Проблема распространения ядерного оружия
Прислано Pretich October 13 2024 20:40:16

Оружие массового поражения - проблемы распространения

Проблема распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки приобретает в настоящее время исключительную остроту. Это связано с тем, что в условиях современного мирового порядка, для которого характерно возрастание угрозы развязывания новых или расширения уже происходящих региональных конфликтов, руководство некоторых государств для достижения политических и военных целей может прибегнуть к применению оружия массового поражения (ОМП).

Естественно, что возможности великих держав по сдерживанию таких действий существенно сократились после прекращения глобального противоборства между системами социализма и капитализма, когда большинство развивающихся стран примыкало к одному из лагерей, а это существенным образом отражалось на их политике. Кроме того, многие государства, используя созданную технологическую и производственную базу и накопленные ресурсы, способны разрабатывать ОМП уже самостоятельно, без помощи ведущих промышленно развитых стран.

Наибольшую опасность представляет собой распространение самого разрушительного вида оружия - ядерного, поражающую мощь которого наглядно продемонстрировал и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществленные американцами в 1945 году. Несмотря на катастрофические последствия этой акции, человечеству потребовалось некоторое время для осознания опасности повторения массовых разрушений и гибели многих тысяч людей в результате возможного применения ядерного оружия даже в ограниченном масштабе.

В 60-е годы реалистически мыслящие государственные деятели достигли взаимопонимания в вопросе о том, что увеличение числа стран-обладателей ядерного оружия реально ставит под угрозу международную стабильность и усиливает вероятность всемирной катастрофы. В результате совместных усилий ряда стран был подготовлен и в июле 1968 года открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, вступивший в силу в марте 1970-го.

Первоначально документ подписали СССР, США, Великобритания и около 50 других стран. Сейчас участниками договора являются почти 160 государств, в том числе все пять ядерных держав (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай). Оказавшиеся после распада СССР обладателями ядерного оружия Украина, Беларусь и Казахстан также присоединились к нему (по состоянию на март 1994 года Украиной не ратифицирован).

По условиям этого документа государства, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то пи было ядерные взрывные устройства и контроль над ними, а также не помогать и не поощрять неядерные страны к его производству или приобретению. В свою очередь, неядерные государства берут на себя ответственность нс получать от кого бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не осуществлять контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие либо другие ядерные взрывные устройства, не добиваться и нс принимать помощи в их производстве.

Вместе с тем договор закрепляет право государств-участников развивать исследования, расширять производство и использование ядерной энергии в мирных целях, способствовать возможно более полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информаций.

Основным инструментом контроля за нераспространением ядерного оружия стало Международное агентство по атомной энергии - МАГАТЭ (создано в 1955 году), с которым каждая участвующая в договоре страна, нс обладающая ядерным оружием, должна заключить соответствующее соглашение. Представители данного агентства в ходе проведения многочисленных инспекций осуществляют наблюдение за ядерными установками и материалами путем изучения учетных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, технического состояния реакторов, выполнения мер безопасности и т.д. Главная цель МАГАТЭ - не допустить переориентации программ развития атомной энергетики на военные цели. В своей работе оно сотрудничает с Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом, 1957) для координации и финансирования совместных действий ряда европейских стран в области производства и использования атомной энергии в мирных целях.

Для рассмотрения действия договора в 1975, 1980, 1985 и 1990 годах проводились конференции, на которых вырабатывались рекомендации но дальнейшему укреплению режима нераспространения ядерного оружия. Очередная встреча запланирована на весну 1995 года. Предстоящий форум имеет исключительно важное значение, поскольку в послеконфронтационный период впервые за многие годы создалась по-настоящему благоприятная обстановка для того, чтобы укрепить договор и сделать его эффективным средством поддержания мира и международной безопасности.

