Статья середины 80-х годов ХХ века – что изменилось? Принесла ли нашей стране пользу демократия и рынок? Отступление перед другом-врагом? Хорошие ли «наши западные партнеры»? Время показало… СССР был прав! СССР был правильной страной, а пресловутый рынок – лживая пустышка! Нет, даже больше – это оказалось раковой опухолью…
По взглядам командования сухопутных войск бундесвера, танковые части и подразделения совместно с мотопехотными составляют основу для ведения боевых действий на суше в условиях применения как ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Военные специалисты ФРГ считают, что и в будущем, несмотря на научно-технические достижения в области создания других систем оружия, роль бронетанковой техники на поле боя не может существенно и быстро измениться. Эго объясняется тем, что бронированные боевые машины сочетают в себе такие цепные качества, как защищенность, подвижность и огневая мощь.
Поэтому в агрессивных планах западногерманских империалистов большое внимание по-прежнему уделяется оснащению бундесвера самыми современными образцами бронетанковой техники. Ежегодно на закупку танков и бронемашин министерство обороны ФРГ выделяет значительные средства. Так, в 1986 финансовом году (совпадает с календарным) на эти цели было затрачено 1750 млн. марок (здесь и далее все суммы приведены в западногерманских марках), А всего начиная с 1972 года было израсходовано свыше 23,0 млрд, марок. В текущем пятилетии на приобретение бронетанковой техники в стране ежегодно тратилось свыше 17 проц, средств, выделяемых на закупки вооружения в целом. До 1990 года на разработку и производство бронетанковой техники (без учета средств на создание нового танка, предназначенного для замены «Леопард-1») планируется выделить 30 млрд, марок.
В разработке и производстве танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров западногерманской бронетанковой промышленностью накоплен значительный опыт. Эта отрасль военного производства объединяет частные предприятия и организации, занятые разработкой, изготовлением и ремонтом бронетанковой техники, а также машин на ее базе. Практически все фирмы отрасли являются собственностью крупнейших военно-промышленных концернов страны, принадлежащих семействам Тиссен, Крупп и Флик.
В настоящее время сборка бронетанковой техники осуществляется на четырех заводах частных фирм: «Краусс-Маффей», г. Мюнхен (рис. 1, выпускаются танки, ЗСУ); «Крупп-Мак машиненбау», г. Киль (рис. 2, танки, инженерные машины); «Тиссен — Хеншель верке», г. Кассель (БМП, БТР, БРМ); «Тиссен индустрии, г. Виттен (БРМ и БТР). При заключении контрактов с министерством обороны эти фирмы, как правило, назначаются генеральными подрядчиками.
Рис. 1. Танковый завод фирмы «Краусс-Маффей» в г. Мюнхен (фото скоро будет)
Рис. 2. Танковый завод фирмы «Крупп-Мак машиненбау» в г. Киль (фото скоро будет)
В отдельные послевоенные годы к выпуску бронетанковой техники в ФРГ привлекались предприятия еще пяти фирм: «Рейншталь Гапомаг», г. Ганновер (САУ «Ягдпанцер»); «Арнольд Юнг локомотивфабрик», г. Кирхен и «Лютер верке», г. Брауншвайг (предсерийные образцы танков «Леопард-1»); «Келлер уид Кнаппих», г. Аугсбург (прототипы танка МВТ-70); «Айзенверке Кайзерслаутерн», г. Кайзерслаутерн (БРМ АРЕ).
Наиболее старым предприятием отрасли является завод фирмы «Тиссен — Хенщель верке» в г. Кассель, который принимал участие в массовом производстве танков еще в годы второй мировой войны. На этом предприятии только в течение 1944 года и 1 квартале 1945-го было вылущено 3740 тяжелых танков «Пантера» и 487 «Тигр-2».
