Поднятая администрацией США антисоветская истерия вокруг факта вторжения в ночь на 1 сентября 1983 года в воздушное пространство СССР южнокорейского самолета «Боинг-747» и сегодня дает о себе знать. Организаторы этой грязной провокации откровенно пытались нажить на ней политический капитал, не побрезговали беззастенчиво спекулировать на произошедшей человеческой трагедии. На чем основан расчет Белого дома в развязанной им клеветнической компании? Цель его очевидна: расширить и углубить фронт пресловутого «крестового похода» на социализм, поднять новую волну антисоветизма и антикоммунизма, бросить тень на миролюбивую внешнюю политику Советского Союза.
Известно: какова политика, таковы и ее методы. Вашингтонская администрация провозгласила свое кредо: мир на основе силы. Это означает не поддержание добрососедских отношений с другими государствами, не уважение суверенитета стран с различным социальным строем, а грубое военное вмешательство, экономическое давление, идеологические диверсии, политический шантаж и прямой террор. Таким образом, провокационная затея с южнокорейским самолетом — одно из звеньев общей цепи грязных провокаций, преследующих цель помешать нормализации отношений между Востоком и Западом.
Планируя преступную акцию, ее вдохновители рассчитывали так: если самолету-шпиону удастся беспрепятственно проследовать над территорией СССР, он снабдит Пентагон интересующей его разведывательной информацией. И в таком случае все было бы, как говорится, «шито-крыто». Организаторы провокации предусмотрели и другой вариант, объективно вытекающий из действий суверенного государства против нарушителя границы: если он будет сбит, поднять новую волну антисоветской клеветы и инсинуаций.
Как бы провокаторы ни старались оправдать затеянную ими акцию, спрятать «концы в воду», логика фактов неумолимо разоблачает их. В заявлении Советского правительства, а также на пресс-конференции, проведенной в Москве Министерством обороны СССР и Министерством иностранных дел СССР, полностью разоблачены лживые и клеветнические антисоветские заявления. Так, установлено с неопровержимой достоверностью, что 31 августа накануне вторжения южнокорейского самолета в воздушное пространство СССР в этом районе было зарегистрировано семь полетов американских самолетов-разведчиков типа РС-135. В тот день в течение трех часов на высоте 8000 метров в непосредственной близости от места вхождения южнокорейского самолета в советское воздушное пространство наблюдался маневрирующий самолет-разведчик этого типа. Одновременно вблизи советских территориальных вод появились три американских военных корабля. В 4 часа 41 минуту камчатского времени 1 сентября в районе барражирования самолета-разведчика появился второй самолет с радиолокационной отметкой, аналогичной РС-135. Обе машины сблизились до полного слияния отметок на экране радиолокационной станции, затем одна из них взяла курс на Аляску, а другая — на Петропавловск-Камчатский. Советская диспетчерская служба пыталась установить связь с самолетом, чтобы указать на факт нарушения. Однако он на запросы не отвечал и продолжал полет тем же курсом, углубляясь в наше воздушное пространство.
Для опознания самолета и оказания ему помощи были подняты советские военные самолеты. На их команды нарушитель не отвечал, продолжая полет с выключенными аэронавигационными огнями. Причем его курс заведомо не случайно пролег над нашими важными военными объектами, расположенными на Камчатке. В то же время он передавал короткие кодированные сигналы, обычно применяемые при передачах разведывательной информации.
При подходе нарушителя к Сахалину наши самолеты вновь пытались установить с ним связь и вывести на ближайший советский аэродром. Были предприняты попытки выйти на связь с ним на фиксированной международной аварийной частоте. Однако тот стал маневрировать по курсу и высоте, применил, в частности, прием, используемый РС-135 при аналогичных встречах с истребителями ПВО: выпустил все закрылки, «набух», стал терять скорость. Расчет был на то, что советский военный самолет проскочит вперед. Уловка эта не удалась: слишком хорошо знают наши летчики повадки воздушных шпионов. И тогда он вновь прибавил скорость. При этом, резко изменив курс, обошел позиции наших зенитных ракетных частей и прошел над важными военными объектами, расположенными на территории Сахалина. Все это не оставляло сомнений в том, что данный полет имеет разведывательную цель.
Была предпринята еще одна попытка посадить самолет-нарушитель на аэродром: с советского перехватчика сделаны четыре предупредительных очереди из пушек трассирующими снарядами. В еще по-ночному темном небе они были отчетливо видны. И вновь самолет-шпион не подчинился требованиям, а попытался уйти, взяв курс на Владивосток. Тогда по приказу его полет был пресечен.
Есть основания утверждать, что в зоне, где произошло нарушение советского воздушного пространства, действовал самолет Е-3А (АВАКС), контролировавший полеты и самолета-нарушителя, и наших истребителей. Кроме того, обращает на себя внимание строгая синхронизация по времени полета южнокорейского «Боинга» и полета американского разведывательного искусственного спутника «Феррет-Д», который фиксировал работу наших радиотехнических средств ПВО как в их обычном, повседневном режиме, так и в период обнаружения ими самолета-нарушителя.
