ВПК Аргентины в 1994 году
Прислано Pretich May 28 2024 18:18:54

Военная промышленность Аргентины

Аргентина имеет старейшую в Латинской Америке военную промышленность - еще в 1927 году было основано предприятие ФМА («Фабрика милитар де авионес»), производящее военные самолеты. Она также была первой в регионе страной, объявившей о переходе к самообеспечению оружием. Мощным импульсом к организации оборонной промышленности в Аргентине послужило решение США об ограничении ей военной помощи после переворота в 1964 году. Это привело к принятию в 1967 году «Плана Европы», который предусматривал налаживание лицензионного или совместного с европейскими странами производства всех необходимых для национальных вооруженных сил видов оружия.

Дополнительным стимулом к дальнейшему развитию военной промышленности Аргентины стал неудачно закончившийся для нее вооруженный конфликт с Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов (1982), в ходе которого США и другие западные страны под нажимом Лондона блокировали поставку оружия и средств МТО. Это неформальное эмбарго заставило Буэнос-Айрес пересмотреть планы развития национальной военной промышленности, сделав больший упор на собственные силы. Одновременно возникли трудности с получением из-за рубежа некоторых технологий, необходимых для развития военной индустрии.

В последнее время Аргентина предприняла ряд важных политических шагов с целью прорыва военно-экономической блокады со стороны западных стран. Ее участие в операциях многонациональных сил против Ирака в 1991 году привело к некоторому улучшению взаимоотношений с Великобританией и, как следствие, с США. К числу других важных инициатив, направленных на получение доступа к новым технологиям, относятся решение аргентинского руководства прекратить работы по созданию баллистической ракеты в рамках программы «Кондор-2» и подписание с США в феврале 1993 года документов по вопросам передачи и зашиты стратегических технологий. В декабре 1993 года Аргентина первой из латиноамериканских стран стала полноправным членом международной группы по контролю за нераспространением ракетных технологий. Однако, как отмечают многие зарубежные эксперты, дальнейшее расширение военно-технического сотрудничества с Соединенными Штатами будет зависеть от политического урегулирования англо-аргентинского территориального конфликта в Южной Атлантике.

В сложившейся обстановке руководство страны особое внимание уделяет приватизации государственных оборонных предприятий. Основными целями проводимой реформы являются постепенное уменьшение дотаций из государственного бюджета и увеличение эффективности производства. Общая стоимость объектов военно-промышленного комплекса, которые намечается приватизировать, по оценке экспертов, составит 250 млн. долларов США.

Как полагают специалисты министерства обороны Аргентины, приватизация приведет в действие необходимые производственные ресурсы, а также станет стимулом к наращиванию военного производства.

Предполагается, что вооруженные силы будут участвовать в проведении исследований, разработок и испытании оружия и военной техники, производство же и продажа будут находиться в руках частного сектора. В зависимости от стратегического значения предприятий доля государственной собственности в них будет различна. Например, производство такой специфической продукции, как стрелковое вооружение, взрывчатые вещества и боеприпасы, останется в руках государства.

Военная промышленность Аргентины - одна из самых развитых в Латинской Америке. В стране освоен выпуск всех видов обычного оружия и военной техники главным образом по лицензиям ведущих фирм Запада. Объем производства в основном удовлетворяет потребности вооруженных сил, однако наиболее сложные виды современного оружия импортируются.

Учебно-боевой самолет ІА-63 Пампа, производства ФАМА
Рис. 1. Учебно-боевой самолет ІА-63 «Пампа», построенный на авиационно-промышленном предприятии ФАМА

В авиационной промышленности насчитывается более 100 предприятий (в том числе пять сборочных). Военные заводы этой отрасли располагают современной технологической базой, обеспечивающей производство композиционных материалов, проведение специальной обработки металлов и других сложных процессов, но в результате финансового кризиса осуществление широкомасштабных программ откладывается.

Выпуском военных самолетов в основном занимается авиационно-промышленый комплекс ФАМА («Фабрика архентина де материал аероспасьяль») в Кордове. Это старейшее аргентинское военное предприятие (известное ранее как ФМА), входившее в состав управления МТО ВВС, в настоящее время находится в стадии приватизации. В соответствии с первоначальными планами, объявленными в 1988 году, аргентинские ВВС должны были владеть 46 проц, собственности ФАМА и итальянской фирмой «Аэриталиа» намечалось продать 44 проц, собственности и аргентинской частной фирме «Течинт» - 10 проц. Последующее соглашение между ФАМА и итальянской компанией «Агуста» по лицензионному производству вертолета А-129 заставило аргентинские ВВС аннулировать соглашение с «Аэриталиа», а первоначально предусмотренную для нее долю собственности ФАМА в 1989 году было решено продать фирме «Агуста». Однако и это соглашение не было реализовано. В конце 1990 года командование ВВС Аргентины объявило о планах по ликвидации собственности «Аэриталиа» в ФАМА, увеличив таким образом свою долю. Тогда итальянская компания отказалась вкладывать финансовые средства в этот авиационный комплекс.

