Международный сионизм представляет собой наиболее реакционную форму еврейского буржуазного национализма, господствующую в государстве Израиль и еврейских общинах ряда капиталистических стран.
Выражая интересы крупной буржуазии еврейского происхождения, сросшейся с монополистическими кругами империалистических держав, сионизм глубоко враждебен социализму, международному рабочему и национально-освободительному движениям. Опираясь на империализм, сионизм пропагандирует реакционную националистическую идеологию, проводит политику расизма, милитаризма и агрессии.
Политический сионизм (направление, непосредственно связанное с идеей создания еврейского государства) возник в конце XIX в., когда капитализм достиг своей высшей фазы — империализма. Для этого периода было характерно усиление национального гнета, с одной стороны, а с другой — появление многочисленных реакционных буржуазных идеологических течений. Сионизм отражал утопические буржуазные представления того времени о путях решения проблем, стоящих перед еврейскими общинами в странах их проживания.
На становление сионизма оказали влияние рост националистических настроений среди угнетенных национальных меньшинств в странах Европы (особенно Восточной), а также национализм господствующих наций. Сионизм, кроме того, испытал на себе влияние других националистических течений, проявившихся в еврейских общинах Европы ранее него или одновременно с ним, таких, например, как ортодоксальный иудейский национализм или течение, выступавшее за культурно-национальную автономию евреев. К последнему в царской России примыкал социал-реформистский Бунд.
Одним из идейных источников сионизма явился иудаизм, на протяжении длительного исторического периода использовавшийся верхушкой еврейских общин для своих узкоклассовых целей обособления евреев от неевреев, для пропаганды «богоизбранности еврейского народа», его «превосходства» над другими народами.
Создателем политического сионизма принято считать венского журналиста Теодора Герцля. В своей брошюре «Еврейское государство» (1896 г.) он провозгласил идею о необходимости создания такого государства как единственного средства разрешения так называемого еврейского вопроса. Т. Герцль сформулировал основные доктрины сионизма, такие, как существование в мире «единого еврейского народа», «извечность» антисемитизма, «исключительная» роль евреев в истории и необходимость «концентрации» евреев всего мира на одной территории.
Для реализации своей главной националистической задачи — построения однонационального еврейского государства — сионисты использовали идею о якобы существующем «едином еврейском народе», который перед лицом «извечного антисемитизма» должен быть собран в Палестине, объявленной ими «родиной предков». Идеологи сионизма считали, что только таким путем может быть решен «еврейский вопрос» (в качестве будущей территории еврейского государства наряду с Палестиной сионисты на начальном этапе выдвигали и рассматривали и другие варианты (Уганда, Синай, Аргентина и т. д.). Окончательный выбор пал на Палестину, поскольку сионисты рассчитывали использовать в своих интересах библейские мифы, связанные с этой территорией, благодаря которым можно было надеяться на поддержку сионистских целей со стороны верующих масс).
Ультранационалистическое, буржуазное содержание сионизма проявилось с первых же дней его существования. Для привлечения на свою сторону широких масс еврейского населения, которые проявляли в основном безразличие к сионизму, его лидеры стремились представить «еврейский народ» как некую внеисторическую и надклассовую общность людей с гармоническими и тождественными интересами всех составляющих ее слоев. Они стремились предотвратить развитие классового самосознания еврейских трудящихся и оторвать их от участия в революционной борьбе.
Организационное оформление сионизма произошло на сионистском конгрессе, состоявшемся в 1897 г. в Базеле, где была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Тогда же была принята программа организации, провозгласившая своей целью создание для «еврейского народа» «правоохранного убежища» (очага) в Палестине путем колонизации этой территории.
Политический сионизм был поддержан буржуазией еврейского происхождения различных стран мира, а затем и империалистическими державами, покровительства которых сионистские лидеры добивались с самого начала и которые усмотрели в сионизме средство для обеспечения своих интересов на Ближнем Востоке. В поисках покровителя сионисты обращались ко всем империалистическим государствам Европы. Опора на самое сильное в конкретных исторических условиях империалистическое государство — характерная черта сионизма. Сначала это была Англия, а после второй мировой войны — Соединенные Штаты Америки.
В целях быстрейшей реализации своих замыслов в отношении Палестины сионисты стремились убедить эти державы в том, что благодаря своему стратегическому положению вблизи Суэцкого канала «еврейский национальный очаг» в Палестине может сыграть роль стража империалистических интересов на Ближнем Востоке, способствовать бесперебойному притоку сырья из этого района, обеспечить свободу капиталовложений и продажу товаров в ближневосточных странах. Сами сионисты намеревались эксплуатировать палестинскую территорию, но в отличие от других колониальных предприятий того времени они не собирались эксплуатировать коренное население. Сионисты намеревались просто изгнать его с помощью различных методов, прежде всего насильственных. Таким образом, идеологи сионизма рассматривали Палестину как страну без народа и полностью игнорировали сам факт существования там арабского населения и соответственно его национальные права.