На фоне таких фактов жалким лепетом выглядят попытки американской администрации изобразить дело так, будто СССР «совершил нападение» на случайно заблудившийся гражданский пассажирский самолет. Над нашей страной летают тысячи иностранных самолетов, и всегда их безопасность гарантировалась — ведь они совершают мирные рейсы. А вот тот, кто вторгался в наше воздушное пространство со шпионским заданием, не мог рассчитывать на безнаказанность. Убедительный пример тому — полет американского разведчика У-2. Кстати, и тогда оголтелые империалистические круги стали разжигать клеветническую антисоветскую кампанию. Но неопровержимые улики и доказательства заставили их сознаться в преднамеренности действий шпионского самолета.
За последнее время нарушение американскими самолетами советских государственных границ в расчете на безнаказанность приняло систематический характер. Только в текущем году их было двенадцать, в том числе 4 апреля самолетами палубной авиации с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз». По этому поводу Советский Союз заявил официальные протесты. Однако на них не последовало никакой реакции. Даже наоборот: провокационные действия американских самолетов участились. Есть данные, что специальные службы США все в большей мере стали использовать самолеты гражданской авиации в разведывательных целях, причем не только свои, но и других стран, в том числе Южной Кореи.
Уходя от прямых ответов, всячески скрывая правду, вашингтонская администрация пытается навязать мировой общественности мысль о «жестокости совершенной акции». Но разве советская сторона не сделала все от нее зависящее, чтобы не применять крайних мер? Воздушные границы Советского Союза установлены Законом о государственной границе СССР и определены в строгом соответствии с нормами международного права. Самолет-нарушитель явно пренебрег этим Законом и мог быть уничтожен многократно и гарантированно еще над Камчаткой зенитными ракетами. Однако советской стороной была проявлена предельная выдержка.
Руководящие круги Советского Союза выразили сожаление в связи с человеческими жертвами. Вместе с тем мы решительно осуждаем тех, кто допустил гибель людей, а теперь использует случившийся факт в целях нагнетания антисоветской истерии и международных осложнений.
«Империализм запутался во внутренних и межгосударственных антагонизмах, потрясениях, конфликтах, — подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. — ...Резко увеличилась агрессивность ультрареакционных сил во главе с империализмом США». Такая политика не может принести успеха, но своим авантюризмом она крайне опасна для человечества. Чтобы продлить свое существование, империализм готов идти на любые жертвы и провокации, подобно преступной акции с южнокорейским самолетом. Все это накладывает на воинов наших Вооруженных Сил, советских авиаторов большую ответственность за поддержание высокой боевой готовности, призывает еще более усилить бдительность, чтобы быть готовыми в любой момент дать отпор провокаторам и агрессорам.
«Авиация и космонавтика» №11, ноябрь, 1983 г.
*
The anti-Soviet hysteria raised by the US administration around the fact of the South Korean Boeing 747 aircraft invading the USSR airspace on the night of September 1, 1983, still makes itself felt today. The organizers of this dirty provocation openly tried to make political capital out of it, and did not disdain to shamelessly speculate on the human tragedy that had occurred. What is the White House's calculation based on in the slanderous campaign it has unleashed? Its goal is obvious: to expand and deepen the front of the notorious "crusade" against socialism, to raise a new wave of anti-Sovietism and anti-communism, to cast a shadow on the peace-loving foreign policy of the Soviet Union.
It is known: as is the policy, so are its methods. The Washington administration has proclaimed its credo: peace based on strength. This does not mean maintaining good neighborly relations with other states, not respecting the sovereignty of countries with different social systems, but crude military intervention, economic pressure, ideological sabotage, political blackmail and outright terror. Thus, the provocative undertaking with the South Korean plane is one of the links in a general chain of dirty provocations aimed at preventing the normalization of relations between the East and the West.
When planning the criminal action, its instigators calculated as follows: if the spy plane manages to fly unhindered over the territory of the USSR, it will supply the Pentagon with the intelligence information it needs. And in that case, everything would be, as they say, "sewn up and covered up." The organizers of the provocation also foresaw another option, objectively resulting from the actions of a sovereign state against a border violator: if it is shot down, they will raise a new wave of anti-Soviet slander and insinuations.
