Трио великих певцов
Прислано Pretich September 13 2024 14:57:40

Рубини, Тамбурини и Виардо 1843-1844 гг.

В своих «Записках» М. Глинка вспоминает об одном выдающемся событии в музыкальной жизни Петербурга прошлого века: «Зимою приехали к нам Рубини, Тамбурини и Виардо-Гарсия. Завелся итальянский театр. Виардо была превосходна».

125 лет назад (статья написана в 1968 году - прим. Претич) петербургские гастроли двух замечательных представителей итальянского bel canto - Джованни Рубини (1794-1854), Антонио Тамбурини (1800-1876) и французской певицы Полины Виардо (1821-1910) положили начало так называемой петербургской итальянской опере. Из года в год, почти до начала нашего столетия, выступали на русской сцене выдающиеся певцы Италии, а позднее и Франции, Бельгии, Швеции, Польши, Германии...

Петербургские гастроли в сезоне 1843/44 года проходили с участием русских певцов, во главе с выдающимся басом О. А. Петровым (1806-1878), создателем образов Ивана Сусанина (1836) и Руслана (1842) в операх Глинки, а также хора императорских театров.

Многие оперы Россини, Доницетти, Беллини были представлены в тот сезон. В отзывах прессы, например, о «Севильском цирюльнике» большая дань восторга была отдана Рубини — Альмавиве и Тамбурини — Фигаро. Но Полине Виардо — Розине было уделено наибольшее место:

«Что за теплота, что за увлекательная прелесть (Lieblichkeit) в этом голосе. Вы слышите в ее пении как бы двух певиц — Зонтаг и Пасту, (искусство одной и мощь другой».

Так писал безымянный рецензент «Литературной газеты», напоминая своим читателям о предшествовавших «Итальянской опере» отдельных выступлениях в петербургских концертах великих певиц — Генриетты Зонтаг (Германия) и Джудитты Паста (Италия).

...В опере Россини «Отелло» исполнявший главную партию Рубини и Тамбурини — Яго снова вызвали восхищение того же рецензента, особенно в дуэте второго акта: «Эти два дивных голоса будто сроднились, сжились с детства; они знают все свои слабости и достоинства; один уступает другому первенство там, где другой может выказать свой блеск и силу...»

А Виардо — Дездемоне было отведено особое место: «...Не ищите в ней сценической артистки, у которой .все придумано, рассчитано, заучено, у которой каждое движение грациозно, (каждый эффект театрален. Нет; в ней ничего этого нет... Вы видите перед собой Дездемону, а не г-жу Виардо...»

Трио великих певцов запечатлелось в памяти композитора А. Серова. Так, о «Сомнамбуле» Беллини он писал: «Эльвин — Рубини, Амина — Виардо, граф — Тамбурини! Какое блестящее созвездие талантов первостепенных, несравнимых!

Кто слушал тогда «Сомнамбулу» в этом удивительном исполнении, и слушал так, как следует слушать, наверное и до сих пор хранит в себе память о каждой подробности трех главных ролей, в лице их незабвенных представителей...»

Заслуги Виардо, Рубини и Тамбурини перед нашим музыкальным искусством заключались еще и в том, что они первыми из иностранных певцов исполняли русскую музыку. К. Брюллов увековечил их своим рисунком, как первых исполнителей в Петербурге оперы А. Ф. Львова (1798-1870) «Бианка и Гвалтиеро», музыка которой, правда, не отличалась высокими достоинствами. Но исполняли они и произведения Глинки. Например, знаменитое трио из «Ивана Сусанина» — «Не томи, родимый». Глинка, находившийся тогда в заграничном путешествии, живо откликался на письма друзей, сообщавших ему об этом событии. А в 1853 году великий композитор делился с сестрой Л. И. Шестаковой в письме: «Певица Виардо произвела ужаснейший восторг в моем трио: «Ах, не мне, бедному сиротинушке», что она пела по-русски...»

Сцена из оперы Бианка и Гвалтиеро Литография с рисунка К. Брюллова
Сцена из оперы «Бианка и Гвалтиеро». Литография с рисунка К. Брюллова

По-русски пела Виардо и в своих московских концертах (например, «Соловья» Алябьева, ранее исполнявшегося ею с огромным успехом в спектакле «Севильский цирюльник» в Петербурге). Последний раз она в ступала в Москве в 1853 году (прибыв из Петербурга по только что отстроенной железной дороге, а не в карете, как это было, тех пор). Вернувшись из России в Лондон где она должна была начать свои гастроли, Виардо о русских своих впечатлениях рассказала А. И. Герцену, многие годы восторгавшемуся искусством певицы.

Н. Алексеев
«Музыкальная жизнь» №21 1968 год

***