1972 год - вот эти храбрые вояки только что драпали из Вьетнама...
В книге Матье Николя представлено более 350 из 15 000 рассекреченных изображений, которые он нашел в Интернете. На них изображены вовсе не модели, а реальные военные из различных родов войск, позирующие в военной форме.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить! Фотографии предоставлены Матье Николем/SPBH/MACK
Несмотря на уродливые реалии войны, эстетика, граничащая с военным, долгое время была связана с индустрией моды и поп-культурой в целом; от повсеместного использования камуфляжных принтов и эполет на плечах курток до повсеместного принятия таких цветов, как армейский зеленый и хаки. Эти стили также появлялись на сцене в последнее время: на DNC и Lollapalooza (с кампанией Harris-Walz и туром Chappell Roan «Midwest Princess» соответственно).
Матье Николь, чья уникальная новая монография называется «Fashion Army», не особенно увлечен армией. «На самом деле я коллекционер фуд-фотографии и фоторедактор», — сказал он CNN во время видеозвонка. Однако новое название, недавно опубликованное SPBH Editions в тандеме с выставкой на французском фестивале фотографии Les Rencontres d'Arles (сейчас гастролирует), рассматривает «эволюцию военной формы в культовую моду» — а именно через прототипы униформы — и следует за его книгой фуд-фотографии 2022 года «Better Food for Our Fighting Men».
Оба являются результатом исчерпывающей исследовательской практики Никола, которая несколько лет назад привела его в Natick Soldier Systems Center (NSSC) армии США, все еще действующий военный комплекс в районе Бостона, который занимается не оружием, а функциональностью (в основном текстилем), и огромным корпусом рассекреченных фотографий. Из почти 15 000, которые он нашел в онлайн-архиве, «Fashion Army» реконтекстуализирует редакцию из 350, показывая изображения немоделей из различных родов войск, позирующих в форме.
Американские армейские канцелярские мыши... или складские тетки, "сидящие на тушенке"...
Изображения предоставлены Центром солдатских систем армии США в Натике (NSSC), все еще действующим военным комплексом в районе Бостона, который занимается не оружием, а функциональными вопросами — в первую очередь текстилем.
Снимки в стиле каталога были сделаны по неизвестным причинам, поскольку армия США отказалась отвечать на многочисленные вопросы Николя о происхождении и целях фотографий.
Теплые шапки нужны, ведь Армия США так мечтала оккупировать СССР...
"Fashion Army" исследует, как военный стиль влиял на различные субкультуры на протяжении десятилетий...
Хотя отправной точкой Николя была фотография, как отмечает модный критик Анджело Флаккавенто в эссе к книге «Функция есть форма», в ней присутствует сквозная портновская линия: «Изображения в этой книге, — полагает он, — не только обладают неотъемлемым качеством моды, но и на самом деле источают яркое чувство настоящего».
Серия имеет чувственность модного портфолио, в то время как сама одежда отражает принты, структуры и силуэты современных тенденций, или, скорее, наоборот (фотографии были сделаны в период с начала 70-х до начала 90-х годов, что примерно совпадает с окончанием войны во Вьетнаме и началом первой войны в Персидском заливе, отметил Николь).
«Они не предназначались для публикации», — сказал он. «Армия США — это общество в обществе, на нее работают тысячи людей, и (хотя) эти изображения не являются пропагандой, они были созданы для рекламы, чтобы продать свои прототипы различным подразделения и родам войск в армии».
Назад в будущее... почему разные носки и где твои берцы, сынок?
«Эти изображения так сильно перекликаются с тем, что я вижу сегодня, некоторые изображения выглядят почти как рекламные кампании Carhartt», — сказал Николь.
Связь между изображениями здесь и более широкими модными тенденциями также очевидна. Одна фотография мужчины в красном флисе в паре со стегаными брюками кажется особенно актуальной в 2024 году, в то время как тот же узор в виде луковичного одеяла говорит о моде на подкладки, возглавляемой такими брендами, как Uniqlo и Marfa Stance. Камуфляж, естественно, также преобладает на страницах книги, в то время как солнцезащитные очки, которые появляются, перекликаются с более экспериментальной дизайнерской модой.
«У меня есть 15-летняя дочь, которая носит мешковатые вещи и камуфляжные узоры, и у (креативного директора Louis Vuitton) Фаррелла Уильямса и ребят из Vuitton тоже есть эти камуфляжные узоры. Интересно, что и очень высокая мода, и уличная мода черпали (вдохновение). Военные исследования всегда имеют гражданское применение».На передней и задней обложках мужчина и женщина появляются по отдельности в белых защитных жилетах, напоминая широко известные показы Хельмута Ланга 1998 года, на которых были представлены похожие модели (Тимоти Шаламе носил архивную версию из черной кожи для продвижения Вонки в Лас-Вегасе в 2023 году). «Модная вещь очаровывает, потому что она в первую очередь радует глаз, но также и потому, что она несет в себе символические ценности, будь то статус или современность», — подчеркнул Флаккавенто.
Еще один... босота! Армия США явно готовилась воевать с советской Россией и её "Генералом Морозом"...
В своем эссе в книге модный критик Анджело Флаккавенто отмечает, что «Изображения в этой книге... не только обладают неотъемлемым качеством моды, но и на самом деле источают яркое ощущение настоящего».
Конечно, военный стиль присваивался различными субкультурами на протяжении десятилетий. Обычно дешевые магазины армейских излишков сформировали контркультурный стиль в 1960-х годах, позже сформировав униформу инди-групп нулевых, таких как The Strokes. Даже дебют Уильямса SS24 для Louis Vuitton, в котором многодефис дебютировал с новой мутацией камуфляжа, был отсылкой к (камуфляжной) ткани Billionaire Boys Club, лейбла, который он основал совместно с японским дизайнером Ниго в 2003 году. Более того, героические вещи итальянских брендов CP Company и Stone Island напрямую ориентируются на эти отношения, отражая инновации армии США.
«Помимо того, что они красивы и качественно сделаны, меня поразило в этих изображениях то, что они сделаны по той же технологии, которую мы видим сегодня», — добавил Никол, передавая свое первоначальное прочтение характеристик изображений, которые соответствуют эстетике 90-х, предложенной Юргеном Теллером и другими. «Когда я показал изображения друзьям, работающим в сфере моды, они показали мне сайты электронной коммерции Acne Studios и Martin Margiela: одежда выглядит так же, модели выглядят так же — но этим изображениям 40 лет».
Зои Уитфилд, CNN
***