Кажется, все готово. Самовар кипит, стол ломится от угощения: пироги с капустой и яблоками, ватрушки, крендельки, бублики.
А вот и долгожданные гости. Сколько их — со всех концов страны пожаловали — с Камчатки, из Белоруссии, Сибири, Казахстана, Крыма.
Окидываю критическим взглядом стол, все вроде бы в порядке, сейчас услышу восторженные возгласы...
— А где вальдшнеп с острыми приправами? — обиделся высокий мужчина из Минска, — Обещали дичь, а подаете бублики.
— Может, чайку с дороги, — предложила я.
— Ты, хозяйка, сегодня отдохни. Мы сами попробуем стол организовать. Повара с собой не случайно захватили, как знали, что здешнее гостеприимство пирогами обернется. Ну что, приступим? — обратился минчанин к кулинару.
— Берем килограмм кабаньего мяса, — с готовностью затараторил тот, — укладываем на дно кастрюли, сверху поливаем вином. И так, не останавливаясь, по мере выкипания.
— И сколько же ложек потребуется? — спросили гости из Москвы.
— Ложкой не обойдетесь. Готовьте сразу четыре бутылки.
— Кто вам секрет такого блюда открыл? — не отставали москвичи.
— Никакого секрета. В белорусском журнале «Родная природа» вычитал. Там и про фазана, и про зайца написано. Все они обильно сдобрены алкоголем, просто купаются в вине.
— А про десерт ничего рассказать не можете? — вмешивается в разговор гость из Харькова. — Хочется чего-нибудь сладенького. Помню, судьба занесла меня в Новосибирск. Купил там полуфабрикат для приготовления домашнего торта. Спасибо кондитерам объединения «Восход» управления хлебопекарной промышленности Новосибирского исполкома. Вот кто проявляет истинную заботу о людях в условиях нарастающего дефицита винно-водочных изделий. Итак, ближе к торту. Берем стакан...
— Вот это по-нашему, — оживились некоторые гости.
— Нет, вы меня не так поняли, — поправил их рассказчик, — стакан воды — для сиропа. Но это начало, а потом все отлично пойдет. Кладем в него сахар. Затем добавляем ром, коньяк, вино, наливки.
— Что это — торт на троих? — спросил товарищ из Саратова.
— Грубо шутите, — обиделся харьковчанин. — Мы же не без совести. Не для себя стараемся. Все лучшее — детям. Пусть едят на здоровье, пока не запоют.
— А я считаю такие изделия алкогольной пропагандой, — вмешался в разговор М. Иванов из Петропавловска-Камчатского, — с ней надо бороться самым активным образом. «Как ни далеко пойдет агитация антиалкогольная, она будет слаба, пока не будет нанесен серьезный удар агитации алкогольной».
— Кто это у нас такой умный? — спросил певец вальдшнепа с острыми приправами. — А может, ты не сам придумал, а где-то вычитал?
— Так считал Михаил Кольцов, известный журналист. И я его полностью поддерживаю.
— Вот, например, эти деликатесы для кого предназначены? — окинул широким жестом М. Иванов вазочки с конфетами. В изобилии были представлены «Коньячная» и «Ромовая» карамели, ликер «Сливовый».
— Надо бы детишек позвать, — предложил некто доселе молчавший. — Они любят сладенькое.
— Нет, такие забавы не для детей, — снова загрустил товарищ из Петропавловска-Камчатского.
— Почему?! — дружно удивились за столом. — Это ж так вкусно.
И все проглотили по конфетке.
— Конечно, вкусно. Но мне от этого стало как-то тревожно. А вдруг детям понравится, и им захочется употребить ромовую начинку в чистом виде, — не унимался серьезный Иванов с далекой Камчатки.
— Как упрощенно вы понимаете проблему, — обиделись кондитеры из Караганды, — Может быть, и шоколадный батон с такой же начинкой изъять из употребления?
— Дело вовсе не в том, чтобы уничтожать винно-водочные богатства, в каком бы виде они не существовали. Главное — научить человека правильно выпивать, — отозвался чей-то голос из угла. — Плохо, например, у нас используются новейшие достижения в производстве и розливе вин. Вот мне 19 лет, а я в этом кое-что понимаю. И посоветовать могу. Кстати, сам я из Крыма, а зовут меня... Хотя это неважно. К чему я веду. А вот к чему: пить надо красиво! Поняли? Первым делом взгляните на этикетки. Вот хотя бы на эту. Какая игра красок: на черном фоне оранжевые размытые полутона и строгие буквы «Золотой ранет» написано. Красиво? Не какое-нибудь «Степное» без роду и племени, а все как в лучших домах со вкусом и изяществом. Думаете, это вульгарная водка? Ошибаетесь. Всего-навсего крепкий яблочный напиток. Так, по крайней мере, утверждает этикетка, а с ней и товарищи из Житомирского облпищепрома.
— Не плеснете мне капельку в этот хрустальный бокал? — спросила дама, желающая остаться инкогнито. — Если напиток, значит, это питательно. Правильно я думаю? Даже не знаю, как к нему подступиться.
— Вы что, телевизор не включаете, в кино не ходите? Посмотрели бы, как в некоторых картинах герои рюмку опрокидывают, — сразу научились бы.
— Простите, какие герои — отрицательные или положительные? — поинтересовалась дама.
— Да разница в них только та, что отрицательные пьют где-нибудь на «хазе» или в подъезде, а положительные — на банкетах и по случаю. Состав спиртного от этого не меняется.
— Ребята, что мы шумим, — поднял вверх руки селянин из Крыма. — После такого угощения неплохо бы спеть — душа просит.
И за столом дружно грянули разудалую песню.
Ну вот, наконец гости разошлись. Остались после них визитные карточки — фантики от карамели коньячной, шоколадного батона с ромовой начинкой, яркие винные этикетки, пачка от новосибирского торта «Юбилейный». Кстати, попробовала испечь его без фирменного сиропа, без коньяка и наливок — получилось вкусно, детям понравилось.
Когда пекла торт, задумалась: настолько ли безобидна эта мизерная, незначительная, и оттого считавшаяся «дозволенной» доза алкоголя. Сначала она кажется не страшной. Но может независимо от нас увеличиваться постепенно. Скажем, до тех размеров, пока сами мамы и папы с кондитерских заводов не начнут бороться с алкоголизмом собственных детей.
Не с этих ли детских штучек с ромовой начинкой начинаются беды и слезы, не с «безобидных» ли пьянок на телеэкранах, где «многоуважаемая бутылка», для которой почему-то указ не писан, кочует из фильма в фильм, одетая во все фирменное, с заграничными наклейками, или облаченная в яркое платье отечественного производства.
«Думаю... необходимо завести рубрику по борьбе с контрой. Этой контры, увы, очень много, особенно на экранах кино, телевидения, в театрах, в рекламе».
Как вы думаете, о какой контре говорит знакомый нам М. Иванов из Петропавловска-Камчатского? Все о ней — о водке. В какие бы одежды она не рядилась.
З. Кудря
Благодарю наших читателей, которые помогли мне сегодня принять гостей: В. Соколова из Гродно, Л. Калета из Саратова, М. Иванова из Петропавловска-Камчатского, А. Иванченко из Минска.
1987 г.