Отслужил положенный срок красноармеец Сухов и идет он по бескрайним пескам под палящим солнцем в родную деревню, где ждет его разлюбезная Катерина Матвеевна. Да только оказии всякие случаются на пути. Какой-то человек по горло зарыт в песок. Помочь надо, решает Сухов.
«Давно обосновался?» — спрашивает он и деловито начинает откапывать Саида, зарытого в песок бандитами. Саид благодарен красноармейцу за спасение. А тот невозмутимо отвечает: «Мертвому, конечно, спокойно, зато скучно».
Много добрых дел сделает Федор Сухов, прежде чем попадет домой. Он и сопроводит в безопасное место, спасая от бандита Абдуллы, «освобожденных женщин Красного Востока», и станет при этом терпеливо перевоспитывать темных гражданок из бывшего гарема, внушать им чувство человеческого достоинства. Попадет Сухов в плен к бандитам, которые будут издеваться над ним: «Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?» Сухов со свойственным ему юмором ответит: «Лучше, конечно, помучиться». А потом он ловко выбьет оружие из рук врага и получит желанное освобождение.
Таков он веселый и героический, в воде не тонущий и в огне не горящий бывалый солдат Федор Сухов из фильма «Белое солнце пустыни». Этот образ воплотил на экране популярный актер кино Анатолий Кузнецов.
Заслуженный артист РСФСР Анатолий Кузнецов
— Солдат Федор Сухов — моя любимая роль, — рассказывает артист. — Прошло уже несколько лет после выхода фильма, а он до сих пор волнует сердца. Мне нередко приходится выступать перед зрителями в воинских частях, на флоте. Воины тепло встречают нашу картину. Наверное, Сухова полюбили не за то, что он стреляет на полсекунды раньше, чем враг. Нет, создатели «Белого солнца пустыни» ни в коем случае не стремились сделать вестерн. Хотелось показать доподлинно русского Солдата, который отважно воюет, готов за себя и за товарищей постоять.
Много ролей сыграл заслуженный артист РСФСР Анатолий Кузнецов. Десятки самых разных образов воплотил он на экране. Но, как говорит сам актер, особенно дороги ему герои в военной форме. Так, среди первых его персонажей был фронтовой кинооператор Владимир Сушков в фильме «На дорогах войны».
— Прообразом Сушкова стал замечательный советский кинооператор Владимир Сущинский, — говорит А. Кузнецов. — Он погиб смертью храбрых в дни Великой Отечественной войны, не выпуская из рук камеры. Фронтовые операторы для будущих поколений оставили уникальные кадры кинохроники. Вообразите себе один из эпизодов минувшей войны. Солдаты готовятся к атаке на окопы фашистов. Вот-вот раздастся призывный возглас командира: «За Родину! Ура!» Через считанные секунды со штыками наперевес ринутся на врага доблестные пехотинцы. А их уже опередил человек с кинокамерой, чтобы запечатлеть подвиг современников для истории. И вовсе он не думает о том, что он сам в эти минуты совершает подвиг.
События еще одной ленты, «Весна на Одере», в которой Анатолий Кузнецов играл главного героя, происходят примерно в то же время — «в самом конце этой долгой и трудной войны...», как пелось в песне. Офицер разведки Лубенцов в исполнении актера — один из тех тысяч воинов, кто ценой собственной жизни добывал победу.
Бой на окраине Берлина. Обезумевшие гитлеровцы решаются открыть шлюзы, чтобы затопить собственный город, его мирное население. Лубенцов с белым флагом выходит на площадь, призывая фашистов прекратить бессмысленное сопротивление. Подлый выстрел врага сразил героя.
— Лубенцов не сверхчеловек, — рассказывает А. Кузнецов. — Он, как и его друзья по батальону, мечтает о будущей мирной жизни, строит личные планы. Но война имеет свои законы. Здесь надо делать трудную, но необходимую работу — до последнего боя, до последнего часа.
Нелегко было идти на смертельный риск в апреле 45-го, но нравственный долг советского воина, верность присяге были выше сомнений. Убедительная игра актера красноречиво иллюстрирует эту мысль.
