«Мельер едва ли не самый всенародный, и потому прекрасный художник нового искусства»
Л. Н. Толстой
Мольер был драматургом и актером. Но мастерство артиста ушло вместе с ним, а комедии его живут и в наши дни, бичуя человеческие пороки.
Вся жизнь Жана-Батиста Поклена с юных лет была отдана театру. Он собрал небольшую труппу таких же молодых, как и он сам, актеров, профессионалов и любителей. Они назвали себя «Блистательным театром». Дела у труппы шли неважно, и существование театра завершилось тем, что Жан-Батист, принявший псевдоним «Мольер» в честь писателя-вольнодумца Мольера Д’Эссертина, попал в тюрьму за долги. Выйдя на свободу, Мольер вместе с близкими друзьями Бежарами становится бродячим актером. 13 лет продолжались его скитания по провинции. Это было бурное время народных мятежей против гнета абсолютизма, оно наложило свой отпечаток на творчество Мольера.
В этот период Жан-Батист начинает писать небольшие пьески для своей труппы. Они имели успех, и труппа Мольера была вызвана в Париж. Здесь и прошли последние 14 лет его жизни. Мольер написал за эти годы 29 пьес, сыграл в них главные роли, а кроме того, был режиссером и директором театра.
Общество аристократов и богатых выскочек не прощало Мольеру того, что он показал его истинное лицо. Драматург писал с гордостью: «Они критикуют мои пьесы? Тем лучше! Боже меня избави писать так, чтобы они восторгались! Это было бы для меня позором».
И хотя Мольер бичевал в своих комедиях не общечеловеческие абстрактные пороки, а конкретных носителей зла и общество, которое их породило, мы в наше время называем лицемера Тартюфом, волокиту — Дон Жуаном, а напыщенного невежду — «мещанином во дворянстве».
Главными врагами Мольера были ханжи и святоши, они преследовали драматурга, добивались запрещения его пьес, закрывали его театр. 5 лет боролся Мольер за то, чтобы увидеть своего гениального «Тартюфа» на сцене; пьеса вышла в свет только в третьей редакции. «Дон Жуан» был запрещен после пятнадцати представлений и смог вернуться на подмостки французской сцены лишь через 176 лет.
В одном из доносов на Мольера говорилось: «Он заслуживает того, чтобы его предали, в назидание другим, публичной казни — сожжению на костре».
Тяжело больной Мольер в последний вечер своей жизни исполнил главную роль в комедии «Мнимый больной». Огромным напряжением воли доведя спектакль до конца, он скончался в ту же ночь. У его постели не было ни врача, ни священника. Парижский архиепископ запретил хоронить Мольера по церковному обряду. Его похоронили без всяких торжеств, за оградой кладбища.
Мольер оказал огромное влияние на мировую литературу. Его по справедливости называют отцом комедии нового времени.
И. Михайлова, 1980 год
"Melliere is perhaps the most popular, and therefore a wonderful artist of the new art"
L. N. Tolstoy
Moliere was a playwright and an actor. But the artist's skill went with him, and his comedies live on to this day, castigating human vices.
Jean-Baptiste Poquelin's entire life from his youth was devoted to the theater. He gathered a small troupe of actors as young as himself, professionals and amateurs. They called themselves the "Brilliant Theater." The troupe was not doing well, and the theater's existence ended with Jean-Baptiste, who adopted the pseudonym "Moliere" in honor of the freethinking writer Moliere d'Essertine, going to prison for debt. Upon his release, Moliere, together with his close friends the Bejarts, became a wandering actor. He wandered around the provinces for 13 years. It was a turbulent time of popular rebellion against the oppression of absolutism, which left its mark on Moliere's work.
During this period, Jean-Baptiste began writing short plays for his troupe. They were a success, and Moliere's troupe was called to Paris. The last 14 years of his life were spent here. Moliere wrote 29 plays during these years, played the leading roles in them, and was also a director and manager of the theater.
The society of aristocrats and rich upstarts did not forgive Moliere for showing his true face. The playwright wrote with pride: "They criticize my plays? So much the better! God forbid that I write in such a way that they admire them! It would be a disgrace for me." And although Moliere castigated in his comedies not universal abstract vices, but specific bearers of evil and the society that gave birth to them, in our time we call a hypocrite Tartuffe, a womanizer Don Juan, and a pompous ignoramus a "bourgeois in the nobility." Moliere's main enemies were bigots and sanctimonious people, they persecuted the playwright, sought to ban his plays, and closed his theater. Moliere fought for 5 years to see his brilliant "Tartuffe" on stage; the play was published only in the third edition. "Don Juan" was banned after fifteen performances and was able to return to the French stage only 176 years later.
One of the denunciations of Moliere said: "He deserves to be betrayed, as a lesson to others, to a public execution - to be burned at the stake." Seriously ill Moliere played the leading role in the comedy "The Imaginary Invalid" on the last evening of his life. Having brought the performance to the end with a huge effort of will, he died that same night. There was neither a doctor nor a priest at his bedside. The Parisian archbishop forbade Moliere to be buried according to church rites. He was buried without any ceremonies, outside the cemetery fence. Moliere had a huge influence on world literature. He is rightly called the father of modern comedy.
I. Mikhailova, 1980