О планах командования сухопутных войск США по дальнейшему повышению эффективности боевой подготовки соединений, частей и подразделений большое внимание уделяется вопросам ее планирования и контроля. Считается, что от этого во многом будут зависеть качество проведения занятий и в конечном счете боеготовность войск.
Планирование боевой подготовки. Основой для него является приказ министра армии по боевой подготовке на учебный год. В нем определяются лишь общие направления обучения войск и даются сроки обязательных мероприятий (учений, маневров, занятий на полигонах других стран и т. д.), проводимых в соответствии с планами боевой подготовки войск, указывается учебное время (на год).
В целях достижения единообразия в организации и проведении боевой подготовки, а также экономии времени на планирование для командиров соединений и частей вышестоящими штабами разрабатываются рекомендации, учебные планы, инструкции, методические указания и т. п.
В дивизиях и отдельных бригадах разрабатываются приказы и общие планы боевой подготовки. В приказах конкретно определяются цели, сроки и этапы обучения, нормативы для проверок. Кроме того, указываются количество и сроки проведения учений и других мероприятий по планам старших начальников, порядок решения задач по идеологической обработке, материально-техническое обеспечение занятий, выделение подразделений родов войск в состав тактических групп, порядок использования учебной базы, нормы расхода боеприпасов и горючего. В них также включается информация, необходимая соответствующим командирам для планирования боевой подготовки подчиненных им подразделений и организации контроля за ее ходом, указывается порядок отчетности. Общие планы в дивизиях и отдельных бригадах составляются на учебный год, а затем уточняются в каждом квартале. К приказу по боевой подготовке прилагаются графический план боевой подготовки и перечень основных мероприятий.
Исходными планирующими документами в мотопехотных и танковых батальонах являются программа боевой подготовки и оценки боеготовности войск ARTEP 7-15 (Army training evaluation programme), наставление по организации и проведению боевой подготовки FM 21-6, руководство по боевой подготовке ТС 21-5-2, руководство по повышению классности.
Программа боевой подготовки и оценки боеготовности войск представляет собой документ, который включает все необходимые материалы по организации боевой подготовки личного состава и подразделений дивизий постоянной готовности и обеспечивает командиров информацией по различным вопросам построения учебного процесса. В ней определены основные цели подготовки, примерные учебные задачи для обучения и проверки батальона, роты, взвода, отделения (экипажа, расчета), изложены требования, как в условиях, приближенных к боевым, проверить способность подразделений выполнять боевые задачи. Она является одновременно и справочным документом для командиров подразделений, руководителей и инструкторов по боевой подготовке при составлении программ обучения подразделений, учебных планов, расписаний занятий. Программа состоит из 13 глав. В первых четырех изложены общие положения, раскрывающие ее содержание, задачи обучения, методику проведения занятий, обязанности командиров различных степеней по организации обучения личного состава, вопросы составления планируемых документов, контроля и учета боевой подготовки, меры безопасности при проведении занятий. В следующих двух перечислены учебные задачи 3, 2 и 1-го уровней подготовки и проверки боеготовности батальонов, рот, взводов, отделений (экипажей, расчетов). Отдельная глава посвящена противотанковой подготовке, а в остальных излагаются задачи по обучению мотопехотных (танковых) подразделений совместно с подразделениями других родов войск и специальных войск. Кроме того, в приложениях программы перечисляются учебная литература, методические пособия, учебные кинофильмы, официальные руководства, наставления и приказы, которые необходимо использовать в ходе обучения. Прилагается также таблица расхода боеприпасов и имитационных средств, выделяемых для отработки учебных задач.
Наставление по организации и проведению боевой подготовки и руководство по боевой подготовке используются как приложения к программе и содержат рекомендации по разработке учебных задач, дают ряд методических советов по проведению занятий. Руководство по повышению классности — главный документ, который определяет нормативы для каждого военнослужащего и подразделений в целом.
Программы и планы боевой подготовки батальонов разрабатываются на шесть месяцев. Основой при их составлении для рот являются содержание учебных задач и очередность выполнения, которая предписывается для батальонов и может быть примерно следующей: выполнение соответствующих нормативов по одиночной и специальной подготовке отдельными военнослужащими и в составе мотопехотных (танковых), противотанковых, минометных, разведывательных, зенитных отделений (экипажей, расчетов), взводов, рот и батальонов; проведение специальной подготовки, направленной на ознакомление (изучение) с групповым оружием, и получение классности; выполнение других задач по программе ARTEP 7-15 (противотанковая подготовка, ведение боевых действий в особых условиях и т. д.).
