Тренировка пилотов на нестандартные ситуации в полете
Прислано Pretich September 10 2025 08:05:25

Особые случаи в полете

При взлете, на высоте 50-70 м внезапно остановился двигатель вертолета Ми-1. Ни секунды нельзя было медлить — впереди препятствие. Инструктор-летчик Саратовского аэроклуба В. Захаров не растерялся, произвел посадку на режиме самовращения несущего винта, за что был заслуженно поощрен.

В полете, на вертолете Ми-2 сработала сигнализация, показывающая, что в отсеке одного из двигателей — «Пожар». Инструктор-летчик Г. Панин, быстро оценив обстановку, принял решение о посадке. Руководитель полетов действия одобрил. Задание было прервано, посадка произведена на аэродром.

Можно привести много других примеров, когда правильные четкие действия экипажа приводят к благополучному исходу полета в сложившихся трудных условиях. Встречаются, к сожалению, факты иного порядка: бывает, в сравнительно простой ситуации летчик принимает ошибочные решения, создавая себе и другим сложную обстановку. Вот почему в нашем клубе обращено самое серьезное внимание обучению экипажей действиям в особых случаях в полете.

Эта работа подразделяется на несколько самостоятельных этапов, связанных между собой единой целью.

Первый — теоретическая учеба. Она предусматривает и постоянный устный (изредка письменный) опрос экипажей во время предварительной подготовки. Проверяются знания летчиками порядка и правил действий в особых случаях полета в строгом соответствии с инструкцией экипажу; проводится тренировка долговременной и оперативной памяти летчика (курсанта). Хороший результат достигается, когда опрос дополняется работой на электрифицированном стенде, на котором летчик или курсант отличную оценку получает в том случае, если он включит тумблеры в последовательности, указанной в инструкции экипажу (летчику) для данного особого случая. Инструкция не определяет порядка и последовательности действий при таких особых случаях, как попадание летчика в метеоусловия, к полетам в которых он не подготовлен, ухудшение здоровья экипажа в воздухе и т. д. На такие случаи разработаны методические указания на основании документов, регламентирующих летную работу.

Второй этап — обучение на тренажной аппаратуре. Наибольший эффект достигается, если во время тренажа создаются конфликтные ситуации, даются ложные сигналы, как с включением, так и без включения сигнализации. Большие затруднения у тренирующихся вызывают выданные ложные команды по радио.

Во время тренировок руководителю видны причины ошибочных действий тренирующегося. Ими обычно бывают: незнание последовательности действий в особом случае полета, отсутствие навыка приема и переработки поступающей информации, неумение действовать по принятому решению. Тут же выявляются морально-психологические качества: малый объем внимания, отсутствие инициативы и целеустремленности в действиях, напряженность, несовершенные двигательные способности и т. п. Важно у курсанта воспитывать уважение к тренажеру, стремление тренироваться с напряжением.

Третий этап — тренировки в кабине вертолета на земле. Они проводятся под руководством инструктора. Стремимся при этом научить проигрывать в уме особые случаи, как бы переживая, ощущая их физически. Летчик (курсант) должен уметь моделировать способы действий при особых случаях в полете.

На этих трех этапах изучаются площадки на случай посадки вне аэродрома с различных высот, при всех диапазонах скоростей полета, как в районё аэродрома, так и вне его.

Четвертый этап — практическое обучение действиям в особых случаях непосредственно в полете. Главное при этом обеспечить условия, максимально приближенные к реальным. Любой неожиданный случай воздействует на психику летчика, нарушая восприятие и мышление. В зависимости от степени подготовленности, уровня техники пилотирования, психологической устойчивости одни экипажи быстро оценивают обстановку и принимают решение, другие — больше прислушиваются и приглядываются, третьи допускают поспешность. Чаще всего их действия в таких случаях становятся растерянными, летчик начинает искать нужные приборы, которые почему-то в это время «пропали», взглядом бегает по всем приборам, но точно их не считывает, концентрирует внимание на ограниченном количестве объектов и действий вместо того, чтобы принять и переработать в своем сознании всю имеющуюся информацию.

Основное при обучении действиям в особых случаях — воспитать у летчика (курсанта) высокое чувство уверенности. Для этого проводятся тренировки в реально смоделированных аварийных условиях непосредственно в воздухе.

Как формировать способность летчика к оперативному мышлению, которое бы обеспечило переработку даже неполноценной информации, и эмоциональной устойчивости? Для этой цели на тренировке неожиданно вводится «особый случай». Например, имитация отказа двигателя (двигателей), посадка на режиме самовращения несущего винта, посадка с одним работающим двигателем, отключение авиагоризонта, имитация отказа указателя скорости, выполнение полета на предельных режимах, на предельно малой высоте и т. д.

На все такие тренировки разрабатываются методические указания. В них четко определено, кто, что, на каком этапе и как в экипаже выполняет, как осуществляется взаимоконтроль того или иного действия.

Обучая действиям в особых случаях в полете, инструктор прививает курсантам навыки выбора площадки вне аэродрома на случай посадки на нее. При выполнении любого задания они заранее мысленно представляют, с какой высоты и куда могут приземлиться. Активная и целеустремленная тренировка формирует у курсанта высокие морально-волевые качества и устойчивые психофизиологические формы действий в особых случаях в полете. Именно поэтому В. Захаров, о котором мы рассказали в начале статьи, не считал аварийную ситуацию, как нечто непоправимое, отнесся к ней спокойно и вышел победителем из создавшегося трудного положения.

Порой вертолет или самолет «предупреждает» об отказе так называемыми «мелкими» дефектами, на что порой не обращают внимания ни техники, готовящие машину к полету, ни экипажи. Пренебрежение этими «мелкими» дефектами недопустимо. Главное — бдительность и настороженность. И тогда любая, внезапно сложившаяся обстановка в воздухе не будет для экипажа (летчика) неожиданностью, он всегда найдет правильное и грамотное решение и обеспечит благополучный исход полета.

А. Юрченко,
инструктор-летчик-методист
Саратов