После первой мировой войны и получения Англией мандата Лиги наций на Палестину Всемирная сионистская организация, пользуясь поддержкой английских мандатных властей, активно приступила к колонизации этой страны. Подобно империализму в эпоху колониальных захватов, сионисты использовали как «мирные» экономические средства (скупка земель и другой собственности у местных феодалов), так и запугивание, террор и другие виды насилия, при явном преобладании последних. Их действия отличались от колониальной практики империализма лишь тем, что у них не было государства-метрополии, на которое они могли бы опираться, но была существенная поддержка сионистских организаций, действовавших в крупнейших капиталистических странах. Основной базой для осуществления «программы» переселения еврейских масс в Палестину была поддержка империализма плюс финансовая помощь еврейской буржуазии различных стран.
В то же время сионистские лидеры с самого начала становились союзниками наиболее реакционных империалистических сил, рассчитывая на их поддержку в осуществлении своих экспансионистских планов, связанных с построением и дальнейшим расширением государства Израиль.
В годы второй мировой войны многие сионистские лидеры для форсирования идеи массового еврейского переселения в Палестину сделали ставку на использование ненависти евреев к фашистской Германии и стремились даже использовать истребление фашистами еврейского населения как «импульс» для осуществления сионистских целей. Но в то же время сионисты не только не принимали участие в борьбе против фашизма, но и фактически препятствовали активному участию в ней еврейских масс. Некоторые сионистские группы (например, ЛЕХИ) даже активно ратовали за союз с нацистами и фашистами для борьбы с английскими колониальными властями, начавшими в конце 30-х годов несколько ограничивать еврейскую иммиграцию в Палестину. Известны также контакты лидера ультранационалистического, профашистского сионистского течения ревизионизма В. Жаботинского с Муссолини и его симпатии к итальянскому фашизму. Более того, для организации, интенсивного вывоза капиталов крупной еврейской буржуазии из Германии и их инвестирования в сионистские предприятия Палестины в июне 1933 г. между Англо-палестинским банком, фактически принадлежавшим Еврейскому агентству (Еврейское агентство — орган, созданный в 1929 г. ВСО на основе сионистских и формально несионистских еврейских организаций для непосредственного руководства сионистской колонизацией Палестины), и нацистским министерством экономики было заключено секретное соглашение. За 5 лет, с 1933 по 1938 г., сионистам удалось перекачать в Палестину свыше 40 млн. долл. Лидеры международного сионизма своей сделкой с фашизмом в 30-е годы нанесли значительный ущерб единству антифашистских сил в Германии и Западной Европе.
В канун празднования 40-летия победы советских войск над фашистской Германией сионистское руководство Израиля пошло на новую грубую провокацию: оно демагогически объявило о своем намерении предоставить статус граждан Израиля всем 6 млн. погибших во время второй мировой войны евреев. Таким образом, по воле и прихоти сионистских кругов все замученные и погибшие евреи из различных стран Европы, в том числе 200 тыс. советских воинов-евреев, были бы причислены к гражданам Израиля. Это не только еще один пример попрания норм международного права, но и наглый вызов всей прогрессивной мировой общественности, свято чтущей память людей всех национальностей, погибших в борьбе с фашизмом.
С созданием Израиля идеологи международного сионизма выдвинули ряд новых задач и политических целей сионизма в условиях существования «еврейского государства». Были сформулированы сионистские идеологические установки о единстве «еврейского народа» и Израиля, который стал рассматриваться как «государство евреев всего мира» и был объявлен «центром всего еврейского народа». Таким образом сионисты стремились обосновать идею об особой роли и характере «еврейского государства», которое, по замыслам сионистского руководства, должно сыграть роль проводника еврейского буржуазного национализма и стать центром распространения сионистских идей среди евреев всего мира.
Сионизм — официальная идеология государства Израиль. Во главе израильского правительства стояли и стоят агрессивные буржуазные сионистские партии, осуществляющие расистскую, агрессивную, экспансионистскую политическую практику, логически вытекающую из «идейных основ» сионизма. Против идеологии и практики сионизма ведет самоотверженную борьбу Коммунистическая партия Израиля.
