В «Броненосце «Потемкин» Эйзенштейн не прослеживает судьбы отдельных людей, герой фильма — революционная масса. Это был возможный, но, разумеется, не единственный способ подхода к теме революции. Подобная масштабность, эпичность вообще была свойственна литературе и искусству первых лет Советской власти — вспомним хотя бы «Железный поток» А. Серафимовича, где индивидуальные образы так же едва намечены, а центральным героем стал народ, «поток».
Режиссер В. Пудовкин на съемке
Иначе трактовал революционную тему Всеволод Илларионович Пудовкин. Он пришел в кино сложившимся человеком: имел инженерное образование, был на фронте первой мировой войны, в плену, имел опыт трудовой деятельности. Кинематографические знания он получил в мастерской Кулешова.
В своих трех знаменитых фильмах — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928) Пудовкин показал революционную эпоху, раскрыл ее пафос через конкретные судьбы людей в революции.
Фильм «Мать» представлял собой экранизацию одноименного романа М. Горького, правда, создатели картины не придерживались строго фабулы первоисточника; и, хотя центральным персонажем по-прежнему остается Ниловна, простая русская женщина, душой и сердцем почувствовавшая правоту дела сына и его друзей, большевиков-подпольщиков, финал ленты иной: на демонстрации она принимает из рук убитого знаменосца красный флаг, ведет за собой массы.
«Мать» режиссера В. Пудовкина
Пудовкин применял в кино принципы актерской системы Станиславского. Подобно Протазанову, Пудовкина можно назвать «актерским режиссером». Но не только и не столько этим определялись высочайшие художественные достоинства его произведений. Пудовкин создавал такой кинематограф, в котором возможности актеров и мастерство режиссера, оператора и художника дополняют друг друга, органично сливаются в одно целое. Вот тому лишь один пример.
...Павел (в его роли выступил талантливый актер МХАТа Н. Баталов) бежит из тюрьмы весной, в пору ледохода. Физически ощутима радость героя от обретенной свободы, и радость эта разрядом отдается в зрительском сердце. Это ощущение эмоционально усиливают кадры ледохода. Монтируя планы побега, ледохода и рабочей демонстрации, режиссер получает классическую метафору: ледоход — это образ революции, ее неудержимого движения...
«Конец Санкт-Петербурга». Реж. В. Пудовкин
Сюжет «Конца Санкт-Петербурга» — это судьба деревенского парня, которого нужда гонит в город. Парень поступает на завод и по темноте, неопытности выдает своего земляка, старого рабочего, и его товарищей, готовивших забастовку. Начинается война, и парень одевает солдатскую шинель. Жизнь учит его уму-разуму, классовой солидарности. В конце фильма парень — в ряду бойцов, штурмующих Зимний дворец.
Как видим, здесь в центре внимания авторов — снова индивидуальная судьба. Правда, в фильме много событий и слишком большой временной период он охватывает, поэтому режиссерская работа здесь заметнее актерской. Но в другом своем фильме, «Потомке Чингис-хана», Пудовкин снова, как и в «Матери», стремится создать индивидуализированные и психологически сложные образы.
«Потомок Чингис-хана». Реж. В. Пудовкин
События картины происходят в Монголии. Интервенты, найдя у нищего пастуха Баира древнюю грамоту, объявляют его потомком Чингис-хана и решают сделать подставной фигурой, марионеткой. Баир, присмотревшись к своим хозяевам, понимает, что ему не по пути с ними, и бежит к партизанам. В финале мы видим его во главе красных конников, которые атакуют интервентов. Режиссер монтажом соединяет атаку кавалерии с мощными порывами ветра, от которого сгибаются деревья и несется по земле туча пыли и сора. Атака красных конников — это буря, сметающая все и всех. «Буря над Азией» - под таким названием фильм Пудовкина и шел за границей.
Источник: И. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев «Встречи с X музой».
Москва. «Просвещение». 1981
PRETICH.ru
***