По данным зарубежной печати, в программах производства танков и других бронированных боевых машин в различные годы было непосредственно занято свыше 10 тыс. человек. Около 450 фирм участвуют в обеспечении прямых поставок комплектующих деталей и узлов на заводы фирм-генподрядчиков. Наиболее важными поставщиками являются следующие фирмы: «Блом унд Фосс», г. Гамбург, «Вегман унд К», г. Кассель, «Арнольд Юнг локомотивфабрик», г. Кирхен и «КУКА вертехник», г. Аугсбург (башни танков и бронекорпуса); «Моторен унд турбинен унион» (МТУ), «Цанредерфабрик Ренк», г. Аугсбург и «Цанрадфабрик», г. Фридрихсхафен (двигатели, трансмиссии); «Рейнметалл», г. Дюссельдорф (башни с пушками в сборе); «Хеш Роте Эрде-Шмидаг», г. Дортмунд, «Люгер верке», г. Брауншвайг, «Диль», г. Ремшейд (погоны башен, элементы ходовой части); «Файнмеханише верке», г. Майнц (системы управления башней и стабилизации оружия); «Дейгра», г. Ратинген, «Дрегерверк», г. Любек и «Антон Виллер», г. Остероде (автоматические противопожарные системы, системы вентиляции и зашиты от ОМП); «Карл Цейс», г. Оберкохен, «АЭГ — Телефункен», г. Ведель (район Хольштейв), «Крупп Атлас—Электроник», г. Бремен, «Элтро», г. Гейдельберг, «Электроник систем гезельшафт», г. Мюнхен (электротехническая и электронно-оптическая аппаратура). Схема размещения основных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема размещения основных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ
В первые, послевоенные годы в Западной Германии при пособничестве иностранного капитала началось восстановление производственной базы отрасли, которая обладала квалифицированными кадрами, получившими опыт в годы войны. Уже в конце 1956 года была начата разработка танка «Леопард-1» — одна из наиболее крупных и длительных западногерманских программ в области создания бронетанковой техники, продолжавшаяся около десяти лет. С 1958 года фирмы страны приступили к достройке по французской лицензии партии бронетранспортеров «Гочкис» (1030 единиц), а затем к производству БТР HS-30 (1365 машин).
Развитие бронетанковой промышленности ФРГ в 60-х годах осуществлялось с двоякой целью — удовлетворить потребности собственных вооруженных сил и обеспечить выход западногерманских фирм на мировой рынок оружия. В этот период в Западной Германии приступили к научно-исследовательским работам по созданию основного боевого тапка 70-х годов (первоначально совместно с США), разрабатывали боевую машину пехоты «Мардер» (первоначально со швейцарской фирмой «Моваг»).
В конце марта 1964 года министерство обороны ФРГ выдало крупный заказ бронетанковой промышленности на производство партии основных боевых танков «Леопард-1», а в начале сентября 1965-го первый серийный образец был направлен в войска. Всего бундесвер получил 2437 таких машин. Позднее танки «Леопард-1» выпускались для многих стран мира: Бельгии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Австралии, Канады. В Италию была продана лицензия на производство 720 машин. Последние заказы на эти танки поступили из Турции (77 единиц) и Греции (106). Они были произведены и поставлены в течение 1981-1984 годов.
Стоимость одного танка «Леопард-1» (модификации А4) составила около 1,7 млн. марок. Из этой суммы на башню приходилось 900 тыс. марок, шасси — 150 тыс., силовую передачу — 130 тыс., двигатель — 120 тыс., пушку — 50 тыс. и гусеничный движитель — 40 тыс. марок.
В 60-х годах промышленностью были выпущены 250 легких бронированных машин SW-1 для войск пограничной охраны и 770 самоходных 90-мм противотанковых пушек «Ягдпанцер» собственной разработки (1966-1967), 316 самоходных ПТРК «Ракетенягдпанцер» с французскими ПТУР первого поколения SS-11 (1967-1968).
В конце 60-х — начале 70-х годов бронетанковая промышленность ФРГ характеризовалась наибольшей загрузкой производственных мощностей. В этот период темп выпуска танков «Леопард-1» достигал 600 единиц в год на одной сборочной линии, боевых машин пехоты «Мардер» — 30 машин в месяц на одной сборочной линии и 25 на другой (серийное производство было начато в конце 1969 года, всего выпушено 2146 единиц). Годовой фонд времени одного рабочего в отрасли составлял 2000 ч, а каждый образец бронетанковой техники обеспечивал полную занятость в течение года 20 рабочим. Это было важным пропагандистским аргументом для властей в условиях массовой безработицы в ФРГ.