В ротах на основании указаний командира батальона, программы ARTEP 7-15, нормативов и руководства по повышению классности составляются детальные планы боевой подготовки на квартал и подробные графики на две недели. За месяц до начала занятий они доводятся до личного состава и изменяются только в исключительных случаях.
Установленные нормативы для рот дают основное направление боевой подготовке во взводах и отделениях, определяют содержание подготовки подразделений в целом (по американской терминологии — выполнение коллективных учебных задач). Во взводах и отделениях разрабатываются подробные недельные планы, которые объявляются за две недели. В ротах составляются расписания занятий на пять дней недели.
В основе организации боевой подготовки в сухопутных войсках лежит так называемый принцип децентрализации. Он заключается в предоставлении достаточно широких прав командирам батальонов и рот самостоятельно организовывать процесс обучения подразделений. Они могут сами определять содержание боевой подготовки, последовательность и сроки отработки учебных задач, выбирать формы и методы проведения занятий. Командирам батальонов и рот предоставлена возможность, учитывая способности, военную и психологическую подготовку личного состава, уровень обученности и слаженности каждого подразделения и их боевое предназначение, творчески подходить к требованиям программ, вносить свои изменения для более эффективного решения задач боевой подготовки.
Такой порядок организации боевой подготовки в батальоне имеет строгую последовательность. Вначале определяются задачи каждого подразделения и батальона в целом по их боевому предназначению и конечные результаты обучения. Затем проводится анализ этих задач, возможностей подразделений батальона и личного состава по их достижению и устанавливаются условия для выполнения каждой задачи, определяются нормативы и оценочные показатели. Потом анализируется уровень обученности личного состава и подразделений и определяется несоответствие между необходимым уровнем подготовки и имеющимся, оцениваются возможности по его ликвидации.
На основании анализа уровня подготовки личного состава, слаженности подразделений и задач боевой подготовки командиры сами определяют, на каких учебных задачах необходимо сосредоточить усилия, какие следует повторить, какие можно вообще опустить. В отдельных случаях командир батальона или роты может включить в план боевой подготовки даже темы из курса начального обучения, если личный состав по степени своей обученности в этом нуждается.
При децентрализованной организации боевой подготовки учебные задачи доводятся до каждого военнослужащего, подразделения и части в соизмеримой форме, а задачи боевого слаживания дифференцируются, очередность их выполнения четко определяется. При этом командиры батальонов и рот обязательно учитывают организационно-штатную структуру, укомплектованность, техническое оснащение своих подразделений, а также обязательные мероприятия по боевой подготовке, проводимые по планам старших начальников и определенные учебными программами, наличие и состояние учебно-материальной базы.
При организации боевой подготовки таким способом методические руководства рекомендуют не постепенное обучение от отделения до батальона, а одновременное во всех звеньях, что необходимо осуществлять выборочно с учетом потребностей и возможностей того или иного подразделения. Например, если в роте А выявлено недостаточное слаживание отделений в наступлении, то ее личный состав обучается действиям в составе отделений в наступательном бою. Рота В в это же время может отрабатывать учебные задачи по противотанковой подготовке, а рота С обучаться ведению аэромобильных боевых действий. Время на отработку учебных задач конкретно не определяется. Обучение ведется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый уровень.
По мнению зарубежных специалистов, такой подход базируется, прежде всего, на возможной децентрализации действий войск в современном бою, успех которого будет во многом зависеть от обученности подразделений и слаженности их действий. Применение принципа децентрализации позволяет более конкретно учитывать реальные условия, в которых будет осуществляться боевая подготовка, и способствует повышению ответственности командиров.
Не исключается и другой подход к построению учебного процесса, выражающийся в большей централизации при организации и руководстве боевой подготовкой, в более последовательном ее проведении. Но и в этом случае командирам предоставлена самостоятельность в вопросах организации и проведения боевой учебы.
