Второй этап открытого чемпионата Владивостока по трофи-рейдам — «Сандуга 2006» проходил у реки Нежинка (старое название Сандуга). На время трофи она стала нашей неизменной спутницей. И в лагере и в пути мы слышали шум воды, перекатывавшей через камни на мелях, словно сотни ручейков тоже участвовали в каком-то соревновании — стремились скорее преодолеть все преграды, возникающие на пути.
В соревновании участвовали 3 зачетные категории: Стандарт, Спорт и Рейд.
В Стандарте (он же туризм) участвуют стандартные внедорожники, трасса у них легче, и максимум что позволено - это установить колеса на размер больше указанного производителем. В этот раз в соревнованиях участвовали 8 автомобилей — Датсун, ММС, Эскудо, два Джимми, Прадо и Сафари.
В Спорте едут уже специально подготовленные автомобили — здесь и над подвеской поколдовали умелые руки, и кузов претерпел изменения, усилены все несущие конструкции. Надо сказать, что одно изменение непременно влечет за собой последующие — существует своеобразная цепная реакция. Остановиться нельзя, это сравнимо с азартом игры в казино — неважно выигрываешь ты или нет, тебе просто нестерпимо хочется играть дальше. Лифтинг, установка максимального размера колес, усиление подвески, гидроизоляция, блокировка мостов воздухозаборника, две лебедки, металлические бамперы - это только малая часть того, что присутствует в автомобилях азартных игроков, едущих в категории Спорт. На этот раз их набралось 26 экипажей.
Отдельно нужно рассказать об автомобилях прототипах — здесь игроки переходят уже в новое качество — их чем-то не устраивает каждый автомобиль, а для себя они хотят только лучшего. И вот из различных игрушек собирается некий конструктор или прототип. Берется все самое лучшее от нескольких автомобилей и создается трансформер — кузов от Прадо, тракторные колеса, мосты Сафари. На создание такого автомобиля уходит несколько лет. Конструкция подвески разработана по военным автомобилям. Забегу вперед, сказав, что такой автомобиль пришел на старт первым.
Третья зачетная категория — это Рейд. Здесь идет команда, состоящая из двух подготовленных автомобилей, они вместе стартуют, вместе преодолевают дорогу и вместе должны финишировать.
Уже несколько лет все наши состязания начинаются со старта из Владивостока с площади у подлодки С-56. Представитель администрации города говорит напутственную речь — все формальности соблюдены, можно отправляться в дорогу.
На месте все происходит согласно регламенту. Автомобили отправляются в закрытый парк, и техкомиссар проводит проверку на соответствие машин заявленным категориям. Обычно казусов не бывает, все участники ознакомлены и с регламентом и с правилами, согласно которым и оборудуют автомобили. Все имеют необходимые запчасти, а некоторые даже запасаются впрок, запас еды, воды и медикаментов.
Вечером проходит жеребьевка, с помощью которой определяется порядок старта. Звучит вечерний отбой. На следующее утро начнется основная часть соревнований. Обычно прохождение трассы занимает не более 1-2 суток. Начинается все после полудня, чтобы несколько усложнить задачу джипперов — часть пути им придется проделать ночью.
Утром необходимо встать бодрыми и свежими, перед стартом существует обязательный момент — медкомиссия.
Два врача проверяют кровяное давление и общее состояние спортсменов. Некоторым приходится проходить комиссию несколько раз, иногда даже откладывая время старта.
Всем участникам выдается легенда, согласно которой им предстоит двигаться в течение суток. В этот раз трасса была очень тяжелая — поэтому точек, на которых необходимо отметиться, было всего 4 с пенализацией (штрафом) от 6 до 12 часов за отсутствие отметки. Сама отметка проходит очень интересно: по правилам необходимо подъехать максимально близко к предмету, который является «точкой», одной рукой держась за этот предмет, другой за автомобиль, позировать для фотографии. При этом должны быть видны регистрационные знаки машины или бортовой номер. Одной из самых сложных точек в прошедшем соревновании была скала посередине глубокого ручья. Чтобы дотянуться до скалы, машина должна была заехать в воду практически полностью.
Всю дорогу, а это около 100 километров, можно разделить на 3 секции. Вначале был подъем вверх по течению Сандуги, затем автомобили ушли в распадок. Здесь не было колеи, зато был очень сложный рельеф с большими склонами, скатами и обрывами. На этом участке один из автомобилей перевернулся. Крутой обрыв или рессорная подвеска — неизвестно что сыграло здесь решающую роль. Но автомобиль упал на бок, и три экипажа остались, чтобы помочь незадачливому спортсмену. Скорость была небольшой и мягкая земля спружинила, поэтому никаких серьезных повреждений в автомобиле переворот не вызвал. Правда, соревнования для него на этот раз были уже закончены.