С середины 70-х годов танкостроение ФРГ по уровню развития производства и высоким тактико-техническим характеристикам образцов прочно занимает передовые позиции в Западной Европе. В эти годы была осуществлена реконструкция отрасли: на предприятиях установлено новейшее оборудование, в том числе микрокомпьютеры и стояки с числовым программным управлением, обеспечено проектирование и контроль продукции с помощью ЭВМ, автоматизирована система управления производством, построены новые производственно-испытательные корпуса. Так, фирмой «Крупп-Мак машиненбау» (г. Киль) было затрачено 50 млн. марок на строительство производственно-испытательного корпуса площадью 14 тыс, м2, установку в нем нового, более производительного оборудования, включая 10-м мостовые краны новой конструкции грузоподъемностью 70 т, а также на модернизацию испытательного трека. Крупные производственно-испытательные корпуса для выпуска танков «Леопард-2» и ЗСУ «Гепард» были построены фирмой «Краусс-Маффей» на заводе «Аллах» в Мюнхене.
Реконструкция предприятий отрасли обеспечила освоение производства таких сложных систем оружия нового поколения, как ЗСУ «Гепард» (на шасси танка «Леопард-1 »), ЗРК «Роланд» и основного боевого танка «Леопард-2».
В начале 1975 года первая серия ЗСУ (122 единицы), разработка которых проводилась с I960 года, была запущена в производство, а в конце, 1976 года их первые образцы поступили в войска. Производство ЗСУ «Гепард» было полностью завершено в конце 1980 года. Всего в вооруженные силы ФРГ с. 1977 по 1980 год поступило 420 ЗСУ, 95 установок было экспортировано в Нидерланды и 55 — в Бельгию. По оценкам зарубежных специалистов, благодаря оснащению скорострельными пушками (550 выстр./мин на ствол) с высокой начальной скоростью снарядов (1175 м/с) и радиолокационными станциями обнаружения целей и орудийной наводки ЗСУ «Гепард» по эффективности огня эквивалентна 12 устаревшим американским 40-мм ЗСУ М42. По данным иностранной печати, стоимость одной ЗСУ «Гепард» (с запасными частями) составляет 7 млн. марок, из которых 60 проц, приходится на электронные компоненты (у танка «Леопард-1» эта доля только 5 проц.).
Совместно с Францией в ФРГ было освоено производство самоходного (на шасси БМП «Мардер») зенитного ракетного комплекса «Роланд». Всего с 1981 по 1983 год в ФРГ было выпущено 140 комплексов.
В октябре 1979 года с новой поточной линии сошли первые танки «Леопард-2». До конца 1986 года для бундесвера было произведено 1800 танков, а еще 445 — для вооруженных сил Нидерландов. Последние 35 танков для Швейцарии по плану должны были быть поставлены до середины 1987 года. Кроме того, Швейцария приобрела лицензию на производство танков «Леопард-2». Закупочная цена одной машины почти в 2 раза превысила цену танка «Леопард-1». По сообщениям иностранной прессы, каждый «Леопард-2» обходится западногерманским налогоплательщикам в 3 млн. марок. Цена же одной системы оружия «Леопард-2» (включая средства обучения и запчасти на три года эксплуатации), по данным зарубежных специалистов, составляет 4 млн. марок. Стоимость основных компонентов танка составила: башни 574 тыс. марок, системы управления оружием — 270 тыс., корпуса — 270 тыс., пушки — 213 тыс., двигателя — 170 тыс., трансмиссии — 110 тыс. марок.
Одновременно с реконструкцией предприятий в ФРГ были начаты работы по стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции. С этой целью разработаны семейства колесных бронированных машин на шасси серийного автомобиля «Унимог», которое используется также в грузовых автомашинах и седельных тягачах. С 1975 по 1977 год по заказу бундесвера отраслью было выпущено 408 колесных БРМ «Лукс», с 1979 по 1985-й — 990 колесных БТР TPz-1 «Фукс». С 1978 года западногерманские фирмы стали поставлять в страны Европы, Азии, Африки и Южной Америки модернизированный вариант колесного бронетранспортера UR-416 с герметичным съемным бронекорпусом. Всего с 1969 по 1986 год выпущено и экспортировано более 1000 изделий. В середине 1982 года начато серийное производство бронетранспортеров ТМ 170 (около 300 единиц), которые будут поставлены до конца 80-х годов войскам пограничной охраны. Для вооружения контингента сухопутных войск Великобритании в Западном Берлине предполагается закупить около 50 этих машин.