No matter how hard the provocateurs try to justify the action they have started, to hide the ends in the water, the logic of the facts inexorably exposes them. The statement of the Soviet government, as well as the press conference held in Moscow by the USSR Ministry of Defense and the USSR Ministry of Foreign Affairs, completely exposed the false and slanderous anti-Soviet statements. Thus, it has been established with irrefutable certainty that on August 31, on the eve of the incursion of the South Korean aircraft into the airspace of the USSR, seven flights of American reconnaissance aircraft of the PC-135 type were registered in this area. On that day, for three hours at an altitude of 8,000 meters in the immediate vicinity of the place where the South Korean aircraft entered Soviet airspace, a maneuvering reconnaissance aircraft of this type was observed. At the same time, three American warships appeared near Soviet territorial waters. At 4:41 am Kamchatka time on September 1, a second aircraft with a radar mark similar to the RS-135 appeared in the patrol area of the reconnaissance aircraft. Both aircraft approached each other until the marks on the radar screen merged completely, then one of them headed for Alaska, and the other for Petropavlovsk-Kamchatsky. Soviet air traffic control attempted to establish contact with the aircraft to indicate the fact of the violation. However, it did not respond to requests and continued to fly on the same course, deepening into our airspace. Soviet military aircraft were raised to identify the aircraft and provide assistance to it. The intruder did not respond to their commands, continuing to fly with its air navigation lights turned off. Moreover, its course obviously did not accidentally lie over our important military facilities located in Kamchatka. At the same time, it transmitted short coded signals, usually used in the transmission of intelligence information.
As the intruder approached Sakhalin, our aircraft again attempted to establish contact with it and lead it to the nearest Soviet airfield. Attempts were made to contact it on a fixed international emergency frequency. However, it began to maneuver in course and altitude, and used, in particular, the technique used by the RS-135 during similar encounters with air defense fighters: it released all flaps, "swelled up", and began to lose speed. The calculation was that the Soviet military aircraft would slip ahead. This trick failed: our pilots know the habits of aerial spies too well. And then it picked up speed again. At the same time, having sharply changed course, it bypassed the positions of our anti-aircraft missile units and passed over important military facilities located on the territory of Sakhalin. All this left no doubt that this flight had a reconnaissance purpose. Another attempt was made to land the intruder at the airfield: the Soviet interceptor fired four warning bursts of tracer shells from its cannons. They were clearly visible in the still dark night sky. Once again, the spy plane did not comply with the demands, but tried to leave, heading for Vladivostok. Then, by order, its flight was stopped. There is reason to believe that an E-3A (AWACS) aircraft was operating in the zone where the violation of Soviet airspace occurred, monitoring the flights of both the intruder and our fighters. In addition, the strict synchronization in time of the flight of the South Korean Boeing and the flight of the American reconnaissance artificial satellite Ferret-D, which recorded the operation of our air defense radio-technical means both in their normal, everyday mode and during the period of their detection of the intruder, attracts attention. Against the background of such facts, the attempts of the American administration to portray the matter as if the USSR "attacked" a civilian passenger plane that had accidentally strayed look like pathetic babble.
Thousands of foreign planes fly over our country, and their safety has always been guaranteed - after all, they are making peaceful flights. But anyone who invaded our airspace with a spy mission could not count on impunity. A convincing example of this is the flight of the American U-2 reconnaissance plane. Incidentally, even then, rabid imperialist circles began to stir up a slanderous anti-Soviet campaign. But irrefutable evidence and proof forced them to admit to the deliberate actions of the spy plane. Recently, the violation of Soviet state borders by American planes in the hope of impunity has become systematic. This year alone, there were twelve of them, including on April 4 by carrier-based aircraft from the aircraft carriers Midway and Enterprise. The Soviet Union lodged official protests on this matter. However, there was no reaction to them. On the contrary: provocative actions by American aircraft became more frequent. There is information that US special services have increasingly begun to use civil aviation aircraft for reconnaissance purposes, not only their own, but also those of other countries, including South Korea.
By avoiding direct answers and hiding the truth in every possible way, the Washington administration is trying to impose on the world community the idea of the "cruelty of the action committed".
But didn't the Soviet side do everything in its power to avoid extreme measures? The air borders of the Soviet Union are established by the Law on the State Border of the USSR and are determined in strict accordance with the norms of international law. The violating aircraft clearly disregarded this Law and could have been destroyed many times and with certainty over Kamchatka by anti-aircraft missiles. However, the Soviet side showed extreme restraint.
The leading circles of the Soviet Union expressed regret over the human casualties. At the same time, we strongly condemn those who allowed the death of people and are now using this fact to whip up anti-Soviet hysteria and international complications.
"Imperialism has become entangled in internal and interstate antagonisms, upheavals, and conflicts," it was emphasized at the June (1983) Plenum of the CPSU Central Committee. "...The aggressiveness of the ultra-reactionary forces led by US imperialism has sharply increased." Such a policy cannot bring success, but its adventurism is extremely dangerous for humanity. In order to prolong its existence, imperialism is ready to make any sacrifices and carry out any provocations, like the criminal action with the South Korean plane. All this imposes a great responsibility on the soldiers of our Armed Forces and Soviet aviators to maintain high combat readiness, and calls for even greater vigilance in order to be ready to repel provocateurs and aggressors at any moment.
"Aviation and Cosmonautics" No. 11, November, 1983
*