка патрулировала у берегов Норвегии, высаживала разведчиков, топила корабли и транспорты противника. В одном из походов Г. И. Щедрин обнаружил немецкий конвой из пяти транспортов, охраняемый эсминцем и тремя сторожевиками. Совершив искусный маневр, командир «С-56» вывел лодку на позицию залпа. Толчок — торпеды пошли в цель. На мгновение подняв перископ, командир «С-56» увидел разломанный пополам, тонущий транспорт.
Другой поход — и снова успех. Растет боевой счет подводников. В шторм и туман, ночью и днем «С-56» находится на боевых позициях. Красные звезды — знаки боевых удач — украшают рубку подводного корабля. Вскоре «С-56» становится Краснознаменной.
И наконец высшая награда — гвардейский военно-морской флаг — венчает дела прославленного экипажа. Героем Советского Союза становится командир «С-56» капитан II ранга Г. И. Щедрин.
Закончилась война. Большая часть команды «С-56» вернулась к мирному труду, уехал к новому месту службы ее командир, а лодка осталась на Севере и длительное время находилась там — до того дня, когда был получен приказ: вернуться на дальневосточные рубежи через покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана.
И этот поход окончился успешно.
Шли годы и, наконец, для «С-56» настал срок уступить своё место новым кораблям. Но в память о боевых делах стальному ветерану выпала высшая честь – навечно остаться в строю. В ноябре 1972 года мощный кран поднял «С-56» из воды и опустил на специальную платформу, которая отвезла лодку к пьедесталу. «С-56» стала кораблем-памятником.
Чертеж подводной лодки С-56
PRETICH.ru
***