Канун 1987 года для бронетанковой промышленности ФРГ был ознаменован резким спадом производства. Практически завершилась крупная программа по выпуску основных боевых танков «Леопард-2». Контракт на поставку 900-1800 танков в Саудовскую Аравию так и не был заключен. Продолжается лишь производство небольших партий колесных бронированных машин для войск пограничной охраны и на экспорт, а также выполнение небольших заказов бундесвера. С июня 1986 года в сухопутные войска ФРГ стали поступать первые (из 300 заказанных) минные заградители «Скорпион», производство которых осуществляется фирмой «Краусс-Маффей» на базе гусеничной бронированной машины М548 семейства М113 с темпом десять единиц в месяц.
Основная проблема, стоящая сегодня перед бронетанковой промышленностью ФРГ, заключается в том, как загрузить производственные мощности в ближайшие семь — десять лет. Пытаясь поддержать отрасль в рабочем состоянии, руководство бундесвера, прикрывшись мифом о «возрастании советской военной угрозы» и необходимостью в связи с этим усиления 10-й танковой дивизии, выдало фирмам «Краусс-Маффей» и «Крупп-Мак машиненбау» заказ стоимостью 842 млн. марок на начало производства части шестой (дополнительной) серии танков «Леопард-2» (всего 250 машин). Выпуск первой партии этой серии (150 единиц) предполагается начать с 1988 года, а в последующем может быть заказано еще 100. Со второй половины 1987 года (также по контракту с вооруженными силами ФРГ) началось производство бронированной гусеничной машины «Визель». Они будут вооружены ПТУР «Тоу» или 20-мм автоматической пушкой. Всего с 1988 по 1992 год в парашютно-десантные войска должно поступить около 350 этих машин. С 1988 года фирмой «Вегман ваггонфабрик» планируется начать выпуск 342 гусеничных шасси для РСЗО MLRS европейского производства (из них 200 предназначены бундесверу) с темпом выпуска четыре единицы в месяц.
Анализируя динамику стоимости жизненного цикла бронетанковой техники, военные специалисты ФРГ пришли к выводу, что если в прошлые, годы соотношение, затрат на НИОКР, производство и эксплуатацию было равно примерно 1:3:6, то в настоящее время благодаря «электронизации» и усложнению оружия оно достигло показателя 1:5:10. Подчеркивается, что эти изменения требуют, с одной стороны, удешевления разработок и производства бронетанковой техники, а с другой - большего внимания к ее модернизации и ремонту. Поэтому значительную часть средств, выделенных на 1987 год по статье бюджета министерства обороны «Закупки бронетанковой техники» (1150 млн. марок), предполагается израсходовать на модернизацию танков М48, основных боевых танков «Леопард-1» (1300 единиц) и БМП «Мардер» (1 000 машин).
Программой модернизации предусматривается перевооружить танки М48 105-мм пушкой, усилить бронезащиту башни, установить новую систему управления огнем и дизельный двигатель, оснастить танки «Леопард-1» 120-мм гладкоствольными пушками, внести изменения в конструкцию башни, усилить защиту от ОМП, перевооружить БМП «Мардер» 25-мм пушкой.
В июле 1986 года министерство обороны ФРГ выделило ведущим фирмам «Даймлер-Бенц», «Краусс-Маффей», «Крупп-Мак машиненбау» и «Тиссен — Хеншель верке» средства (около 33 млн. марок) на первый этап разработки нового поколения боевых машин 90-х годов.
Согласно расчетам специалистов бундесвера, в будущем для сухопутных войск потребуется 1700 самоходных 120-мм противотанковых пушек (поставки в войска ожидаются с 1994 года), 800 самоходных противотанковых и противовертолетных установок «Жираф» (с 1995-го). 2500 перспективных БМП (с 1996-го и 2000-го), 1300 основных боевых танков «Леопард-3». Однако финансовые средства были выделены на разработку только первых трех из упомянутых выше типов боевых машин. Одновременно рассматривался вопрос о сокращении выпуска 120-мм самоходных противотанковых пушек в связи с производством дополнительной, шестой серии танков «Леопард-2», а также об уменьшении требуемого количества перспективных БМП при условии модернизации и сохранения в войсках всех 2136 БМП «Мардер».
