«Одна и та же фраза, произнесенная разными людьми в различных обстоятельствах, всегда приобретает новые, интонации, и лишь правда декламации может сделать из музыки искусство, опирающееся на законы природы» — так писал в своих «Очерках о музыке» Андре Гретри, выдающийся мастер оперного искусства XVIII века. Сейчас нам кажется в высшей степени странным, что столь разумное и бесспорное суждение в те далекие времена нужно было доказывать, бороться за него, отстаивать. И все же так было.
«...Речевые интонации могут быть скопированы звуками гаммы, — утверждал Гретри, но тут же останавливался, предвидя возражения, — однако мне известно, что многие отнесутся презрительно к моим доказательствам, — и подбадривал себя, — но это меня не опечалит, если я и опечалюсь, то лишь жалея их...
Один литератор, слышавший мои рассуждения о возможности йотировать все речевые интонации и отрицавший ее, улыбаясь, попросил меня принять его, чтобы по существу поговорить на эту тему.
Входя в мой кабинет, он поклонился и сказал слегка покровительственным тоном: «Здравствуйте, сударь!»
Я нотирую здесь его интонацию:
Тотчас же я спел ему в том же тоне: до—соль, соль—до, чем убедил его наполовину.
Было бы занятно составить список всех «Здравствуйте, сударь» или «Здравствуйте, мой дорогой», положенных на музыку с правильной интонацией. Сделав это, можно было бы убедиться, в какой мере самолюбие является властным учителем музыки и как меняются интонации, когда человек, занимавший видное место, потом его теряет.
Однако приветствия «Здравствуйте, сударь» мне почти всегда достаточно, чтобы определить высокомерие или простоту человека. Вежливость или притворство служат прикрытием для человека, когда он беседует. Но он не научился еще вполне скрывать свои интонации...»
Андре Эрнест Модест Гретри (1741—1813)
***