Интересно знать...
История вокального искусства сохранила имена певцов, обладавших поистине феноменальной силой голоса. Об одном из таких легендарных певцов рассказал Л. Кассиль в рассказе «Громобой». Когда однажды у парохода испортился гудок, Леонтий Архипкин (так звали певца) с успехом заменил его, «прогудел» по просьбе капитана своим мощным басом, возвестив о приближении парохода. За свой исключительно сильный и красивый голос волжский богатырь Леонтий Архипкин и получил прозвище «Громобой».
Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» говорит о певце Ново-Архангельском, который утром для «пробы голоса» перекликался с дьяконом из соседнего села, расположенного за несколько верст.
Огромное впечатление на К. С. Станиславского произвела сила голоса известного итальянского тенора Таманьо. «Таманьо вышел в костюме Отелло, со своей огромной фигурой могучего сложения и сразу оглушил всесокрушающей нотой. Толпа инстинктивно, как один человек, откинулась назад, словно защищаясь от контузии. Вторая нота — еще сильней, третья, четвертая — еще и еще, и когда, точно огонь из кратера, на слова «му- сульма-а-а-не» вылетела последняя нота, публика на несколько минут потеряла сознание. Мы все вскочили. Знакомые искали друг друга, незнакомые обращались к незнакомым с одним и тем же вопросом: «Вы слышали? Что это такое?»" Оркестр остановился, на сцене смущение. Но вдруг, опомнившись, толпа ринулась к сцене и заревела от восторга, требуя «биса»».
Франческо Таманьо
Любопытную деталь о колоссальной силе голоса Таманьо приводит И. Л. Андроников. Когда Таманьо пел в Большом театре, московские студенты умудрялись слушать его даром — с Петровки, так как «...у этого молодчаги был такой голосина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать специальный корсет чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни оркестра, ни хора, но голос Таманьо проникал через слуховые окна на чердаке».
«Голос мой вырастал до гигантской звучности и разливался так широко и громоподобно, что покрывал оркестр и все другие голоса» — так писал Титта Руффо в автобиографической книге.
Необыкновенной мощностью обладал голос Энрико Карузо.
«Рассказывают, что взяв как-то высокую ноту, Карузо разбил висевшую рядом люстру. Я думаю, что это один из многих анекдотов, сочинявшихся о Карузо» (В. Торторелли). Однако создатели фильма «Великий Карузо» не устояли против искушения и решили поразить воображение зрителей эффектным зрелищем раскачивающейся люстры, якобы пришедшей в движение от невероятной силы голоса певца.
***