Балет Филиппин – 1968 год
Прислано Pretich September 13 2024 17:26:19

«Баянихан» балет Филиппин

Мусульманские танцы филиппинских народов - СюитаВыступления Национального балета Филиппин, проходившие недавно в Москве, оказались настоящим радостным откровением для любителей хореографического искусства. Мы познакомились с большой талантливой труппой, очень многое узнали о неповторимо оригинальном танцевальном фольклоре народов Филиппинского архипелага, столь же разнообразном, как и семь тысяч островов, образующих эту республику.

Своим возникновением ансамбль «Баянихан» обязан неутомимой энергии президента Филиппинского университета доктора Хорхе Багодо и сотрудников женского университета в Маниле. Танцевальный фольклор, народную музыку и национальные костюмы они начали собирать еще в двадцатых годах. В 1946 году, после установления независимости Филиппин, их деятельность еще больше расширилась. Начались выступления, поначалу единичные, женской группы Филиппинского университета. А в 1956 году состоялась уже настоящая премьера ансамбля «Баянихан». Слово это не простое. На языке одной из основных народностей Филиппин — тагалогском — оно означает «единение». И в этой труппе, где основные участники — студенты, а уровень исполнения и сценической культуры — высокопрофессионален, соблюдается принцип коллективизма. Тут нет никаких «звезд», и на афише вы не найдете имен отдельных участников, даже самых талантливых.

Удивительно богат репертуар «Баянихана». Он разделяется на три вида постановок: один из них — старинные ритуальные танцы различных островов, где сохранились либо древние обычаи аборигенов, либо следы влияния других культур — индусской, китайской, арабской, малайской. В этой группе был показан ритуальный воинственный танец «Бонток» и погребальный «Банжибанг». В мерцании красного огня полуобнаженные воины с длинными мечами отбивают босыми ступнями мерный и неумолчный ритм, вторя особым, требующим виртуозного мастерства исполнения барабанам. Появляется воин, несущий на плечах погибшего товарища. Все нарастает исступленный ритм пляски, взывающей к богу войны о мести... Затем идет танец победы «Бангет Бендеан», исполняемый в честь победы, одержанной племенем над врагом (речь идет о языческих племенах горной северной части острова Лусон, сохранивших свое древнее искусство).

Заканчивается эта сюита свадебным танцем «Калинга» (очень интересным по костюмам и сложному хореографическому рисунку, требующему знания большого количества замысловатых фигур) и праздничным танцем «Ифугао», исполняя который танцующие желают собравшимся хорошего здоровья, богатого урожая, счастливого брака.

Сценка из цикла Танцы горных районов, Филиппинское народное творчество
Фрагменты программы, показанной в Москве артистами филиппинского ансамбля. Сценка из цикла «Танцы горных районов»

Все танцы идут в сопровождении народного филиппинского оркестра, с особой формы гонгами и барабанами.

А вот праздничный танец «Багобо и Миндайян» (с острова Минданао) говорит о давнем влиянии искусства Индия. Артисты танцуют с колокольчиками-браслетами на щиколотках, под аккомпанемент маленького металлического треугольника, к которому подвешены крошечные гонги. Этот инструмент — магунгуан — дает очень интересное своеобразное звучание, а быстрый ритм танца требует немалой ловкости от танцоров. Ритмическое разнообразие филиппинских танцев придает им особое очарование, своеобразие музыкальных инструментов, преимуществу ударных, пожалуй, не сравнимо ни с чем. В одном из региональных танцев мужские костюмы украшены половинками кокосовых орехов. В руках у каждого участника — тоже половинка ореха. Танцоры сами создают ритм своего танца, ударяя кокосовым орехам, пришитым к их костюмам. Или — другая ритмическая находка, какую вряд ли еще где-либо встретишь. Это увидели в «Мусульманской сюите», так отличающейся оригинальностью танцевальной культуры, колористическим богатств костюмов, интересным музыкальным сопровождением (мусульманское националное меньшинство, проживающее на юге Филиппин, резко отличается по фольклору и обычаям от другого населения и сохраняет особенности своей культуры).