Природа вокруг великолепная, однако, оглядываться на нее времени не было — все наше внимание отнимала дорога. Мы даже не отвлекались на тучи мошки — в движении она донимала несильно, а вот когда мы останавливались, она кружила вокруг живым облаком.
Через час после старта погода решила, что баловать нас незачем и усложнила задачу - пошел проливной дождь с грозой. Даже через 20 километров по грязи автомобиль был практически чистый. Вода заливала лобовое стекло так, что даже при максимуме работы дворников все равно ничего нельзя было разглядеть, и двигаться приходилось практически на ощупь. Дальше по маршруту двигаться пришлось в сопку, переезжать через ручей. Здесь самым сложным было выбрать правильный путь — одно неверное движение и можно сесть на камни.
Вторым испытанием для наших автомобилей была Шуфановская дорога — это бывший танковый полигон — практически прямая, она тем не менее преподнесла нам свои сюрпризы: здесь были очень глубокие колеи, в которых машины буквально ползли, цепляя и таща за собой килограммы грязи.
Затем был очередной спуск в распадок, путь по пересохшему руслу реки — своеобразный «каменный триал» — штурман шел впереди и говорил водителю, куда и как следует ехать, чтобы преодолеть очередную каменную ловушку.
Затем легенда делала петлю и поворачивала назад. Последние 40 километров пути шли по объединенной трассе, и на всем пути назад можно было увидеть всех, кто по той или иной причине остался на дороге. Многие уже ремонтировали свои автомобили, разводили костры и жарили шашлыки. Запах дыма и жарившегося мяса напоминал о том, что за те сутки, которые провели в пути, мы практически ничего не ели — спортивный ритм, на котором держится организм в течение трофи, не позволяет чувству голода взять верх.
Мы пришли на финиш четвертыми, и следующие 5 часов не появилось ни одного автомобиля. 30 машин так и не смогли преодолеть дорогу. Правда, эвакуировать пришлось только 8 экипажей, плюс одну машину от рейда. Остальные хоть и медленно, но ехали сами. Половина ушла в аварийные выходы, которые были по дороге. Эвакуация прошла за сутки — военный УРАЛ в сопровождении эвакуационного отряда вез сварку, электрогенератор, запасные колеса, воду, продукты и инструменты. Пять автомобилей ремонтировались в ожидании эвакуации, еще один, который вообще не мог ехать из-за поломки, сам добрался до лагеря на одной лебедке. Машина — одна из команды Рейд — вообще осталась на дороге без инструментов. Второй автомобиль, отправившийся за помощью, увидев по дороге «спасательный отряд», со спокойной душой отправился в лагерь и увез все инструменты с собой.
Те, кто сумел одержать победу и над собой и над природой, могут по праву гордиться этим. Мало чести победить в легкой борьбе, зато такую трассу многие из нас будут помнить всю жизнь.
Победителями второго этапа открытого чемпионата Владивостока по трофи-рейдам – «Сандуга 2006» стали:
Класс «Стандарт»
I место — 108, Белослюдцев Вадим, Арбузов Алексей, г. Уссурийск, SUZUKI SAMURAI, СТК «Рубеж»
II место — 104, Артамонов Михаил, Ядов Андрей, г. Владивосток, SUZUKI JIMNI, СТК «Внедорожник»
III место — 107, Горбатей ко Павел, Горбатей ко Алексей, г. Владивосток, NISSAN SAFARI
Класс «Рейд»
I место — 206, Губин Сергей, Березин Вадим, Добжинекий Виталий; 205 Цюпра Павел, Алексеев Алексей, г. Владивосток, ММС PAJERO, NISSAN SAFARI, клуб «Вепрь 4x4».
Остальные экипажи сошли и в зачёт не попали.
Класс «Спорт»
I место — 306, Ерошенко Дмитрий, Патери кин Константин, г. Владивосток, клуб «Вепрь 4x4», прототип на базе TOYOTA PRADO 77
II место — 308, Просянников Александр, Борисов Юрий, г. Уссурийск, СТК «Рубеж», ГАЗ-69
III место — 311, Власенко Павел, Власенко Сергей, г. Владивосток, NISSAN SAFARI
IV место — 304, Жихарев Дмитрий, Куч ев Сергей, г. Дальнегорск, NISSAN SAFARI, СТК «Внедорожник»
V место — Коваленко Евгений, Коваленко Сергей, г.Уссурийск, NISSAN SAFARI, СТК «Рубеж».
В командном зачете I место — завоевал «Внедорожник» , II место — получил «Рубеж-2», III место — оставил за собой «Вепрь-1». Также вне зачёта выступили квадрациклы класс ATV, участники получили памятные дипломы трофи-рейда «Сандуга 2006».
Анастасия Клаиновская, 2006 год