Болгарская эстрада в 1968 году
Прислано Pretich September 13 2024 20:19:59

Гости из Болгарии

Сейчас, когда все так увлечены «сложными» формами эстрадных представлений: мюзик-холлами, спектаклями с единой сюжетной линией или хотя бы сквозным конферансом, было особенно приятно отметить большую удачу наших болгарских друзей, «рискнувших» отдать на суд зрителей программу, состоящую из одних лишь песен.

На сей раз болгарское эстрадное искусство представляли Иорданка Христова, Борис Гуджунов, Паша Христова, Маргарита Радинска и оркестр «София» под руководством Людмила Георгиева.

Болгарские певцы очень молоды, но известны уже не только в своей стране. Бориса Гуджунова, например, хорошо знают и любят наши слушатели — он в пятый раз приезжает в Советский Союз, был в Югославии, на Кубе. Иорданка Христова гастролировала во всех странах народной демократии, в нашей стране, дважды побывала на Кубе. В прошлом году она стала лауреатом конкурса «Золотой Орфей», завоевав первую премию.

Все четверо — выпускники эстрадной студии Болгарского радио и телевидения (ею руководят известные болгарские композиторы, работающие в жанре эстрадной песни). В течение девяти месяцев молодые певцы занимаются здесь вокалом, мастерством актера, техникой речи, движением, танцами.

У всех схожие биографии: начинали петь в школьной самодеятельности, по конкурсу поступили в студию. Лишь Борис Гуджунов пришел туда из армии — его призвание определилось на армейской самодеятельной сцене.

И у каждого — свой исполнительский стиль.

Открыла программу Паша Христова. У нее звонкий приятный голос. Одетая в простое платье, Паша кажется совсем еще девочкой и начинающей певицей, хотя поет уже три года. Думаю, что ее угловатость — актерский прием, помогающий артистке создать свой сценический образ. Первая песня, спетая Пашей («Следы на снегу» А. Бояджиева), не произвела большого впечатления, но чем дальше, тем больше исполнительская манера Христовой, ее искренность и драматизм привлекали слушателей; постепенно раскрывался очень симпатичный творческий облик певицы. И «Серебряная стая» С. Русинова, и французская «Мы снова будем вместе», и, особенно, «Я, ты и розы» Н. Арабаджиева в ее исполнении были награждены дружными аплодисментами.

Маргарита Радинска, пожалуй, наиболее традиционна, если можно считать, что в данный отрезок времени биг-бит стал уже своего рода традицией. Она очень подвижна, великолепно танцует. Ее чуть резковатый голос не поражает тонкостью оттенков: Радинска поет громко, ровно и весело. «Красная Шапочка» И. Стайкова, где все оборачивается трагедией для бедного волка, потому что он влюбляется в Красную Шапочку, и «Моя дочь» А. Заберского, и известная английская песня «Кукла на ниточках», и «Смуглянка» А. Новикова становились скорее поводом для демонстрации жизнерадостности, ритмичности Маргариты Радинской, чем новеллами с сюжетом и образами. Тем не менее, Маргарита Радинсна очень нравится публике — главным образом молодежи.

Куда более разнообразна творческая палитра Бориса Гуджунова. У него красивый, сильный голос и выигрышные внешние данные. Он тоже подвижен и легко танцует. Но отдавая дань моде в остро ритмической «Песне о тебе» П. Ступела, он очень выразителен в лирической песне того же композитора «Снег воспоминаний» (хотя в вокальном отношении пиано Гуджунова звучит хуже, менее наполненно, чем форте) и в печальной балладе Джоунса «Зеленая трава возле моего дома» (в нем ковбой, приговоренный к казни, вспоминает родные места). Артистическим обаянием певца окрашены и «Белая тишина» Б. Карадимчева и «Встреча» А. Бабаджаняна, которую он поет по-русски. На долю Бориса Гуджунова выпал большой и заслуженный успех.

Артисты болгарской эстрады отвечают на приветствия слушателей
Артисты болгарской эстрады отвечают на приветствия слушателей

Завершала программу Иорданка Христова — певица яркого эстрадного дарования. Большой голос сочного, глубокого тембра, темперамент, пластичность движений, выразительные руки — многое дала артистке природа.

— Для меня главное в песне, — говорит Иорданка, — текст: в нем обязательно должны быть мысли и чувства, волнующие моих современников. Поэтому, например, я люблю исполнять песни протеста, поднимающие важные, общечеловеческие проблемы. В моей сегодняшней программе близкими к этому жанру были «Молитва о счастье» молодого болгарского композитора Н. Арабаджиева и «Песня о свободе» замечательного греческого музыканта и патриота М. Теодоракиса... Как и вся молодежь, я люблю биг-бит, потому что это — современный ритм. И еще — мне очень нравится латиноамериканская музыка...

В исполнении Иордании Христовой прозвучали итальянская «Песня о тебе» С. Энрико, бразильская «Шаги», и спеты они были отлично. Меньше повезло «Августу» Я. Френкеля. Должно быть, стараясь освободиться от несколько сентиментального колорита песни, Иорданка Христова трактует ее уж как-то совсем бездумно. Но все-таки наиболее выразительны и хороши были в ее программе песни болгарских композиторов — И. Цанкова, Г. Костова, С. Русинова.

Вообще, надо сказать, что эстрадные произведения болгарских музыкантов, написанные в разных стилях и ритмах, сохраняют мелодичность, яркость красок, эмоциональность, свойственные национальному искусству Болгарии. И очень правильно, что именно свои, болгарские песни преобладают в репертуаре наших гостей.

Оркестр «София» был чутким и веселым партнером певцов (недаром, когда он родился — случилось это в 1958 году, — его назвали сначала «Оптимистом»), а его сольный номер «Чарльстон», полный юмора и обаяния, вызвал горячие аплодисменты всего зала.

Гастроли мастеров болгарской эстрады в Москве совпали с национальным праздником Болгарии — 24-й годовщиной социалистической революции. И приятно отметить, что концерты проходили в атмосфере дружбы и взаимной симпатии артистов и зрительного зала.

Н. Завадская, 1968 год
Фото А Конькова (ТАСС)

***