Как подчеркивается в западной прессе, различные подходы к организации боевой подготовки в сухопутных войсках США обусловливаются прежде всего степенью обученности личного состава. Так, если подразделение или часть укомплектованы в большинстве своем военнослужащими, прошедшими курс начального обучения в учебных центрах и частях, то применяется, как правило, первый способ. Если же большее количество личного состава подразделения или части составляют военнослужащие, которые йё проходили курс начальной подготовки в учебных центрах, либо уровень их обученности ниже требуемого, то применяется второй способ. Практика показывает, что оба они зачастую взаимно дополняют друг друга.
Контроль за ходом боевой подготовки. Деятельность командиров всех степеней и боевая подготовка проходят под постоянным контролем вышестоящих штабов и старших начальников, которые обязаны определить основные учебные задачи, организовать необходимое материальное обеспечение, проводить проверку и оценку боевой подготовки.
Контроль за ходом боевой подготовки рассматривается командованием армии США как важнейший составной элемент процесса обучения, стимулирующий систематическую работу по выполнению программного материала, совершенствованию профессионального мастерства военнослужащих, слаживанию подразделений. Он позволяет объективно установить уровень обученности личного состава выполнению своих функциональных обязанностей и степени боеготовности подразделений и частей.
Как отмечается в иностранной военной печати, основными формами контроля за ходом боевой подготовки являются проверки, которые рассматриваются как часть боевой подготовки и проводятся с большой интенсивностью. На них отводится до 14%, учебного времени. По составу проверяемых они бывают, как их классифицируют американские военные специалисты, коллективными и индивидуальными, по методу и времени проведения — текущими, контрольными и инспекторскими.
Коллективные проводятся для определения степени обученности, боевой слаженности подразделений, частей и соединений, индивидуальные — уровня одиночной подготовки военнослужащих, выявления недостатков в ней.
Коллективные текущие проверки (то есть проверки подразделения в целом) осуществляются, как правило, обучающими командирами и представителями вышестоящих штабов в ходе повседневной учебы для контроля за боевым слаживанием подразделений и частей, определения объема и качества отработанного учебного материала, вскрытия недостатков в обучении.
Коллективные контрольные проверки проводятся с отделениями (экипажами), взводами, ротами и батальонами для определения соответствия достигнутого ими уровня боевой готовности установленным для них показателям в конце каждого квартала, их положительная оценка является официальным подтверждением выполнения учебных задач одного уровня сложности и разрешением на переход к другому. В ходе их подразделения и части решают учебные тактические задачи в комплексе с другими предметами обучения. Например, батальон со средствами усиления выводится в поле, где в течение отведенного для проверки времени его подразделения последовательно от отделений (экипажей) до батальона в целом выполняют контрольные задачи, по которым определяется оценра их боевой готовности. Особое внимание при этом обращается на слаженность подразделений, их умение сочетать огонь и маневр, на быстроту, правильность и четкость выполнения тактических приемов и действий в различных ситуациях современного боя, рациональное использование местности, техники и видов оружия, поддержание тесного взаимодействия с приданными подразделениями, на умение командиров управлять подразделениями в бою.
Если подразделение получило неудовлетворительную оценку хотя бы по одному из установленных показателей (нормативов), проверка откладывается, а ему предоставляется время на устранение недостатков. Повторная проверка планируется не ранее чем через шесть недель после первой.
Индивидуальные текущие проверки в процессе обучения проводят (выборочным методом) командиры и штабы батальонов, командиры рот, а иногда взводов не реже раза в неделю с обязательным выставлением оценок за успеваемость. Если в ходе проверки выявляется, что солдат не усвоил программу обучения на данном этапе, с ним организуются дополнительные занятия и через неделю проводится повторная проверка. При положительном результате командир взвода сообщает об этом офицеру, ведущему учет боевой подготовки роты, и солдат продолжает заниматься в составе своего подразделения. Если же он опять не добился успеха, то его посылают в «школу солдата» (учебный батальон) для прохождения специального курса интенсивной подготовки.
Контрольные проверки одиночной подготовки военнослужащих проводятся офицерами штаба батальонов совместно с представителями штабов бригад, как правило, один раз в квартал для оценки выполнения установленных показателей. Кроме того, индивидуальная подготовка проверяется в ходе квалификационных зачетов (раз в полгода).
Инспекторские проверки осуществляются по планам вышестоящих инстанций для всестороннего изучения и оценки обученности личного состава и подразделений в целом, организации и методики боевой подготовки и уровня боевой готовности.
Полковник Ю. Грошев, кандидат военных наук
Зарубежное военное обозрение. №12 1987
***