В танце принцессы и придворной дамы, виртуозно исполненном, выносятся бамбуковые шесты, положенные на деревянные блоки. Ритм танца создается ударами шестов то друг от друга (здесь один звук), то о дерево (здесь звук более звонкий). Но и это еще не все. Ритм ударов все убыстряется, а танцующие должны успеть перескочить через шесты до того, как они сомкнутся! И этот сложный по мельчайшему рисунку танец исполняется с поразительной легкостью и непринужденностью.

Танцы из Мусульманской сюиты - Филиппины
Танцы из «Мусульманской сюиты»

Удивительно хорош в «Мусульманской сюите» гордый, величественный танец султанши. Мы не знаем имени солистки, исполнявшей этот танец, но хочется особо отметить ее изящество, ее высокое мастерство, стати, все женщины ансамбля «Баянихан» отличаются замечательной гибкостью и пластичностью корпуса и рук. Быть может, в какой-то степени это является врожденной национальной особенностью. Но больше всего это говорит о мастерстве танцовщиц, о непрерывной работе по повышению танцевального искусства.
Есть в филиппинской танцевальной культуре и своя собственная виртуозная техника, Без длительной тренировки и всестороннего развития всего тела не исполнить танец воинов провинции Ланао «Сагайян-Са Кулонг», в котором танцовщики должны совершать виртуозные и пластичные переходы из одного положения в другое, не вставая с колен. Кстати, этот прием обогатил, по крайней мере, одного хореографа: он использован Робертом Джоффри (его молодая американская балетная труппа приезжала несколько лет тому назад в Москву и Ленинград) в талантливой постановке «Гамелан».

И, наконец, третья группа филиппинских танцев отразила влияния испанской танцевальной культуры, насаждавшейся среди филиппинского народа в течение столетий начиная с XVI века).

Исполняется хабанера Ботолана из цикла Филиппинский праздник
Исполняется хабанера "Ботолана" из цикла "Филиппинский праздник"

Эти танцы исполняются под оркестр гитаристов-виртуозов. Тут и «Полыкабаль» — быстрый, задорный танец, представляющий собой гибрид ритмов польки и испанских танцевальных мотивов, и мазурка, и хабанера «Ботолана», непостижимая по трудности. Так как девушки управляют длиннейшими «трэнами» своих костюмов, не теряя туфель без задников, да еще отбивая ногами ни на минуту не прекращающийся ритм танца, причем, как ни сильно здесь испанское влияние, филиппинский народ сумел сохранить свою самобытность, как бы «наложить» ее на испанские танцы. Вот филиппинский вариант хоты — «Монкадена». И кастаньеты здесь совсем другие — это две бамбуковые палочки, которыми надо уметь распоряжаться, и движения немного другие, и костюмы, в основе испанские, все же отличаются особой красочностью и богатством деталей.

Программа закончилась ночной серенадой «Харана» и общим танцам «Панданго са илау», что означает «Танец света».

Действительно, в ярком искусстве «Баянихана» много света, много красок, много подлинного оптимизма и молодости. И это неповторимое лицо ансамбля создают художественный руководитель Хосе Лардзибаль, музыкальный руководитель Лукресия Р. Канилаг, которой ансамбль обязан высокой музыкальной культурой, великолепный хореограф Лукресия Р. Уртула, умеющая придавать сценическую форму народным танцам, не поступаясь их подлинностью, и художник по костюмам Исабель А. Сантос, которая создала настоящий калейдоскоп красок, переливов шелка, игры жемчуга и камней, южных головных уборов, одеяний... Заведующий постановочной частью Теодоро Идальго соединяет в одно целое все художественные элементы постановок, и этому в значительной степени обязана труппа высокой сценической культурой, которой отмечен весь ее репертуар. Именно эта артистичность, эта театральность, этот вкус и были по заслугам оценены нашими зрителями, тепло приветствовавшими артистов и показанные ими хореографические миниатюры.

Высокая культура и дает «Баянихану» право с гордостью носить название «Национального балета Филиппин». Мы рады встрече с ним и желаем ему новых успехов и творческих удач.

Наталия Рославлева
Фото А. Степанова
«Музыкальная жизнь» №21 1968 год

***