Наибольшую озабоченность у мирового сообщества с точки зрения нарушения режима нераспространения ядерного оружия вызывают так называемые «около-ядерные», или «пороговые», страны, реализующие военные ядерные программы. К ним до последнего времени обычно причисляли Аргентину, Бразилию, Израиль, Индию, Ирак, Иран, КНДР, Ливию, Пакистан, Тайвань и ЮАР.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов некоторые из этих государств, по свидетельству специалистов, существенно сократили работы по созданию собственного ядерного оружия или вообще были лишены возможности продолжать их. Так, после войны в зоне Персидского залива производственные мощности Ирака почти полностью были выведены из строя. ЮАР добровольно отказалась от своего военного ядерного потенциала (всего было накоплено шесть ядерных взрывных устройств) и под контролем МАГАТЭ уничтожила это оружие и документацию на него. Ливия и Тайвань, как полагают, вряд ли смогут заполучить ядерное оружие в обозримом будущем. После активизации деятельности Организации за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне стало возможным придать этому региону безъядерный статус и реально подключить к данному процессу Аргентину и Бразилию, которые, похоже, в настоящее время отказались от создания собственного ядерного оружия.

Таким образом, на нынешнем этапе наибольшую обеспокоенность вызывают военные ядерные программы нижеперечисленных государств, которые к тому же располагают ракетным оружием.

Израиль, как считают многие западные аналитики, обладает наиболее мощным и развитым потенциалом, насчитывающим, по разным оценкам, от 50 до 300 ядерных боеприпасов. В стране имеются также современные средства доставки ядерного оружия, прежде всего до 100 баллистических ракет «Иерихон» с дальностью пуска около 1500 км и полезной нагрузкой 650 кг.

Индия продемонстрировала свои ядерные возможности еще в 1974 году, когда она провела испытание атомного взрывного устройства. Произведенного в стране плутония достаточно, по оценкам военных экспертов, для создания 25-60 ядерных боеприпасов. Продолжаются испытания баллистических ракет «Агни» с дальностью пуска 2500 км и полезной нагрузкой до 1000 кг.

Пакистан, как заявил министр иностранных дел страны в феврале 1992 года, может произвести, по крайней мере, один ядерный боеприпас. Некоторые американские эксперты считают, что он имеет семь ядерных взрывных устройств. Пакистан приобрел в Китае технологии производства баллистических ракет МП, а по некоторым источникам, еще и пусковые установки более чем с 20 ракетами (дальность пуска 300 км, полезная нагрузка 800 кг).

Иран закупил в КНДР некоторое количество баллистических ракет с дальностью пуска до 500 км и полезной нагрузкой 700-1000 кг.

КНДР, по многочисленным заявлениям американских официальных лиц, проводит секретные работы по созданию ядерного оружия и располагает количеством плутония, достаточным для производства, как минимум, трех ядерных боеприпасов. Многие западные и российские специалисты считают такую оценку весьма завышенной. В Северной Корее продолжаются испытания баллистической ракеты с дальностью пуска до 1000 км. Имеются также 54 пусковые установки баллистических ракет «Скад» различных модификаций.

В сложившихся условиях усилия мирового сообщества направлены на поиск путей сдерживания «околоядерных» государств и укрепление режима нераспространения ядерного оружия, что требует прежде всего расширения числа участников договора (пока его не подписали Аргентина, Бразилия, Индия, Израиль и Пакистан). Вместе с тем, как подчеркивают западные политики, присоединение к договору еще не служит надежной гарантией предотвращения или прекращения военных ядерных программ. Так, хотя Ливия, Ирак, Иран и КНДР являются участниками договора (Пхеньян, правда, объявил весной 1993 года о намерении выйти из него), однако это не мешает им продолжать работы в ядерной области в военных целях. Вот почему все чаще высказывается мнение о необходимости совершенствования системы контроля со стороны МАГАТЭ.

