Аргентина имеет старейшую в Латинской Америке военную промышленность - еще в 1927 году было основано предприятие ФМА («Фабрика милитар де авионес»), производящее военные самолеты. Она также была первой в регионе страной, объявившей о переходе к самообеспечению оружием. Мощным импульсом к организации оборонной промышленности в Аргентине послужило решение США об ограничении ей военной помощи после переворота в 1964 году. Это привело к принятию в 1967 году «Плана Европы», который предусматривал налаживание лицензионного или совместного с европейскими странами производства всех необходимых для национальных вооруженных сил видов оружия.
Дополнительным стимулом к дальнейшему развитию военной промышленности Аргентины стал неудачно закончившийся для нее вооруженный конфликт с Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов (1982), в ходе которого США и другие западные страны под нажимом Лондона блокировали поставку оружия и средств МТО. Это неформальное эмбарго заставило Буэнос-Айрес пересмотреть планы развития национальной военной промышленности, сделав больший упор на собственные силы. Одновременно возникли трудности с получением из-за рубежа некоторых технологий, необходимых для развития военной индустрии.
В последнее время Аргентина предприняла ряд важных политических шагов с целью прорыва военно-экономической блокады со стороны западных стран. Ее участие в операциях многонациональных сил против Ирака в 1991 году привело к некоторому улучшению взаимоотношений с Великобританией и, как следствие, с США. К числу других важных инициатив, направленных на получение доступа к новым технологиям, относятся решение аргентинского руководства прекратить работы по созданию баллистической ракеты в рамках программы «Кондор-2» и подписание с США в феврале 1993 года документов по вопросам передачи и зашиты стратегических технологий. В декабре 1993 года Аргентина первой из латиноамериканских стран стала полноправным членом международной группы по контролю за нераспространением ракетных технологий. Однако, как отмечают многие зарубежные эксперты, дальнейшее расширение военно-технического сотрудничества с Соединенными Штатами будет зависеть от политического урегулирования англо-аргентинского территориального конфликта в Южной Атлантике.
В сложившейся обстановке руководство страны особое внимание уделяет приватизации государственных оборонных предприятий. Основными целями проводимой реформы являются постепенное уменьшение дотаций из государственного бюджета и увеличение эффективности производства. Общая стоимость объектов военно-промышленного комплекса, которые намечается приватизировать, по оценке экспертов, составит 250 млн. долларов США.
Как полагают специалисты министерства обороны Аргентины, приватизация приведет в действие необходимые производственные ресурсы, а также станет стимулом к наращиванию военного производства.
Предполагается, что вооруженные силы будут участвовать в проведении исследований, разработок и испытании оружия и военной техники, производство же и продажа будут находиться в руках частного сектора. В зависимости от стратегического значения предприятий доля государственной собственности в них будет различна. Например, производство такой специфической продукции, как стрелковое вооружение, взрывчатые вещества и боеприпасы, останется в руках государства.
Военная промышленность Аргентины - одна из самых развитых в Латинской Америке. В стране освоен выпуск всех видов обычного оружия и военной техники главным образом по лицензиям ведущих фирм Запада. Объем производства в основном удовлетворяет потребности вооруженных сил, однако наиболее сложные виды современного оружия импортируются.
Рис. 1. Учебно-боевой самолет ІА-63 «Пампа», построенный на авиационно-промышленном предприятии ФАМА
В авиационной промышленности насчитывается более 100 предприятий (в том числе пять сборочных). Военные заводы этой отрасли располагают современной технологической базой, обеспечивающей производство композиционных материалов, проведение специальной обработки металлов и других сложных процессов, но в результате финансового кризиса осуществление широкомасштабных программ откладывается.
Выпуском военных самолетов в основном занимается авиационно-промышленый комплекс ФАМА («Фабрика архентина де материал аероспасьяль») в Кордове. Это старейшее аргентинское военное предприятие (известное ранее как ФМА), входившее в состав управления МТО ВВС, в настоящее время находится в стадии приватизации. В соответствии с первоначальными планами, объявленными в 1988 году, аргентинские ВВС должны были владеть 46 проц, собственности ФАМА и итальянской фирмой «Аэриталиа» намечалось продать 44 проц, собственности и аргентинской частной фирме «Течинт» - 10 проц. Последующее соглашение между ФАМА и итальянской компанией «Агуста» по лицензионному производству вертолета А-129 заставило аргентинские ВВС аннулировать соглашение с «Аэриталиа», а первоначально предусмотренную для нее долю собственности ФАМА в 1989 году было решено продать фирме «Агуста». Однако и это соглашение не было реализовано. В конце 1990 года командование ВВС Аргентины объявило о планах по ликвидации собственности «Аэриталиа» в ФАМА, увеличив таким образом свою долю. Тогда итальянская компания отказалась вкладывать финансовые средства в этот авиационный комплекс.