В соответствии с заключенным в 1988 году соглашением между ФАМА и «Агуста» аргентинская сторона имеет право на производство боевых вертолетов А-129 «Мангуста» (не более 400). Тем не менее ВВС страны до сих пор не определились с закупками этого вертолета. ФАМА располагает лицензией на выпуск двухмоторного транспортного самолета SF600 с правом продажи в странах Латинской Америки. Однако начало производства сдерживается из-за недостатка финансовых средств.

До середины 1992 года ФАМА производила штурмовики ІА-56 «Пукара» (всего 93 самолета). С 1988 года в сотрудничестве с германской фирмой «Дорнье» она выпускает самолеты ІА-63 «Пампа» (рис. 1) в двух вариантах: учебно-боевой и штурмовик. Первоначально планировалось построить 100 таких самолетов, но в последующем этот показатель возрос до 300 (100 для аргентинских ВВС и 200 на экспорт). Однако данный уровень иностранным специалистам кажется завышенным, так как мировой рынок перегружен учебными самолетами, а национальные ВВС сократили заказ до 64.

Заключено также соглашение с бразильской компанией ЭМБРАЭР о совместном производстве и продаже военно-транспортного самолета СМА-123. Для аргентинских ВВС заказано 20 таких машин. Общая стоимость разработки составит примерно 298 млн. долларов, из которых 70 проц, выделит Бразилия и 30 - Аргентина. В такой же пропорции (по стоимости) будет распределяться производство узлов самолета, при этом ЭМБРАЭР отвечает за выпуск носовой и центральной частей фюзеляжа, а ФАМА - крыльев и хвостовой части. Ведутся переговоры с американской фирмой «Макдоннелл Дуглас» о возможности организации производства запасных частей и ремонта состоящих на вооружении ВВС Аргентины штурмовиков А-4М «Скай-хок», поставленных из США.

В течение 90-х годов ФАМА планирует разработать новые легкие истребители и штурмовики, предназначенные в основном на экспорт.

В начале 1991 года было объявлено, что на заводе компании «Синкуль», выпускающей легкие гражданские самолеты «Пайпер», будет развернуто лицензионное производство канадских вертолетов Белл 212 и 412. Сборка вертолетов Хьюз 500 по американской лицензии ведется также компанией РАКА («Репрезентасьонес аэро комерсиалес архентинос»).

Средний танк ТАМ производства Аргентины, модернизируют
Рис. 2. Средний танк ТАМ

Бронетанковая промышленность. Государственное предприятие «Тамсе», образованное в 1974 году, специализируется на выпуске по германской лицензии среднего танка ТАМ (рис. 2) и БТР VCTP. В 1986 году, после того как с 1979-го было произведено 200 танков и 150 БТР, выпуск бронетанковой техники пришлось приостановить по финансовым причинам. Последний контракт на поставку 250 танков в ОАЭ был аннулирован в середине 1991 года. В настоящее время на складах «Тамсе» имеются 75-100 танков и комплектующие части для сборки почти 500 БТР.

В конце 1991 года аргентинское правительство приступило к ликвидации данного предприятия с последующим использованием производственных мощностей в качестве базы для мастерских по ремонту бронетанковой техники, состоящей на вооружении сухопутных войск. Дальнейшая судьба «Тамсе» не ясна, хотя компании «Маэда» и «Мерседес-Бенц оф Аргентина» заинтересованы в его приобретении.