Одно из слабых мест в деятельности агентства связано с тем, что оно инспектирует лишь заявленные ядерные объекты и не обладает правом требовать предоставления возможности для инспекции всех имеющихся в той или иной стране объектов такого рода. У МАГАТЭ нет полномочий на проведение внезапных проверок (оно обязано сделать заявки заблаговременно). Такой порядок позволяет инспектируемой стране скрывать секретные программы или перед прибытием представителей агентства проводить мероприятия по их маскировке, вывозу в другие районы соответствующего оборудования, материалов и т.д.

Наиболее вероятными путями совершенствования системы контроля и проверок могли бы стать: включение в соответствующие документы требования о заблаговременном уведомлении МАГАТЭ о строительстве новых ядерных объектов или переоборудовании имеющихся; увеличение количества инспекций и упрощение процедуры оформления документов на въезд в страну инспекторов; предоставление права проводить проверки по подозрению.

Одновременно для усиления режима нераспространения мировому сообществу предстоит осуществить большую работу в политической и военной сферах по укреплению системы международной безопасности в целом. К основным направлениям этой деятельности эксперты, в частности, относят следующие: выработка механизма предоставления ядерными державами надежных гарантий безопасности неядерным государствам - участникам договора; укрепление атмосферы сотрудничества и доверия во всемирном масштабе, и особенно на региональном уровне, что позволило бы ряду стран повысить «чувство безопасности» и ослабить стимул к обладанию ядерным оружием; постепенное формирование безъядерных зон, и прежде всего в регионах с нестабильной военнополитической обстановкой; дальнейшее сокращение ядерных арсеналов США и России; подключение в перспективе к этому процессу Великобритании, Франции и Китая; введение полного и всеобъемлющего запрета на ядерные испытания; прекращение производства расщепляющихся материалов в военных целях во всемирном масштабе и установление контроля МАГАТЭ за всеми ядерными технологиями и материалами; предотвращение выезда специалистов-ядерщиков в страны, которые подозреваются в осуществлении ядерных программ военной направленности.

Усиление режима нераспространения ядерного оружия признается подавляющим большинством государств одной из серьезнейших проблем на ближайшие десятилетия, и такой подход заслуживает всемерной поддержки и одобрения. Вместе с тем начинает обнаруживаться тенденция, свидетельствующая о намерении некоторых стран воспользоваться этим для решения собственных задач при проведении региональной политики. Так, американцы осуществляют двойной подход в отношении различных «околоядерных» государств в зависимости от того, насколько их политика отвечает национальным интересам США. Вашингтон, в частности, усиленно муссирует вопрос об угрозе появления в КНДР ядерного оружия, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что она в обозримом будущем вряд ли войдет в «ядерный клуб». В то же время Белый дом не высказывает никакого беспокойства по поводу ядерных амбиций Израиля, который, по единодушной оценке западных специалистов, реально располагает внушительным ракетно-ядерным потенциалом.
США разрабатывают также планы применения в одностороннем порядке военной силы против государств, подозреваемых в осуществлении программ создания ядерного оружия. Это предоставляет ЦРУ и разведывательному управлению министерства обороны право на проведение тайных операций, включающих организацию диверсий на военных объектах и в научно-исследовательских центрах, других специальных мероприятий. Такие действия могут привести к серьезным негативным последствиям и вместо нормализации обстановки в том или ином регионе способствовать резкому обострению ситуации, инициировать серию террористических акций возмездия со стороны безответственных режимов и группировок. К тому же опыт последних лет показал, что использование силы, даже с благородными гуманитарными намерениями (как в Сомали, на Гаити), не достигает поставленных целей, а лишь заводит решение проблемы в тупик.

Распространение ядерного оружия, как и остальных видов ОМП, без сомнения, еще долгое время будет представлять собой наиболее серьезную опасность для мира и международной стабильности. Противодействие данной угрозе или хотя бы ее уменьшение потребует объединения усилий мирового сообщества для того, чтобы на коллективной основе, с учетом интересов большинства государств, заинтересованных в недопущении применения ядерного оружия в региональных конфликтах, найти реальные пути решения этой крайне сложной задачи под жестким международным контролем.

Полковник В. Иванов, 1994 год

***