В соответствии с заключенным в 1988 году соглашением между ФАМА и «Агуста» аргентинская сторона имеет право на производство боевых вертолетов А-129 «Мангуста» (не более 400). Тем не менее ВВС страны до сих пор не определились с закупками этого вертолета. ФАМА располагает лицензией на выпуск двухмоторного транспортного самолета SF600 с правом продажи в странах Латинской Америки. Однако начало производства сдерживается из-за недостатка финансовых средств.
До середины 1992 года ФАМА производила штурмовики ІА-56 «Пукара» (всего 93 самолета). С 1988 года в сотрудничестве с германской фирмой «Дорнье» она выпускает самолеты ІА-63 «Пампа» (рис. 1) в двух вариантах: учебно-боевой и штурмовик. Первоначально планировалось построить 100 таких самолетов, но в последующем этот показатель возрос до 300 (100 для аргентинских ВВС и 200 на экспорт). Однако данный уровень иностранным специалистам кажется завышенным, так как мировой рынок перегружен учебными самолетами, а национальные ВВС сократили заказ до 64.
Заключено также соглашение с бразильской компанией ЭМБРАЭР о совместном производстве и продаже военно-транспортного самолета СМА-123. Для аргентинских ВВС заказано 20 таких машин. Общая стоимость разработки составит примерно 298 млн. долларов, из которых 70 проц, выделит Бразилия и 30 - Аргентина. В такой же пропорции (по стоимости) будет распределяться производство узлов самолета, при этом ЭМБРАЭР отвечает за выпуск носовой и центральной частей фюзеляжа, а ФАМА - крыльев и хвостовой части. Ведутся переговоры с американской фирмой «Макдоннелл Дуглас» о возможности организации производства запасных частей и ремонта состоящих на вооружении ВВС Аргентины штурмовиков А-4М «Скай-хок», поставленных из США.
В течение 90-х годов ФАМА планирует разработать новые легкие истребители и штурмовики, предназначенные в основном на экспорт.
В начале 1991 года было объявлено, что на заводе компании «Синкуль», выпускающей легкие гражданские самолеты «Пайпер», будет развернуто лицензионное производство канадских вертолетов Белл 212 и 412. Сборка вертолетов Хьюз 500 по американской лицензии ведется также компанией РАКА («Репрезентасьонес аэро комерсиалес архентинос»).
Бронетанковая промышленность. Государственное предприятие «Тамсе», образованное в 1974 году, специализируется на выпуске по германской лицензии среднего танка ТАМ (рис. 2) и БТР VCTP. В 1986 году, после того как с 1979-го было произведено 200 танков и 150 БТР, выпуск бронетанковой техники пришлось приостановить по финансовым причинам. Последний контракт на поставку 250 танков в ОАЭ был аннулирован в середине 1991 года. В настоящее время на складах «Тамсе» имеются 75-100 танков и комплектующие части для сборки почти 500 БТР.
В конце 1991 года аргентинское правительство приступило к ликвидации данного предприятия с последующим использованием производственных мощностей в качестве базы для мастерских по ремонту бронетанковой техники, состоящей на вооружении сухопутных войск. Дальнейшая судьба «Тамсе» не ясна, хотя компании «Маэда» и «Мерседес-Бенц оф Аргентина» заинтересованы в его приобретении.