Подводная лодка типа Санта Крус проект 1700 ВМС Аргентины
Рис. 3. Подводная лодка типа «Санта Крус» (проект 1700) ВМС Аргентины

Судостроительная промышленность. Самые крупные верфи страны - «Танданор», АФНЕ и «Домеко Гарсия». Верфь «Танданор», являющаяся частным предприятием, занимается техническим обслуживанием и ремонтом судов. АФНЕ построила по германской лицензии четыре из шести фрегатов проекта «МЕКО 140». Работы над оставшимися двумя приостановлены. Корабли предназначены на экспорт, предположительно в Кувейт или Тайвань. На верфях «Домеко Гарсия» ведется строительство по германской лицензии подводных лодок типа «Санта Крус» (проект 1700, рис. 3). Первые две ПЛ построены в 1984 и 1985 годах, третья, полностью собираемая из аргентинских комплектующих (заложена в 1983-м), готова на 70 проц., а четвертая (в 1985-м) - на 50 проц. Строительство пятой лодки прекращено в июне 1993 года после выполнения 2-3 проц, работ по сборке корпуса. Предполагается продать все ПЛ этого типа (в том числе и недостроенные). В числе возможных покупателей называются Тайвань, Венесуэла и Индонезия. На верфях «Домеко Гарсия» с 1988 года проходят ремонт и модернизацию две подводные лодки типа «Салта», построенные в Германии (проект 1200). Ремонт был приостановлен в 1990 году и возобновлен в марте 1993-го.

Основу артиллерийско-стрелковой промышленности составляет объединение «Фабрикасьонес милитарес», включающее предприятия по выпуску оружия и материалов, необходимых для его производства.

Основным производителем артиллерийского вооружения является военный завод в Рио-Терсеро (провинция Кордова). Он выпускает 155-мм буксируемые гаубицы и РСЗО: 105-мм 16-ствольную «Памперо» и 127-мм 36-ствольную САПБА-1. Производство стрелкового вооружения налажено на военных заводах «Доминго-Матеу» (Росарио), который в октябре 1992 года был преобразован в компанию с ограниченной ответственностью, и «Генерал Сан-Мартин». На заводе «Фрай Луис Бельтран» по лицензии швейцарской компании «Эрликон» производятся 35-мм зенитные пушки, а французской «Томсон-Брандт» - 81- и 120-мм минометы.

Завод в Эль-Пилар производит пиротехнические материалы, взрывчатые вещества, детонаторы и взрыватели для военных и гражданских целей. Взрывчатые вещества выпускают также военные заводы в Рио-Терсеро и в Вилья Мария.

Объем производства артиллерийско-стрелкового вооружения полностью обеспечивает потребности вооруженных сил. Часть продукции экспортируется.

В стране налажен выпуск ракетного оружия (ПТРК, УР класса «воздух - земля», НАР на государственных предприятиях «Фрай Луис Бельтран» (ПТРК «Матого», до 1978 года) и СИТЕФА (УР «Мартин Пескадор» ASM-2, лицензионное производство УР «Габриэль» МкЗ).

Военные НИОКР ведутся в научно-исследовательском центре вооруженных сил. К началу 1993 года здесь был разработан вариант ЗУР «Халкоп» для замены «Роланд», продолжаются работы по созданию ПКР типа французской «Экзосет» и ПТУР второго поколения с автоматической системой управления. В 1992 году президент Аргентины К. Менем официально заявил о прекращении работ по созданию баллистической ракеты «Кондор-2». Этот проект начал осуществляться в период правления военного режима в 1976-1983 годах. К весне 1991 года имелось около 30 собранных или готовых к сборке двухступенчатых твердотопливных ракет, способных нести 300-кг боеголовки на расстояние около 1000 км. По оценке зарубежных специалистов, проект создания ракеты обошелся стране почти в 300 млн. долларов.

Аргетина сама активно ищет пути выхода на мировой рынок оружия, ориентируясь на государства Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Так, в 1993 году в Шри-Ланку были поставлены четыре штурмовика ІА-58А. Ведутся переговоры с Тайванем о продаже шести фрегатов проекта «МЕКО 140», подводных лодок типа «Санта Крус» и до 50 штурмовиков ІА-63 «Пампа». Сделка оценивается в 10 млрд, долларов. Однако ее заключению может препятствовать ряд серьезных политических барьеров: возможное ухудшение отношений с Китаем (крупнейший покупатель аргентинской пшеницы), необходимость согласования условий продажи с США, получение разрешения от ФРГ как собственника технологии производства подводных лодок и фрегатов.

Правительство Аргентины полагает, что приватизация военно-промышленного комплекса, привлечение иностранных инвестиций, расширение военно-технической кооперации в первую очередь с Бразилией) приведут к быстрому развитию военного производства, что позволит удовлетворить потребности вооруженных сил, уменьшить зависимость от иностранных технологий.

Подполковник А. Новиков
«Зарубежное военное обозрение» №11 1994 год

***