Сегодня успешен тот продавец, который быстро оборачивает вложенные деньги. Отсюда сезонные скидки и всевозможные промоушен-акции - это когда ряженые девушки с обещанием больших скидок и подарков зазывают прохожих в магазины. Расчет здесь прост. Ведь нет такого человека, который не любит дармовщину? Особенно на новый год…
За счет этой “любви”, кстати, увеличивают обороты и производители всевозможных напитков, когда гарантируют под крышкой бутылки часы, сумки и автомобили. Людей, как правило, не смущает, что для тех же часов надо выпить столько, что дешевле купить их в магазине. Ну а упиться до машины вообще нереально. Во всяком случае, компании часто умалчивают имена таких счастливчиков. Другие производители увеличивают объемы продаж и за счет новой, улучшенной упаковки. Чаще всего этим грешат самые ходовые продукты - соки, йогурты, молочные коктейли. Однако если сравнить их состав в старой и новой “одежке”, выясняется, что между тем и другим нет никакой разницы. Кроме, естественно, цены. Ну и упаковки, у которой появился чудо-клапан для разлива или “суперудобная” форма.
Впрочем, обманывают нас и продавцы. Причем “по-черному”. После походов по супермаркетам и автосалонам мы выявили самые типичные способы “развода” покупателей.
Этот способ практикуется во многих продовольственных магазинах самообслуживания. Почти просроченный товар стоит в первых рядах, на средних полках (не в самом верху или внизу). Особенно это касается баночной продукции. Тот же зеленый горошек или шпроты, у которых уже срок годности вот-вот истечет (или даже истек), выставлены на прилавке на расстоянии вытянутой руки. Обычно эти продукты покупают либо пожилые люди, либо вечно спешащие граждане. Хорошо, если первые захватили с собой очки, а вторые все же нашли время взглянуть на дату выпуска.
Допустим, вам предлагается сок с ценой из нецелого числа, скажем, 13,29 руб. К нему прикрепляется ценник: “Специальное предложение: 2 за 26,75!” Потребитель даже не замечает, что покупка получается дороже. Этот прием популярен в супермаркетах, обувных магазинах и ресторанах, где предлагают комплексный обед из набора блюд. Если взять калькулятор и посчитать, опт по цене переплюнет розницу.
Излюбленный способ небольших магазинов, расположенных при вокзалах. Продавцы объявляют распродажу и выставляют на прилавок, скажем, обувь с ярлыком, на котором две цены. К примеру, человеку понравились туфли с ценой 3200 рублей. Дороговато, думает он. Переворачивает ярлык, а там, к его изумлению, “нарисованы” уже 1600 рублей. Гражданин спешит за разъяснением к продавцу. Тот объясняет, что обувь снижена на 50%. Покупатель бежит в кассу и уезжает из Москвы счастливый от мысли, что купил вещь в два раза дешевле. Ему невдомек, что эта обувь весь сезон продавалась за 1600 рублей.
Ценники - самое гениальное, а потому, видимо, самое, распространенное орудие “развода” покупателя в больших супермаркетах. Стоимость товара, что выставлена в зале, меньше той, что пробивают на кассе. Этим способом продавцы стимулируют нас на покупки. А расчет здесь на людей, которые затовариваются тележками. Если же покупатель ушлый (к примеру, пришел с калькулятором) и обнаруживает разницу, ему говорят, что просто не успели поменять ценники.
Товар, скажем сумочка, предлагается заведомо дороже, если к нему добавляется копеечный кулон или подвеска. И несмотря на то что рядом лежит точно такая сумка, но гораздо дешевле, люди тем не менее “покупаются”.
Не секрет, что один из самых бойких ныне товаров - автомобили. Конкуренция на авторынке просто грандиозная, и продавцы взяли моду манить покупателя низкой ценой. Скажем, иномарку обещают продать за $10 тыс. Однако перед кассой человека ожидает “сюрпрайс”. Менеджер сообщит, что это цена без поддона в багажник, подкрылков, дефлекторов, чехлов и т.д. За причиндалы придется доплатить. В итоге с комиссионными, налогами, а заодно автостраховкой долгожданная машина стоит уже не $10 тыс., а все $15 тыс.
***