Будет ли в дальнейшем разрабатываться перспективный танк «Леопард-3», зависит, как считают военные специалисты ФРГ, в значительной степени от достижений научно-технического прогресса в различных областях. По их мнению, не исключается возврат к ранее намеченному пути (от которого отказались в 1984 году) - дальнейшей проработке концепции основного боевого тапка «Леопард-2».
Имеющийся портфель заказов на бронетанковую технику не удовлетворяет аппетиты владельцев западногерманских фирм, которые оценивают ближайшие перспективы развития отрасли как проблематичные. Согласно заявлениям представителей фирм, темп выпуска шестой серии танков «Леопард-2» будет очень низким и составит лишь девять единиц в месяц на двух производственных линиях, в то время как при выполнении заказа для Нидерландов он достигал 35 машин в месяц.
С целью обеспечения нового притока заказов крупнейшие фирмы - производители бронетанковой техники начали инициативные разработки перспективных образцов боевых бронированных машин. В этих разработках и планировании производства специалисты фирм отрасли намерены учесть негативный опыт неравномерного поступления заказов на бронетанковую технику и неритмичную в связи с этим работу заводов. Они предполагают обеспечить более равномерную загрузку мощностей предприятий за счет повышения гибкости производственной системы при использовании нового, более производительною оборудования и перспективных материалов, а также при широком применении в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции.
Образец перспективной многоцелевой бронированной машины «Пума»
(учитывая как легко ВС РФ уничтожает Леопард-2 и американский танк Абрамс, этот БМП стоимостью 9 миллионов евро на Украину не рискнули отправлять)
Так, в разработанной и испытываемой фирмами «Краусс-Маффей» и «Диль» многоцелевой перспективной гусеничной бронированной машине «Пума» (в варианте самоходного миномета она показана на фото выше) нашли широкое применение агрегаты и детали, разработанные гражданскими отраслями промышленности: дизельный двигатель, элементы трансмиссии и т. д.
В рамках проекта этой бронированной машины разработано семейство (более 20 вариантов) гусеничных боевых машин массой от 10 до 28 т, в состав которого входят легкие танки с 90-мм и 105-мм пушками, БТР, БРМ, БМП, самоходный ПТРК с ПТУР «Тоу», 120-мм самоходный миномет, минный заградитель, легкие ЗСУ, БРЭМ и самоходные противотанковая и противовертолетная установки. Проводятся также разработки аналогичных вариантов боевых бронированных машин на различных колесных шасси (включая шасси гражданских седельных тягачей). По мнению зарубежных специалистов, эти разработки обеспечат значительное упрощение и удешевление производства бронетанковой техники, будут способствовать удовлетворению спроса на военную технику.
Многие западногерманские компании возлагают надежды на экспорт бронетанковой техники, учитывая то обстоятельство, что ограничения на экспорт оружия (особенно в районы Юго-Восточной Азии) были за последние годы существенно ослаблены.
В качестве экспортного варианта фирмой «Краусс-Маффей» на базе бронетранспортера TPz-1 «Фукс» создана легкая (массой 17 т) ЗСУ «Вайлдкэт», которая вооружена двумя 30-мм скорострельными пушками и оснащена радиолокационной, инфракрасной или лазерной системой наведения на цель. В настоящее время проходят испытания 20 прототипов ЗСУ.
В ФРГ частные фирмы начали инициативные разработки по созданию качественно новых танков начала будущего века. В настоящее время на испытательном полигоне бундесвера № 91 в округе Меппен проходит огневые испытания опытный 68-т танк PzKW-2001 с электромагнитной пушкой. Он спроектирован как двухсекционная боевая машина: в передней части располагается главное оружие и энергетическая установка, а в задней — экипаж и магнитодинамическая аккумулирующая система.
Фирмой GIT в Эсселе исследуются возможности создания танка-робота, получившего наименование «Вольф», с использованием новых принципов управления (применение программных языков нового поколения — ПРОЛОГ, ЛИСП, ЕСП).
Разработка западногерманскими танкостроительными фирмами новых образцов бронированной техники, последующее их производство и поступление, в войска позволят значительно повысить мощь бундесвера — ударного кулака НАТО в Центральной Европе
Майор И. Воеводин
«ЗВО» №11 1987 г.