Сразу же после создания государства Израиль, когда в 1948— 1949 гг. была незаконно захвачена значительная часть территории, которая согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 181 (II) от 29 ноября 1947 г. должна была отойти к арабскому государству, политика правящих кругов Тель-Авива в отношении арабов начала приобретать еще более шовинистический, расистский характер. Расизм, имеющий свои корни в самой идеологии сионизма, находит выражение в агрессивной политике израильского правящего режима, в его стремлении аннексировать палестинские территории на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, сирийскую территорию на Голанских высотах, поставить под свой контроль ливанские земли. Варварские расправы с населением оккупированных палестинских территорий, геноцид, применяемый относительно мирных палестинцев и ливанцев (например, убийство тысяч палестинцев в лагерях Сабра и Шатила в сентябре 1982 г.), напомнили всему миру зверства нацистской Германии. Идеология сионизма, ставшая основой политического режима Израиля, привела правящие круги страны непосредственно к политике государственного терроризма. В теории и практике правящей верхушки Израиля тезис о «богоизбранности евреев» превращен в постулат о «расовом превосходстве евреев над всеми арабами», в том числе и над арабскими гражданами Израиля. Политическая линия и практическая деятельность израильских правящих верхов дали основания Генеральной Ассамблее ООН принять 10 ноября 1975 г. резолюцию № 3379, в которой сионизм был охарактеризован как форма расизма и расовой дискриминации.
Внешнеполитический курс израильского правительства преследует двоякую цель: территориальную экспансию и нанесение ударов по арабскому национально-освободительному движению, что полностью соответствует интересам американского империализма. США заинтересованы в усилении агрессивности Израиля, что явилось основой для превращения этого государства в партнера американского империализма на Ближнем Востоке. В самом сионизме заложены идеи территориальной экспансии, так как идея построения «великого Израиля» (т. е. государства «в библейских границах», которые наиболее реакционные сионистские круги рассматривают как границы от Нила до Евфрата) имеет ярко выраженный агрессивный характер. Ставка на создание «великого Израиля» оправдывается сионистскими лидерами «необходимостью» разместить в этом государстве миллионы еврейских иммигрантов, которых они все еще рассчитывают заманить в Израиль.
В стране имеется широкий спектр сионистских политических партий и организаций: от социал-сионистских до религиозных и ультраправых. Различия между этими партиями и организациями, ведущими подчас ожесточенную борьбу за влияние в обществе и государстве, касаются главным образом тактических вопросов и отражают интересы разных групп буржуазии — крупной, средней и мелкой, их взгляды на способы решения тех или иных проблем. Абсолютное большинство израильских партий, за исключением прежде всего Коммунистической партии Израиля, а также некоторых ультраортодоксальных партий и группировок, стоит на общесионистской платформе и придерживается проимпериалистического, антикоммунистического курса, выступает против мирового революционного процесса.
В отношении путей решения ближневосточного конфликта все сионистские партии выступают против ухода с оккупированных в 1967 г. территорий, включая восточную (арабскую) часть Иерусалима, против предоставления арабскому палестинскому народу права на самоопределение и создание собственного независимого государства, против признания ООП в качестве единственного законного представителя арабского народа Палестины. Эти позиции определяют характер сионистского политического режима страны, который имеет тенденцию развиваться на основе постоянного поправения его идеологической платформы.
Создание государства Израиль привело к изменениям в расстановке сил внутри международного сионизма. Израильские сионисты заняли руководящую роль в международных сионистских организациях, прежде всего в ВСО. Они выдвинули требование подчинения зарубежных еврейских общин интересам «еврейского государства». Это выразилось в трех основных направлениях пропаганды центральности положения Израиля для евреев всего мира (израилецентризма), которые сводятся в основном к тезисам об обязательной иммиграции евреев в Израиль, безоговорочной «лояльности» еврейского населения, проживающего вне Израиля, по отношению к «своему еврейскому государству» и, наконец, об окончательном переселении всех евреев в Израиль. Причем в качестве средства сплочения еврейского населения мира вокруг Израиля сионистами был выдвинут лозунг «обеспечение безопасности государства», вызванный якобы постоянной угрозой самому существованию Израиля со стороны арабских государств. Характерно, что «обеспечение выживания» Израиля мыслится сионистскими идеологами не только как самая широкая финансовая и политическая помощь Израилю со стороны диаспоры в целях обеспечения его «военной безопасности», но и как абсолютная готовность выполнить любое требование Израиля, как активная защита всей его политики.
Именно такая деятельность в пользу Израиля ведется Всемирной сионистской организацией и ее местными федерациями в еврейских общинах мира. Международный сионизм оказывает весьма существенную материальную и политическую помощь правящей верхушке Израиля. Сионистские организации капиталистических стран, прежде всего США, широко используют свое влияние среди еврейских общин для всемерной поддержки политического курса Израиля.