Анатолий Кузнецов играл роли военных людей самых разных воинских званий. Это и майор Андреев в ленте «Фортуна», и лейтенант из советско-югославской картины «Единственная дорога», и майор Горнин в фильме студии «Дефа» «Мой час — нуль», и генерал-полковник Петр Петрович (советско-болгарская картина «Украденный поезд»).
— Мне всегда хотелось, чтобы зритель понял всю глубину душевных устремлений моих героев, — продолжает А. Кузнецов. — Убедительности образа надо достигать в любых ролях. И даже в отрицательных. Так, я играл некоего солдата по имени Жан Петриченко в картине «Бабье царство». Это был стяжатель, для которого деньги — смысл жизни. И я добивался, чтобы зрители его порицали. Кажется, мне это удалось.
А. Кузнецов в роли Федора Сухова. Фильм «Белое солнце пустыни»
Разумеется, положительного героя играть почетно. Не так много у нас артистов, для которых образ хорошего человека стал ведущей темой творчества. Но тут однозначно рассуждать нельзя, они хороши все по-разному, и эту особенность каждого надо убедительно показать, что и удалось сделать А. Кузнецову. Скажем, Федор Сухов из «Белого солнца пустыни» хорош по всем статьям. Главные краски этого образа в сплаве лирических и комедийных черт. А, например, генерал-майор Захаров в кинофильме «Освобождение» — образ умного, деятельного военачальника. Или, скажем, член Военного Совета Веснин («Горячий снег»), в образе которого актер показал гуманность, способность оставаться человечным в самые суровые минуты. Непохожая положительность и у других его героев (фильмы «И на Тихом океане...», «Один сребреник», «Братушка»).
— В советско-болгарском фильме «Братушка», посвященном братству двух народов, вы играете бывалого солдата Алеся Казанка, который сродни Сухову...
— Да, персонажи из фильмов «Белое солнце пустыни» и «Братушка» в чем-то схожи — их роднит доброжелательность. Но в Сухове она шла от сознания героем своей силы, а в Казанке — от мужицкой заботы об окружающих людях. Такой герой дорог мне своим душевным мужеством, умением щедро дарить себя людям.
— Наверное, это и есть тема вашего творчества?
— Моя тема — это мои роли на экране, весь путь в кино.
Тема всего творчества популярного актера кино Анатолия Кузнецова связана с Советской Армией, с лучшими ее представителями. Образ солдата, олицетворяющего собой героического защитника Родины, патриота своей страны, умелого воина — главный в «послужном списке» ролей артиста. И среди самых удачных его работ — солдат Казанок из фильма «Братушка».
А ты меня не спрашивай, где я служу.
Я про это молчу не случайно.
А я тебе скажу — я при конях служу.
Остальное — военная тайна,
— задушевно поет Кузнецов — Казанок. И хотя это солдат из обоза, именно он тот самый советский воин, на которого с надеждой взирают жители многих стран мира. Казанок воевал в Болгарии, освобождал ее от фашистов. И, наверное, про него болгары сложили поговорку: «Терпи, земляк, придет Иван — легче станет».
За создание образа советского солдата Казанка в художественном фильме «Братушка» актер Анатолий Кузнецов награжден серебряной медалью имени А. П. Довженко. Этой награды он удостоен решением Госкино СССР, Союза кинематографистов СССР и Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Немало и других наград получил заслуженный артист РСФСР Анатолий Кузнецов за свою творческую деятельность. Нам хотелось бы узнать о том главном, что движет им в работе.
— Каково ваше жизненное кредо художника?
— Актер должен идти в ногу со временем и даже опережать его. Как шли впереди атаки героические фронтовые кинооператоры. Работать надо честно, отсюда и ответственность за свою профессию, и правда художественного выражения на экране.
— А что бы вы хотели пожелать сегодняшним солдатам?
Заслуженный артист республики Анатолий Борисович Кузнецов пишет на листке блокнота специально для читателей журнала «Советский воин»:
— Молодым советских воинам — больших успехов в ратном деле! Желаю вам всегда с честью выполнять свою боевую задачу. А если нужно, то, как говорят в народе, и щи из топора сварить!
Кадр из фильма «Освобождение» (фильм 3-й «Направление главного удара»). Генерал-майор Захаров — А. Кузнецов)
Б. Велицин
«Советский воин», №6, 1977 год
***