Огромный практический опыт выдающегося английского дирижера Генри Вуда, жизненные наблюдения, многолетняя совместная работа с лучшими музыкантами и певцами мира нашли блестящее отражение в его книге «О дирижировании». Приведем некоторые советы маэстро, которые он дает и коллегам, полагая, что они могут оказаться полезными всем, кто связал свою судьбу с музыкой.
КАК СОХРАНИТЬ ТАЛИЮ
Если вы взглянете на фотографии Патти, Мельбы, Женни Линд и подобных им певиц, то обратите внимание на их тонкие талии, ибо эти великие певицы не применяли брюшного дыхания; они обладали тонкими талиями не потому, что следовали требованиям тогдашней моды, в ущерб искусству пения, а скорее наоборот — мода того времени помогала искусству пения. Помните всегда, что пение есть результат усилия дыхания, а не работы голосовых связок! Я убежден, что современные певцы могли бы прибавить несколько звуков к своему диапазону, если бы прибегали к тугому поясу и потратили бы некоторое время на обучение правильному дыханию; они избавились бы тогда от отвратительного блеяния и тремоляции, оскорбляющих слух.
ОПАСНОСТИ ВЕСЕЛЫХ ВЕЧЕРОВ
Заметьте, я никоим образом не являюсь сторонником «сухого закона». Такие удовольствия, как изысканная пища, хорошее вино, хорошая сигара, очень освежают, если применяются в подходящее для этого время. Действительно, я не представляю себе способного исполнителя, не испытывающего потребности в восстановлении сил хорошей пищей и хорошим вином. Но осторожно, мои молодые друзья, — прежде всего здоровье и ваша работа дирижера, а она — взыскательный хозяин, определяющий всю нашу жизнь от «а» до «зэт». Нельзя хорошо работать, особенно дирижировать окрестром, после бурно проведенной ночи. Такая самодисциплина необычайно важна, так как, представ перед 90 или 100 музыкантами, вы должны быть в полном порядке. Может быть, некоторые из них провели накануне «веселый вечерок» и чувствуют себя не совсем свежо и приятно; но дирижер должен быть для них «большим человеком», и взгляд его глаз должен воодушевлять их и помогать даже усталым музыкантам обрести свежее восприятие музыки. Если дирижер не находится в полной форме, когда поднимается к пульту, он не может надеяться слить разнообразные интересы в единое, работоспособное целое, его репетиция не будет вдохновляющей, если не окажется и вовсе бесполезной.
Музыканты быстро замечают, в каком настроении дирижер, и быстро реагируют на вдохновенные требования с его стороны, тогда как издевки и брюзжание, являющиеся результатом «веселого вечерка» накануне, ввергают их в круг серой повседневности, полной мелких забот и огорчений.
РЕШАЙТЕ САМИ!
Музыканты часто просят дирижера на репетициях разрешить их сомнения в той или иной ноте, не является ли опечаткой или опиской диез вместо бемоля; лишняя четверть в таком-то такте и т. п. В этом отношении замечательный случай произошел со мной во время войны 1914—1918 годов, когда я ставил «Эвентир» Дилиуса в симфоническом концерте в «Квинс-холле». Попался сомнительный аккорд в деревянных духовых инструментах и, обратившись к композитору на репетиции, я спросил его, что за нота на второй четверти такого-то такта — соль диез или соль бекар, на что получил его ответ: «Я не знаю, решайте сами». Итак, если дирижер не превосходит оркестровых музыкантов в знаниях, что я считаю чрезвычайно важным, он может попасть в очень неприятное положение и в случае, подобном вышеприведенному, обнаружит трещину в панцире и перед оркестрантами, и перед композитором.
***