В силу своего буржуазного, реакционно-националистической характера сионизм крайне враждебно встретил Октябрьскую революцию и первое государство, родившееся под лозунгом интернационализма. Одним из центральных направлений деятельности международного сионизма является антикоммунизм и антисоветизм. Подрывная деятельность сионизма против первого в мир социалистического государства и других социалистических стран диктуется буржуазным характером этой националистической идеологии, у приверженцев которой вызывает ненависть то обстоятельство, что в этих странах покончено с капиталистической эксплуатацией и национальным угнетением.
Воинствующий антикоммунистический антисоветский характер сионистской идеологии активно используется наиболее реакционными силами мирового империализма в их борьбе против прогресса, против разрядки международной напряженности.
В своей антисоветской деятельности сионисты пытаются использовать лживые утверждения о наличии в Советском Союзе антисемитизма. Антисоветская пропаганда по так называемо еврейскому вопросу является частью общей антикоммунистической политики сионистских руководителей, стремящихся «освободить» советских евреев от социализма, точно так же как международная империалистическая реакция заинтересована в «освобождении» всех народов СССР от социализма. Международный сионизм при активной поддержке империалистических кругов таким путем пытается ослабить революционизирующее влияние коммунистической идеологии на трудящихся всего мира.
Проводя антисоветские кампании «в защиту советских евреев», силы реакции рассчитывают отвлечь международное общественное мнение от преступной израильской политики на Ближнем Востоке. В 1971 и 1976 гг. в Брюсселе и в 1983 г. в Иерусалиме были проведены так называемые всемирные конференции в защиту советских евреев. На них были широко представлены основные сионистские и просионистские организации, включая ВСО, Еврейское агентство, сионистские подрывные центры западной Европы и Латинской Америки. В этих кампаниях важную роль играют израильские спецслужбы, нередко действующие под вывеской Еврейского агентства и других сионистских организаций, занимающихся вопросами иммиграции.
Усиление на современном этапе общего кризиса империализма не могло не отразиться на сионизме как составной неотъемлемой части империалистической системы. Агрессивная политика и кровавые преступления израильских сионистов, наглое игнорирование ими международной законности коренным образом противоречат подлинным интересам самих израильтян. Преступные деяния сионистских правителей и военщины Израиля вызывают справедливое возмущение мировой общественности и серьезно осложняют положение лиц еврейского происхождения в капиталистических странах.
Провал замыслов сионизма становится очевидным: остался неосуществленным основной сионистский призыв к переселению всех евреев мира в Израиль; подавляющее большинство лиц еврейского происхождения но собирается переселяться в Израиль, но продолжает жить в различных странах. Иммиграция в Израиль имеет тенденцию к сокращению при одновременном неуклонном росте эмиграции из страны. Даже в самом Израиле сионистам не удалось создать монолитного общества. В нем продолжают существовать соперничающие между собой этнические и этнорелигиозные еврейские общины с различными культурными традициями. Меняется также позиция отдельных лидеров ряда еврейских общин, прежде всего США, в отношении израилецентризма. Требования безоговорочной поддержки любых акций Израиля, осуществления основной сионистской цели — переселения всех евреев мира в Израиль — встречают возражения со стороны многих лидеров диаспоры и ее рядовых членов в основных капиталистических странах.
Особенно наглядно разногласия между израильским правительством и лидерами еврейских общин мира проявились в оценках израильской агрессии против Ливана (1982 г.), которая превзошла все прежние преступления империализма и сионизма против ливанского и палестинского народов. Вторжение Израиля в Ливан развенчало миф сионистской пропаганды об «оборонительном характере» внешней политики Израиля и лишило широкие массы еврейского населения на Западе последних иллюзий относительно Израиля как «демократического государства». Имела место откровенная критика действий израильского правительства, причем расхождения проявились уже в самый начальный период агрессии. Критика среди евреев диаспоры израильских действий в Ливане явилась прямым продолжением развившегося процесса нарастания внутри еврейских общин недовольства экстремистской политикой правительства Израиля на Ближнем Востоке.
Сионистская идеология и практика, органически связанные с наиболее реакционными кругами империализма, придают реакционный характер развитию израильского общества, насаждая искаженное представление об окружающем Израиль мире, сея расистские предрассудки и предубеждения против соседних народов. В настоящее время в Израиле существуют предпосылки для формирования израильской или, точнее, ивритской нации. Однако этот процесс существенно тормозится в силу господства сионистской идеологии и практики.
..................................................................................
Таким образом, в настоящее время в международном сионизме происходит все больший разрыв между догматическими установками израильских идеологов об объединении евреев всего мира вокруг Израиля и реальной действительностью. В целом в сионистской идеологии и практике все сильнее проявляются агрессивные, расистские и экспансионистские черты, «запрограммированные» в самом сионизме с момента его возникновения.
«Государство Израиль» ©1986 Москва. Издательство «Наука»
***