Плавание во льдах — один из наиболее сложных видов морского плавания. Оно требует от судоводителя внимания как к ведению счисления, так и к своевременному определению места судна. Счисление при плавании во льдах должно выполняться особо тщательно. Обычные способы счисления не всегда применимы, так как компасы и лаги при маневрировании во льдах работают с пониженной точностью. В связи с тем, что подавляющее большинство транспортных судов не оборудовано автопрокладчиками, основным способом счисления во льдах является «пятиминутная прокладка».
Записи курсов, скоростей и ведение необходимых расчетов при счислении этим способом отвлекают судоводителя от наблюдения за окружающей ледовой обстановкой, за дистанциями до судов при плавании в составе каравана и т. д., что снижает безопасность мореплавания. Счисление пути судна с использованием дискового планшета позволяет свести к минимуму перечисленные недостатки.
Планшет представляет собой два диска диаметром 350 мм, которые вращаются вокруг общей оси, проходящей через их центры. Верхний диск изготавливается из тонкого оргстекла толщиной 1-1,5 мм. По окружности диска наносится разметка от 0 до 360° по часовой стрелке. Рабочая поверхность диска обрабатывается мелкой наждачной шкуркой до получения матового оттенка.
Нижний диск изготавливается из 5-миллиметровой фанеры или тонкого текстолита. На диск накладывается миллиметровая бумага, а по краю диска тушью наносится индекс в виде риски длиной 15-20 мм. Центры дисков совмещают и фиксируют шпилькой.
В качестве дискового планшета можно использовать круг СМО, который применяется на судах для решения векторных треугольников.
Прокладка на планшете осуществляется следующим образом. Вращая полупрозрачный диск над индексом, устанавливается отсчет среднего курса за промежуток времени, равный 3 или 6 мин. Из центра планшета в принятом масштабе по направлению среднего курса откладывается величина S1 и на полупрозрачный диск карандашом ставится точка 1. Величина S1 определяется по показаниям лага или по значению средней скорости, получаемой различными способами за промежуток времени, равный 3 или 6 мин. Затем над индексом устанавливается отсчет среднего курса за следующий промежуток времени и из точки 1 в направлении, параллельном этому курсу, откладывается величина S2. Такая последовательность сохраняется до момента переноса счисления на путевую карту.
При переносе счисления на путевую карту последнюю счислимую точку на планшете устанавливают на линии, соединяющей индекс и центр планшета. Отсчет генерального курса снимается над индексом, величина пройденного пути в принятом масштабе определяется по расстоянию между центром планшета и последней точкой.
При использовании дискового планшета легко определяется генеральный курс и плавание между любыми точками пройденного маршрута, а также возможно нанесение опасных расстояний, пеленгов, изобат и т. п. Погрешность счисления не превышает 2% от пройденного расстояния, что можно считать вполне достаточной точностью при плавании во льдах.
Результирующая погрешность при среднем выводе по ряду курсов не выходит за пределы 3%.
Предлагаемый метод счисления с использованием дискового планшета был апробирован в навигацию 1975 и 1976 гг. на борту атомного ледокола «Арктика».
А. Казаков, старший помощник капитана атомного ледокола «Ленин» Мурманского пароходства
«Морской флот», №1 1982 г.
На многих, а может быть и на всех новостроящихся судах устанавливаются современные лаги ИЭЛ-2, которые являются чисто электронными приборами. Сам прибор изменился, но его обслуживание до сих пор остается на уровне обслуживания старых механических и гидравлических лагов.
Виной тому само слово «лаг». Если все прочие радионавигационные приборы, основанные также на принципах чистой электроники, обслуживаются квалифицированными специалистами — начальниками раций или вторыми радистами-радионавигаторами, то электронный лаг выпал из этого списка. Служба связи, основываясь только на названии «лаг», категорически возражает против передачи его обслуживания начальнику рации или второму радисту. Такой догматический подход к важному делу, видимо, наблюдается и в других пароходствах.
Штурманам копаться среди множества транзисторов и сопротивлений без знания сути дела совсем не с руки. В то же самое время на больших судах имеются 4 специалиста с высшим образованием — два радиста и два электромеханика, которые специально обучались электронике. Они и должны, по логике вещей, обслуживать электронные приборы. Надо только отбросить узковедомственный подход к этому делу и изменить соответствующие положения, включив и электронный лаг в число радионавигационных приборов.
Такое приведение к общему знаменателю существующих положений и практических нужд только поможет общему делу, в том числе сохранности и должному обслуживанию важного навигационного прибора.
В. Ванин, капитан теплохода «Борис Бувин» Эстонского пароходства
***