Рис. 3. Подводная лодка типа «Санта Крус» (проект 1700) ВМС Аргентины
Судостроительная промышленность. Самые крупные верфи страны - «Танданор», АФНЕ и «Домеко Гарсия». Верфь «Танданор», являющаяся частным предприятием, занимается техническим обслуживанием и ремонтом судов. АФНЕ построила по германской лицензии четыре из шести фрегатов проекта «МЕКО 140». Работы над оставшимися двумя приостановлены. Корабли предназначены на экспорт, предположительно в Кувейт или Тайвань. На верфях «Домеко Гарсия» ведется строительство по германской лицензии подводных лодок типа «Санта Крус» (проект 1700, рис. 3). Первые две ПЛ построены в 1984 и 1985 годах, третья, полностью собираемая из аргентинских комплектующих (заложена в 1983-м), готова на 70 проц., а четвертая (в 1985-м) - на 50 проц. Строительство пятой лодки прекращено в июне 1993 года после выполнения 2-3 проц, работ по сборке корпуса. Предполагается продать все ПЛ этого типа (в том числе и недостроенные). В числе возможных покупателей называются Тайвань, Венесуэла и Индонезия. На верфях «Домеко Гарсия» с 1988 года проходят ремонт и модернизацию две подводные лодки типа «Салта», построенные в Германии (проект 1200). Ремонт был приостановлен в 1990 году и возобновлен в марте 1993-го.
Основу артиллерийско-стрелковой промышленности составляет объединение «Фабрикасьонес милитарес», включающее предприятия по выпуску оружия и материалов, необходимых для его производства.
Основным производителем артиллерийского вооружения является военный завод в Рио-Терсеро (провинция Кордова). Он выпускает 155-мм буксируемые гаубицы и РСЗО: 105-мм 16-ствольную «Памперо» и 127-мм 36-ствольную САПБА-1. Производство стрелкового вооружения налажено на военных заводах «Доминго-Матеу» (Росарио), который в октябре 1992 года был преобразован в компанию с ограниченной ответственностью, и «Генерал Сан-Мартин». На заводе «Фрай Луис Бельтран» по лицензии швейцарской компании «Эрликон» производятся 35-мм зенитные пушки, а французской «Томсон-Брандт» - 81- и 120-мм минометы.
Завод в Эль-Пилар производит пиротехнические материалы, взрывчатые вещества, детонаторы и взрыватели для военных и гражданских целей. Взрывчатые вещества выпускают также военные заводы в Рио-Терсеро и в Вилья Мария.
Объем производства артиллерийско-стрелкового вооружения полностью обеспечивает потребности вооруженных сил. Часть продукции экспортируется.
В стране налажен выпуск ракетного оружия (ПТРК, УР класса «воздух - земля», НАР на государственных предприятиях «Фрай Луис Бельтран» (ПТРК «Матого», до 1978 года) и СИТЕФА (УР «Мартин Пескадор» ASM-2, лицензионное производство УР «Габриэль» МкЗ).
Военные НИОКР ведутся в научно-исследовательском центре вооруженных сил. К началу 1993 года здесь был разработан вариант ЗУР «Халкоп» для замены «Роланд», продолжаются работы по созданию ПКР типа французской «Экзосет» и ПТУР второго поколения с автоматической системой управления. В 1992 году президент Аргентины К. Менем официально заявил о прекращении работ по созданию баллистической ракеты «Кондор-2». Этот проект начал осуществляться в период правления военного режима в 1976-1983 годах. К весне 1991 года имелось около 30 собранных или готовых к сборке двухступенчатых твердотопливных ракет, способных нести 300-кг боеголовки на расстояние около 1000 км. По оценке зарубежных специалистов, проект создания ракеты обошелся стране почти в 300 млн. долларов.
Аргетина сама активно ищет пути выхода на мировой рынок оружия, ориентируясь на государства Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Так, в 1993 году в Шри-Ланку были поставлены четыре штурмовика ІА-58А. Ведутся переговоры с Тайванем о продаже шести фрегатов проекта «МЕКО 140», подводных лодок типа «Санта Крус» и до 50 штурмовиков ІА-63 «Пампа». Сделка оценивается в 10 млрд, долларов. Однако ее заключению может препятствовать ряд серьезных политических барьеров: возможное ухудшение отношений с Китаем (крупнейший покупатель аргентинской пшеницы), необходимость согласования условий продажи с США, получение разрешения от ФРГ как собственника технологии производства подводных лодок и фрегатов.
Правительство Аргентины полагает, что приватизация военно-промышленного комплекса, привлечение иностранных инвестиций, расширение военно-технической кооперации в первую очередь с Бразилией) приведут к быстрому развитию военного производства, что позволит удовлетворить потребности вооруженных сил, уменьшить зависимость от иностранных технологий.
Подполковник А. Новиков
«Зарубежное военное обозрение» №11 1994 год
***